ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье [2, c. 35]

Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). [4, с. 54]

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).[4, c. 29]

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению. [4, c. 102] Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место. Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.[4, c. 156]

Итак, печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

В настоящее время популярность Интернета поражает и это притом, что Интернет – самый молодой из всех представителей СМИ. Его аудитория увеличивается каждый год. Что все также доказывает неизменную необходимость его существования. Чего не скажешь о традиционных СМИ, количество приверженцев которых уменьшается пропорционально росту количества поклонников Интернета. Статистические данные показывают, что в 2006 году новости в Интернете читали 13% населения, в 2005 году таких было 10%, а в 2013 году – 65% активного населения [3]

Сейчас аудитория русского Интернета насчитывает примерно 21 млн. человек. Традиционные средства массовой информации, в связи с тем, что их основная аудитория стала переходить на сторону Интернет, СМИ, стали всевозможными способами проникать в глобальную паутину. И, каждое крупное печатное издание, радиостанция или телевизионный канал, организации, предприятия, учреждения имеют сайт в Интернете-пространстве, где дублируются новости и вся информация, которую хочется донести до аудитории. В отличие от других СМИ, Интернет предоставляет возможность получать нужную информацию в любое время суток и в любом объеме.

В образовании межличностное взаимо­действие, как отмечает Андрюхина Л.И., достигает педагогических целей только в условиях, когда оно становится проводником взаимопонимания, эмоцио­нального сопереживания, личного доверия и признания. Традиционные компьютер­ные каналы коммуникации, технико-опос­редованные виды общения до недавнего времени значительно уступали по своим возможностям живому непосредствен­ному общению, что приводило к потере функций педагогической коммуникации. Однако технические возможности разви­ваются стремительно [1]. Показательна сравнительная характеристика коммуникативной эффективности, представленной в таблице 1.

Таблица 1. - Характеристики коммуникативной эффективности [1, с. 2756]

Интернет-технология

Обратная связь

Невербальные элементы

Языковое многообразие

Персонификация

Видеоконференцсвязъ

+++

+++

+++

+++

Интернет-тел ефония

+++

+

++

++

Электронная почта

++

+

+

++

Чат

++

+

+

+

Веб-форум

++

-

+

4-

Списки рассылки/

телеконференции

+

-

+

+

Веб-сайт

-

-

+

-

Значима не только воз­можность развития потенциала комму­никативной среды средствами телеком­муникационных технологий, но и то, что колоссально возрастают возможности при­общения к культурному, социальному опы­ту и возможности погружения в различ­ные пространства и среды. Новые телекоммуникационные технологии существенно расширяют не только информационные ресурсы челове­ка, но делают доступной и возможной для каждого обучающегося и педагога рабо­ту в различных культурных средах и про­странствах, позволяют стать реальными участниками значимых социальных собы­тий, непосредственно общаться с извест­ными представителями науки, культуры, бизнеса, управления и т.д. Пространство образования становится по настоящему многомерным и открытым, позволяет че­ловеку реально участвовать в совместной творческой деятельности, вступая во вза­имодействие с творческими сообщества­ми,

Переход на новый этап информатизации современного общества, а значит и образования, который Андрюхина Л.М. связывает с появлением новых телекомму­никационных платформ - технологий теле­присутствия, открывая новые возможно­сти педагогически полноценного освоения информационной среды. Телеприсутствие (англ. TelePresence) — технология проведения сеансов видеоконференцсвязи, обеспечивающая максимально возможный эффект присутствия собеседников в одной комнате (кабинете или зале).это технологические видео­решения для совместной работы, когда воспроизводятся (передаются) максималь­но реалистично образы участников, созда­вая эффект (ощущение) полного личного присутствия.

Наиболее эффективной в педагогиче­ском отношении компьютерно-опосредо­ванная коммуникация становится тогда, когда она осуществляется на основе теле­коммуникационных технологий, среди ко­торых педагогически наиболее значимыми являются технологии «телепри­сутствие». Характеристиками эффективной ком­муникации рассмотренных ранее, что характерные и для телеприсутствия, являются:

-наличие обратной связи;

-много­численность возможностей для ответных откликов различного характера;

-возможность варьировать язык обще­ния, языковое многообразие, средства вы­ражения - устный, пись­менный, паралингвистика, мультимедиа;

-личная направленность» [1].

Указывая на особенности технологии те­леприсутствия, Андрюхина Л.М. добавляет к показа­телям эффективности ещё такой параметр, как иммерсивность (эффект погружения) [1, c. 2756].

Итак, с развитием технологий телеприсутствия становится возможным в полной мере реализовать уже получившие признание и практическое применение современ­ные моделеи личностно-развивающей об­разовательной среды вуза. Именно, телеприсутствие обеспечивает дистанционное проведение учебных занятий, совещаний и других мероприятий, требующих нахождения всех участников в одном месте, с качеством изображения и звука на уровне, практически полностью заменяющем живое общение, с помощью устройства, позволяющее человеку наблюдать за событиями в удалённом месте и так или иначе (информационно или физически) влиять на них.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрюхина Л.И. Технологии телеприсутствия – новая креативная платформа развития образования.// Фундаментальные исследования.- 2013.- №10.- С. 2754-2759.

2. Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ Председатель Науч. – ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л.Кравец. Т. «Россия». – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. – 1007 с.

3. Российские СМИ: количественная характеристика. // Отечественные записки. -2003.- №4.

4. Система средств массовой информации России. / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003. – 231 с.

Просмотров работы: 1612