В современном обществе, нынешнее состояние жилищно-коммунального хозяйства, существенно тормозит развитие экономики страны в целом, что в первую очередь обуславливается рядом проблем связанных с инфраструктурой и качеством обслуживания жилищных комплексов. Как показывает практика, плачевное состояние жилищно - коммунального хозяйства свидетельствует об отсутствии модернизации данной отрасли, а также об отсутствии эффективности ее реформирования.
С целью повышения качества обслуживания и выхода из сложившейся ситуации, необходимо разработать ряд мероприятий способствующих постепенному превращению сферы ЖКХ, в сферу динамично развивающегося, социально-стабильного и технического прогресса.
Среди общего числа выявленных проблем жилищно-коммунального хозяйства по территории Тюменской области, особое внимание необходимо уделить следующим:
Устаревание объектов коммунальной инфраструктуры (износ котельного оборудования, сетей канализации и водопровода);
Высокие тарифные ставки, за пользование коммунальными услугами;
Достаточно высокий уровень аварийного состояния жилых помещений;
Отсутствие эффективного управления со стороны управляющих компаний. [1]
По оценкам многих экспертов, величина износа основных фондов по территории Тюменской области составляет от 60 до 80% от общей величины всего жилищного фонда. В связи с этим наблюдается постепенное снижение числа привлеченных инвестиций, а также доли расходов в ЖКХ, что в свою очередь ухудшает финансовое положение отрасли. Проводимые ранее реформы, относительно увеличения тарифных ставок, с целью привлечения наибольшего числа финансов в сферу ЖКХ, обществом были восприняты негативно, т.к. повышенные ставки никаким образом небыли связаны с улучшение качества коммунального обслуживания, что негативно отразилось на реализации данной попытки реформирования. [2]
Также негативным аспектом, влияющим на неэффективность управления сферой ЖКХ, является отсутствие со стороны государства контроля, над соблюдением требований по содержанию жилищного фонда и своевременного проведения капитальных ремонтов, что приводит к ухудшению технического состояния жилья и представляет собой потенциальную угрозу для жизни общества. Удельный вес аварийного и ветхого жилого фонда по Тюменской области составляет 3,6% . При этом 1% населения, или 13,5 тыс.чел., проживает в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными. [3, с.121]
Все вышеперечисленные проблемы, требует оперативного принятия решений по их устранению, для чего было предложено несколько мероприятий, в целях дальнейшего реформирования сферы ЖКХ.
Усовершенствовать систему финансирования ЖКХ, форму оплаты коммунальных услуг, разработать эффективную тарифную политику, с учетом оценки доступности для потребителя, и создать систему социальной защиты населения;
В целях уменьшения числа уже имеющихся проблем в сфере ЖКХ, в процессе реформирования отрасли задействовать все уровни власти (федеральные, региональные и местные);
Развить конкуренцию среди управляющих компаний по обслуживанию жилищного фонда, нацеленную в первую очередь на улучшение предоставляемых услуг;
Усилить контроль над проведением капитальных ремонтов в многоквартирных домах;
Разработать комплекс мер по привлечению в отрасль частных инвесторов.
Предложенные мероприятия положительно скажутся на процессе реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, помогут выйти из сложившейся в Тюменской области ситуации, относительно качества обслуживания ЖКХ управляющими компаниями и помогут в дальнейшем избегать образования подобных проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вслух.ру. Тюменская интернет газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.vsluh.ru. . (Дата обращения: 27.01.2914)
Итоги работы департамента ЖКХ по Тюменской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://tumen.bezformata.ru. (Дата обращения: 27.01.2914)
Руденко Д.Ю. Комплексный подход к исследованию бедности в регионе// Регион: экономика и социология.- 2013.-№3.- С.121-141.