МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ «САМООБЕСПЕЧЕНИЕ» МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ (НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ). - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ «САМООБЕСПЕЧЕНИЕ» МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ (НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ).

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемой малообеспечености затронуты основные социальные институты общества, наиболее значимым из которых является семья, поскольку качественная социализация определяющая специфику общественного развития происходит в семье. В соответствии с этим, особое внимание исследователей социальной сферы привлекает малообеспеченная семья. Государство и общество на протяжении двух десятилетий пытается преодолеть негативные последствия малообеспеченности семьи, соответственно важнейшим аспектом этой проблемы является поиск инновационных, высокоэффективных путей её решения, оптимизации технологий, форм и методов социальной работы с малообеспеченными семьями. В связи с этим новейшей тенденцией отечественной историографии социальной работы с малообеспеченными семьями является подчеркивание приоритета негосударственной помощи незащищенным слоям населения, а созданию возможностей для граждан самим обеспечить достойный уровень существования. В актуальной Российской методологии социальных наук одной из инновационных и перспективных технологий социальной работы с малообеспеченными семьями признается технология «Самообеспечение».
  1. Теоретические методы исследования технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей.

Необходимость рассмотрения методов исследования технологии «Самообеспечение» обусловлена её новизной. Чтобы выявить и проанализировать проблемы, спрогнозировать перспективы технологии «Самообеспечение» в Амурской области, разработать новые модели помощи малообеспеченным семьям необходимо разработать программу научного исследования. Любое научное исследование не может осуществляться беспорядочно. Оно должно иметь определенную систему и подчиняться заранее разработанному плану. Ориентиром, указывающим путь к получению положительного результата, является метод исследования.

Метод – это способ достижения цели, являющийся программой построения и практического применения теории.

Методы теоретического уровня предназначены для логического исследования собранных фактов, выработки понятий, суждений, формирования умозаключений. На этом уровне научное мышление освобождается от эмпирической описательности, создает теоретические обобщения. Устанавливается соответствие ранних научных представлений с возникающими новыми, и новые теоретические знания надстраиваются над эмпирическими. Здесь широко используются логические методы сходства, различия, сопутствующих изменений.

К методам теоретического уровня, которые применяются при исследованиипроблем и перспектив технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в Амурской области можно отнести следующие:

Дедукция – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. В широком смысле под дедукцией понимается любой вывод вообще, в узком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок). Дедукция способна приводить к истинам, имеющим необходимый характер. Таким образом, вероятностному выводу индукции она противопоставляет достоверный вывод.

Дедукцию, как метод исследования, можно использовать следующим образом. Для нахождения нового знания о предмете, во-первых, надо найти ближайший род, в который входит этот предмет, во-вторых, применить к нему соответствующий закон, присущий всему данному роду предметов. Также метод дедукции применяется в процессе перехода от знания более общих положений к знанию менее общих положений.

В частности применение метода дедукции позволяет охарактеризовать «Самообеспечение» как отдельную технологию, выделить ее признаки, и, следовательно, описать этапы работы с малообеспеченной семьей. Давая определение технологии социальной работы как специфического вида целенаправленного последовательного социального воздействия на клиента социальной работы, предполагающего оптимизацию его жизнедеятельности и его качественное изменение, применительно к технологии «Самообеспечение» можно сформулировать ее понятие. Технология «Самообеспечение - вид профессионального целенаправленного последовательного социального воздействия на малообеспеченную семью, предполагающий повышение качества жизни малообеспеченных семей с детьми по средствам активного вовлечения в процесс трудовой деятельности.

Помимо дедукции изучить сущность и перспективы этой технологии позволяет метод анализа. Анализ – логический приём, метод исследования, в процессе которого изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого. Анализ может быть произведён с целью выделения свойств предмета, расчленения классов на подклассы, расчленения на противоречащие стороны. Цель анализа заключается в познании частей как элементов сложного целого. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ развивающегося процесса позволяет выявить в нем определенные этапы, противоречивые тенденции.

Одной из форм анализа является классификация предметов и явлений. Логика выработала ряд правил аналитического исследования. Перед анализом исследуемого предмета (явления) необходимо выделить его из другой системы, в которую он входит как составной элемент. Необходимо установить основание, по которому будет производиться анализ. Основанием называется тот признак анализируемого предмета, который отличает одни компоненты от других. Анализ должен производиться ступенчато, поэтапно. На каждой ступени анализа должно выбираться одно основание деления, а не несколько сразу. Выделяемые в результате анализа элементы должны исключать друг друга, а не входить один в другой.

На практике касаясь технологии «Самообеспечение» анализ применяется в том случае, если необходимо выявить отдельные глубинные аспекты функционирования, развития и перспектив.

Последовательным методом дедукции и анализа является синтез. Синтез – мысленное воссоединение, объединение в единое целое частей, свойств, отношений, расчленённых посредством анализа. Он всегда связан с анализом, который является началом исследования предмета. Синтез, как и анализ, осуществляется на всех этапах познания.

Синтез соединяет общее и единичное, единство и многообразие. Движение мысли от причины к следствию есть синтетический, конструктивный путь. Он имеет большое значение не только при получении новых фактов, но и при формулировании проблем, конструировании гипотез, разработке теорий, также заключается в объединении различных теоретических утверждений, в результате чего осуществляется межсистемный перенос знаний и рождается новое знание.

Синтез в научном исследовании необходим при решении важных теоретических вопросов:

1) представлении изучаемого предмета как координированной системы связей с видением существенных сторон;

2) выяснения наличия у изучаемых явлений единой природы, общих существенных элементов различных явлений;

3) выявление связей между законами и зависимостями, относящимися к одному объекту.

Синтез не простое сложение частей, а логически-конструктивная операция, используемая как метод исследования для выдвижения идеи, гипотез, развития их в научные теории. В рамках изучения технологии «Самообеспечение»:

- На первом этапе исследования, когда происходит общая ориентировка, сбор данных, уточнение проблемы, выработка гипотезы, применяется преимущественно анализ компонентов процесса и их предварительный синтез.

- На втором этапе обычно происходит изучение выделенных элементов в изменяющихся, варьируемых условиях.

- На третьем этапе полученные результаты обобщаются, соотносятся с целым, проверяются и апробируются в системе целостного опыта.

Важнейшим методом логической систематизации в социальных науках является классификация. Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс в свою очередь делится на подклассы. Классификация представляет собой особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов). Обычно в качестве оснований деления выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация называется естественной, она выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. Классификация может применяться и для систематизации предметов. В этом случае в качестве основания выбирают признаки удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов. Это искусственные классификации. Наконец, наиболее ценными для науки являются классификации, основанные на познании законов, связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития.

Составление классификации подчиняется определенным логическим правилам:

1) в одной и той же классификации должно быть одно и то же основание для выделения каждого элемента;

2) объём членов классификации должен соответствовать объему классифицируемой совокупности, то есть сумма членов классификации должна исчерпывать совокупность и не превышать ее (требование соразмерности деления);

3) члены классификации должны исключать друг друга, т.е. ни один из членов не должен входить в объем другого;

4) подразделение на подклассы должно быть непрерывным, т.е. идти по линии постепенного нарастания или ослабления выделенного в качестве основания признака, не перескакивая через ближайший подкласс.

Также при анализе технологии «Самообеспечение» применяются обобщение и сравнение. Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Когда человек обобщает понятие, то включает его в объём другого более широкого понятия, в объём которого входит и объём исследуемого понятия. Таким образом, чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объём этого понятия.

Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Оно является важной предпосылкой обобщения, играет большую роль в умозаключении по аналогии, также используется в качестве приема дополняющего, а иногда и заменяющего определение. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения.

Сравнению подлежат только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Любое сравнение предполагает в различающихся предметах нечто общее. Без сравнения невозможны аналогия, индуктивные и дедуктивные заключения, классификация, анализ и синтез.

Сравнение как метод можно использовать, рассматривая как технология «Самообеспечение» реализуется в районах Амурской области. Сравнивая можно выявить какие обстоятельства влияют на эффективность реализации, какие возникают проблемы и как с этими проблемами справляются в том или ином районе. Следовательно, обобщив опыт и проделав анализ, можно порекомендовать конструктивный опыт районов.

Таким образом, теоретическое познание отражает внутренние связи и закономерности в явлениях, процессах, постигаемых с помощью рациональных инструментов обработки данных от эмпирического знания. К методам теоретического уровня, которые применяются при исследованиипроблем и перспектив технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в Амурской области можно отнести следующие: дедукция, анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение. Главная задача теоретического познания технологии «Самообеспечение» акцентуирована на достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

  1. Эмпирические методы исследования технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей.

Эмпирический аспект изучения технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей не имеет четко зафиксированных методических основ. Поэтому значение эмпирических методов применительно к этой технологии с нашей точки зрения является наиболее актуальным.

Раскрытие технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в Амурской области на эмпирическом уровне предусматривает применение следующих методов:

Анализ документов.

Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые позволили бы извлечь некую информацию с достаточной надежностью. Эти методы включают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования.

Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников информации, необходимой для решения исследовательских задач.

Используются различные варианты анализа текстовых материалов документов, в которых выделяют два основных типа:

1. Традиционный, или классический.

2. Формализованный, или количественный (например, контент-анализ).

Различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать недостатки каждого.

Традиционный анализ представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя (аналитика). Он включает многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определённой точки зрения принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ является самостоятельным, творческим процессом, зависящим от:

1) содержания и направленности исследуемого документа;

2) условий, целей и задач проводимого исследования;

3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (в этом случае он таит в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа).

Проведение такого анализа заключается в преобразовании первоначальной формы исследуемой информации в необходимую с точки зрения исследователя. Фактически такой способ означает интерпретацию содержания документа, то есть его толкование исследователем при выполнении поставленной перед ним задачи.

Традиционный классический анализ позволяет охватывать скрытые части содержания документа, поскольку исследователь может, а порой и должен, проникать вглубь документа, исчерпывая его содержание.

Данный метод применительно к технологии «Самообеспечение», позволяет не только рассмотреть ее структуру и содержание, но и проанализировать какую эффективность она несет для малообеспеченной семьи. В Постановлении Правительства Амурской области №64 от 14 02 2011 г. «Об утверждении порядка назначения и периодичности предоставления адресной социальной помощи», прописан процесс оказания помощи. Анализируя данный нормативно-правовой документ, можно выявить критерии, по которым отбираются семьи, по каким направлениям оказывается помощь.

Контент-анализ является частным случаем анализа документов. Суть данного метода заключается в том, чтобы найти легко подсчитываемые признаки и свойства (например, частота использования определённых терминов), отражающие существенные стороны содержания документа. При этом содержание документа становится измеримым. Контент-анализ является, прежде всего, количественным методом, предполагающим числовую оценку компонентов текста, дополняемую различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей.

Каждый год семья, участвующая в «Самообеспечение» предоставляет отчет о ходе реализации технологии. В отчете семья указывает, в каком состоянии находится личное подсобное хозяйство, либо трудовая деятельность, какой доход приносит данный вид направления, сколько тратится на личное употребление, а что идет на продажу. Можно посчитать полученные семьей денежные средства от реализации технологии, а также проследить, как улучшилось положение, сравнивая отчеты, взятые по одной семье за несколько лет. Отчеты малообеспеченных семей показывают результаты, которых достигла семья, получившая помощь по вышеуказанной технологии.

Среди методов сбора первичной информации опрос занимает важное место. К нему прибегают при необходимости выявить состояние общественного мнения относительно каких-либо существенных событий в социально-правовой жизни государства и гражданского общества.

В рамках технологии «Самообеспечение» применяют такие разновидности опроса:

а) Интервьюирование выглядит как личная беседа исследователя с интересующим его человеком. Такая беседа чаще всего имеет характер вопросов-ответов и может протекать либо в очной форме, либо по телефону. Полученные ответы фиксируются, обрабатываются, обобщаются, соотносятся с результатами других аналогичных интервью.

Интервьюирование как метод может применяться непосредственно со специалистом, который оказывает помощь малообеспеченной семье. Этот специалист знаком с ситуацией в семье, т.к. для получения помощи обследуются условия клиента. Специалист в ходе реализации технологии выезжает в семью и следит за изменениями. Поэтому он достаточно осведомлен и может описать какой эффект дала технология для конкретной семьи.

б) Анкетирование отличается от интервьюирования тем, что может быть не только индивидуальным, но и групповым. Кроме того, оно предполагает наличие у исследователя заранее составленного вопросника-анкеты. Ею достоинство заключается в том, что оно позволяет одновременно опрашивать большое число людей. Еще одно явное преимущество анкетирования состоит в том, что оно может быть не только именным, но и анонимным. Этот второй вариант для исследователей часто оказывается предпочтительнее первого, поскольку позволяет респондентам давать искренние ответы на вопросы, именуемые на обыденном языке «щекотливыми».

Можно разработать анкету для малообеспеченных семей и опросить их, так как они занимаются «Самообеспечением», т.е. узнать мнение данной категории населения, изнутри изучить проблемы, с которыми сталкиваются семьи, что, по их мнению, можно улучшить.

в) Экспертный опрос.

Цель экспертного опроса заключается в получении информации о самих событиях и явлениях действительности, отраженной в знаниях, мнениях и оценках респондентов. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опроса - экспертными оценками. Основной инструментарий экспертных опросов - анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной программе. Основные функции экспертного опроса связаны с оцениванием социального качества общественных систем и их элементов, вариантов социально значимых решений, достоверности данных (в том числе полученных в ходе массового опроса), социальных последствий реализации проектов и рекомендаций; прогнозированием общественных процессов, аттестацией коллектива и его членов.

В связи с тем, что технология «Самообеспечение» новая, в Амурской области действует недолго, в обыденном сознании она не зафиксировалась, вследствие этого квалифицированное заключение о ней могут дать эксперты. Экспертами могут выступить специалисты управления социальной защиты населения, комплексных центров, где оказывается помощь по технологии «Самообеспечение». Они могут описать функции и задачи технологии, а так же сравнить эффективность по сравнению с другими видами помощи.

Эксперимент - это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится проверка гипотезы исследования.

Основные этапы проведения эксперимента

Эксперимент условно можно разделить на три этапа: подготовительный, организационный, итоговый.

Подготовительный этап включает планирование эксперимента. Определяется цель эксперимента. Подбираются объекты (классы, школы) в качестве экспериментальных и контрольных групп. Выделяется предмет исследования. Определяется длительность эксперимента, продумываются конкретные методики (анкеты, интервью), устанавливаются контрольные, факторные и нейтральные признаки, по которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте. Выбираются способы контроля протекания эксперимента, определяются формы фиксации результатов, способы их обработки. Организовывается апробация на небольшом числе испытуемых, а при необходимости вносятся корректировки.

Этап проведения эксперимента включает изучение начального состояния всей системы. На данном этапе необходимо выявить условия и специфику экспериментальной работы, провести инструктаж участников, если таковые имеются. Необходимо продумать и осуществить фиксацию данных о ходе эксперимента .

Этап подведения итогов экспериментальной работы заключается в том, что проводится описание результатов, характеристика условий, при которых были получены благоприятные результаты, оцениваются затраты времени. В заключение необходимо переходить от эмпирического изучения к теоретической обработке материала, ибо факты всегда есть следствие причин, и эти причины устанавливаются на основе фактов. Обработка материала делается путем вычисления статистик для проверки гипотез, после этого необходимо произвести интерпретацию результатов.

Этот метод предполагает специальную организацию ситуации исследованиям активное вмешательство в нее исследователя,планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Если исследуемая область сравнительно мало изучена и система гипотез отсутствует, то применяется пилотажный эксперимент, результаты которого помогают уточнить направление дальнейшего исследования.

Резюмируя вышесказанное, эмпирический аспект изучения технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей не имеет четко зафиксированных методических основ. Поэтому раскрытие технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в Амурской области на эмпирическом уровне предусматривает применение следующих методов: анализ документов, опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос), эксперимент. В целом, методика исследования должна включать теоретические и эмпирические методы, потому что только комплексный анализ может дать полное представление об исследуемом явлении. Исследование технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в Амурской области должностроиться на целостной системе методов, тогда можно будет выявить проблемы и сделать предположения о перспективах развития, а также разработать предложения и рекомендации по её улучшению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение методов исследования обусловлено необходимостью выявить и проанализировать проблемы, спрогнозировать перспективы технологии «Самообеспечение» в Амурской области, разработать новые модели помощи малообеспеченным семьям. К методам теоретического уровня, которые применяются при исследованиипроблем и перспектив технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в Амурской области можно отнести следующие: дедукция, анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение. Главная задача теоретического познания технологии «Самообеспечение» акцентуирована на достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

Эмпирический аспект изучения технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей не имеет четко зафиксированных методических основ. Поэтому раскрытие технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в Амурской области на эмпирическом уровне предусматривает применение следующих методов: анализ документов, опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос), эксперимент. Таким образом, методика исследования должна включать теоретические и эмпирические методы, потому что только комплексный анализ может дать полное представление об исследуемом явлении.

В целом, исследование технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в Амурской области должностроиться на целостной системе методов, тогда можно будет выявить проблемы и сделать предположения о перспективах развития, а также разработать предложения и рекомендации по её улучшению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике проведения социологического исследования / В.Г.Гречихин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 230 с.

  2. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы: Учеб пособие / С.И. Григорьев, Л Стуслякова, В Ельчанинов – М: изд. – М.: Академия. – 2011. – 296 с.

  3. Жижко, Е.В. Методика исследований в социальной работе: учебно-методический комплекс дисциплины по специальности «социальная работа» / Е.В. Жижко. - Красноярск: изд-во КрасГУ, 2012. - 105 с.

  4. Кочубей, Л.Г. Методологические основы социального анализа / Л.Г.Кочубей. - Москва, 2011. – 273 с.

  5. Морозов, Е.И. Методология и методы анализа социальных систем / Е.И. Морозов. М.: Изд-во МГУ, - 2012. - 176 с.

  6. Новикова, С.С., Соловьев, А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе / С.С. Новикова, А.В.Соловьев. – М., 2012. – 364 с.

  7. О технологии экспертных опросов // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 2009. - 304 с.

  8. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 317 с.

  9. Социальная работа / портал о социальной работе [Электронный ресурс].- Режим доступа : http: //soc-work.ru.

  10. Татарова Г.Г. Основание для выбора методов сбора и анализа информации в социологическом исследовании / Г.Г. Татарова // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 2011г. - № - 3. С. - 23-33.

  11. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. - Самара, 2009. – 349 с.

 

Просмотров работы: 3403