Проблема проявления дружеских отношений современных школьников привлекает особое внимание педагогов, психологов и родителей. Вызывает особое беспокойство избегание детьми партнерства и длительного взаимодействия в ситуациях взаимозависимости. Тема доверия партнеру также влияет на характер имеющегося восприятия дружбы и отношений в детских коллективах. Чувство команды, сопричастность группе часто пугает учащихся возможным давлением или требованием ответственности, но на наш взгляд, чаще всего незнанием преимуществ дружеских отношений над соперничающими. Убедителен факт сложностей налаживания межличностного контакта, общения со сверстником в ситуации фокусирования внимания на учебном процессе. Детерминирующим фактором межличностного взаимодействия у первоклассников становится учебная деятельность, качество выполняемых уроков, а также адаптация к нормам и ценностям учащегося. Качество взаимодействия учащихся остается в сфере спонтанных проявлений, и как следствие развивается за счет личностных ресурсов отдельных детей, более активных, с высоким уровнем социального интереса и коммуникативных способностей. Очевиден факт различной выраженности коммуникативных навыков учащихся и потребностей во взаимодействии. Уже в первые школьные дни весьма заметным становится направленность ребенка на контакты с другими, установление дружеских отношений, привлечение внимание к себе. Одним, достаточно общаться в кругу семьи с самыми близкими людьми, другим, нужны разнообразные связи, различное общение.
Игнорирование задачи формирования дружеских отношений часто приводит к тому, что малообщительные школьники замыкаются в себе и в более старшем возрасте переживают глубокое чувство одиночества и отверженности, а общительные и контактные учащиеся, действуя методом «проб и ошибок» в общении то находят, то теряют друзей, переживая от неумения удержать партнера.
Таким образом, осознавая наличие потребности в общении и признавая факт отсутствия у первоклассников позитивного опыта, важно целенаправленно развивать дружеские отношения в классном коллективе. Перспективой сформированных дружеских отношений и понимающего взаимодействия будет чувство защищенности, принятия. Наличие друга или друзей, позволит учащемуся, в старшем возрасте, избежать выраженных конфликтов с одноклассниками и заручиться их поддержкой в случае посягательства на личность. Наличие сформированных дружеских отношений влияет на чувство уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне.
Все вышесказанное актуализирует проблему изучения становления психологии дружеских отношений.
Теоретический анализ темы развития дружеского взаимодействия показал, что возникшая в конце XIX в. психология дружбы ставила вопросы общего характера: источник дружбы, как соотносятся ее рациональные и эмоциональные компоненты и чем поддерживается однажды возникшее отношение. Исследователи данного периода собрали большой эмпирический материал о том, как разные люди — преимущественно дети и подростки понимают дружбу и выбирают друзей. Но интерпретация данных большей частью не выходила за рамки представлений обыденного сознания и не увязывалась с какими-либо специальными психологическими теориями. Аналитический период психологии дружбы, начавшийся в конце 50-х годов, был связан с социально-психологическими исследованиями межличностной аттракции. В социальной психологии понятие «межличностной аттракции» определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия (социальной перцепции).
Изучая происхождения понятия «дружбы» нами установлено, что слово «дружба» имеет не одно, а несколько различных значений. Так, еще Аристотель разделил дружбу на две разновидности. Он различает дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. На сегодняшний день можно выделить следующие значения понятия дружбы. Значение первое: знакомые. Большинство людей, которых считаются друзьями, на самом деле всего лишь знакомые. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки. Если к ним приходит успех, если они получают какую-нибудь награду или и них случается неожиданное везение, мы не радуемся за них, как за самих себя; ко многим связям подобного типа примешиваются сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты. Конечно, это не посторонние нам люди, между нами существует определенная близость. Таким образом, дружбой называются столь различные на самом деле типы отношений. Речь идет о неверном употреблении слова. Так было в прошлом, так продолжается и сейчас. Значение второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного. Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, - друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Значение третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся с «утилитарной» дружбой; такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому. Значение четвертое: симпатия и дружелюбие. Это общение с той категорией людей, с которыми хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны. Райзман дал следующее определение дружбы: «Друг - это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства». Это определение Райзмана ставит дружбу в число альтруистических, искренних чувств.
Таким образом, проблема дружеских отношений первоклассников может быть связана с отсутствием знания о значимости дружеских отношений и умении дружить.
Литература:
1.Иванова Е.С. Развитие языка эмоций младших школьников//Дружининские чтения сборник материалов XII Всероссийской начно-практической конференции. Под редакцией: И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, Ю.Э. Макаревской, А.А. Смирновой - 2013-с. 114-118.
2.Короткий В.И. Основы семейной психопедагогики (курс лекций) / В.И.Короткий. Архангельск-Март-2003-с. 178.
3.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г.Якобсон.- М.: Педагогика 1984.