Известно, что для формирования личности необходимо взаимодействие и воспитания, и обучения. Хотя долго ходило мнение, что если обучение воспитывает личность, то нет смысла уделять воспитанию отдельного внимания. В образовательной области «Технологии» воспитательными возможностями, главным образом является использованием труда на уроке. При этом трудовому обучению предшествует теоретическое объяснение материала.
Луначарский А.В. же довольного четко разграничивал два понятия – воспитание и обучение «Воспитание - не является одним обучением... ибо человек состоит не только из одного ума, который можно определенным образом наполнить знаниями, но даже при самых прекрасных сведениях и при самом лучшем образовании в смысле обучения человек может, тем не менее, в смысле своих чувств и своей воли быть чрезвычайно отсталым». [1]
Понятие воспитанности означало уровень сформированности у учащегося общественных и эстетических норм, как одной из главных сторон его развития.
Советское время повлияло на развитии педагогики, что в итоге отразилось на целях воспитания. В последующем понятие «воспитание», все больше впитывало в себя идейно-политические аспекты. На тот момент главным ориентиром этического воспитания, была провозглашена мораль строителя коммунизма.
В то время было написано много научных трудов и учебных пособий, которые отражали идеи коммунистического воспитания.
В советский период у понятия «воспитание» было несколько определений:
1) влияние воспитателя на воспитанника с заданной целью
2) создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности
3) управление формированием и развития личности
4) передача социального опыта от старшего поколения к младшему
Некоторые из этих определений утвердились в справочных источниках. Рассмотрим пару определений «воспитания».
«Воспитание — передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду». [2]
«Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях социализма. Воспитание имеет целью формирование коммунистического сознания и поведения, всесторонне развитой личности, подготовку активных и сознательных строителей коммунизма. [3]
Именно в советское время, труд был провозглашен основой жизнедеятельности. Это способствовало развитию труда в школе, как дисциплины.
В настоящее время дисциплина трудового воспитании в школе называется «Технология». Трудовая деятельность – главный вектор для формирования профессиональных способностей. При этом главной чертой воспитательных возможностей образовательной области «Технология», на данный момент, это соединение обучения с трудовым воспитанием, что является основой для любой профессии.
Использованная литература:
1. Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. / Волгогр. политех, ин-т [Ред.кол.: Е.Л. Белкин (отв. ред.) и др.]. - Волгоград: ВПИ, 1989. - 197 с.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
3. Камаев Н. На подступах к XXI веку: Регион.прогр. ЮНЕСКО по высш. образованию // Высш. образование в России. - 1992. - № 3. - С. 153 - 159.