На сегодняшний день нелегальная миграция является серьезной проблемой, а борьба с этим явлением стала одним из главных направлений работы миграционных органов.
Незаконная трудовая миграция приносит пользу только работодателю, так как фактическая оплата очень сильно разнится с реальной стоимостью труда. В то же время экономика и общество из-за массового потока дешевой рабочей силы подвергаются таким угрозам, как:
1) рост коррупции;
2) распространение инфекций, связанных с несоблюдением санитарных норм проживания приезжих рабочих;
3) рост преступности.
По подсчетам государственной информационной системы миграционного учета в Россию ежегодно въезжает порядка 14 млн. иностранных граждан. Около 80% из них составляют граждане стран СНГ. [1]
По последним данным Федеральной миграционной службы на территории России находится 3,3 млн. нелегалов. Среди них больше всего граждан Узбекистана - около 27%, Украины - 15% и Таджикистана - 12%. [2]
Нелегальная миграция и её отрицательные последствия для всех сфер жизнедеятельности общества представляют и значительную угрозу национальной безопасности страны. Нелегальными мигрантами совершается значительная часть преступлений против жизни и здоровья граждан, в сфере имущества, незаконного оборота оружия, наркотических и психотропных средств. К тому же незаконные мигранты способствуют массовому распространению контрабандных товаров, а также усилению напряжения в сфере межэтнических отношений и возникновению этнических конфликтов.
Необходимость борьбы с незаконной миграцией связана с тем, что это явление связано с такими противозаконными действиями, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рабство и торговля людьми.
Одна из мер противодействия незаконной миграции - возвращение иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших миграционное законодательство, в страну их гражданской принадлежности. Также существуют соглашения об обмене информацией между компетентными органами. Такие соглашения заключены с Белорусской стороной и с рядом других стран СНГ.
Несомненно, важнейшее значение для борьбы с противоправной деятельностью в процессе миграции имеет идентификация личности. С 1 января 2013 года вступила в силу норма закона, предусматривающая получение дактилоскопической информации об иностранных граждан, получающих разрешение на работу; начал выдаваться вид на жительство лицам без гражданства и проездной документ беженца, содержащий биометрические данные. [3]
Вопросы, связанные с миграционной политикой, являются одними из главных среди проблем социально-экономической стратегии России на период до 2020 года, в связи с чем государственная миграционная политика РФ требует кардинальных изменений.
Говоря в целом, проблема незаконной миграции в России должна рассматриваться в тесном взаимодействии с улучшением ныне действующего миграционного законодательства и широким повсеместным информированием как мигрантов, так и гражданского общества о незаконности и прекращения такой миграции.
Список литературы/ссылки на интернет-ресурсы
1. Екатерина Егорова. "Незаконная миграция в России"
http://russiancouncli.ru/inner/?id=2003#top
2. "Независимая газета" О проблемах нелегальной миграции в России"
http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0545/gazeta021.php
3. Консультант-плюс «Государственная регистрация. Биометрическая идентификация"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139678/?frame=22