ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Степанова В.К. 1
1Новосибирский государственный университет экономики и управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На сегодняшний день применение инновационных технологий в практике сталкивается с определенными трудностями. Сложность использования высокоэффективных технологий в практике управления объясняется всевозможными факторами, корни которых идут из особенностей отечественной экономической системы, не способной к восприятью новшеств.

Это подчёркивает актуальность выбранной темы. Главной целью данной работы является рассмотрение и изучение инноваций в управлении предприятием.

Для реализации данной цели, были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть аспекты управления инновационным развитием;

  • провести анализ структуры организации и методов управления;

  • выявить проблемы в управлении инновационным развитием.

  • исследовать историю и общую информацию о компании;

  • выявить особенности инновационного развития.

Объектом исследования данной работы является инновационная система управления предприятием. Предметом исследования данной работы является процесс формирования инновационной модели эффективного управления предприятием.

  1. Особенности управления предприятием
1.1 Управление инновациями

Инновация — это интеллектуальное решение, разработка и получение нового знания, которое до этого не применялось, способствующее обновлению сфер жизни людей, а так же последующий процесс его внедрения, с получением дополнительных ценностей.

Инновации сегодня – это необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания в какой-либо сфере.

Понятие инновация, относится к изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации, это так же понимается, как инновационная деятельность. Целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, так же удовлетворение нужд клиентов организации.

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

  • инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

  • инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Научно-исследовательским институтом системных исследований предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

  • технологические;

  • производственные;

  • экономические;

  • торговые;

  • социальные;

  • в области управления.

В данной работе будет рассмотрена инновация в области управления.

Инновации в управлении - это новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению предприятием:

  • маркетинговые исследования в предприятии;

  • создание системы автоматизации инновационного управления;

  • создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия предприятия;

  • повышение квалификации.

Чаще всего потребность в инновациях возникает в кризисный период, когда необходимо принять радикальные меры и прийти к переменам.

Деятельность предприятия в современных условиях протекает циклически (период подъема сменяет период спада). Возникает необходимость проведения на предприятии мер по устранению колебаний. Именно в этом состоит задача управления, которое направлено на постоянный контроль над показателями деятельности предприятий, с целью предупреждения кризисных состояний. Такие меры предпринимаются для пересмотра условий деятельности предприятия и создание новых, усовершенствованных продуктов компании. Таким образом, управление помогает применению инновационных механизмов, для точного регулирования деятельности предприятия разные периоды, как во время кризиса, так и в мирное время.

Высокий уровень компетентности персонала является залогом успешной деятельности всех подразделений предприятия. Именно от трудового потенциала зависит эффективное функционирование системы управления. Качество формирования потенциала персонала осуществляется через внедрение инновационных технологий, включающее профессиональный рост, реорганизацию предприятия, ряд методов и мероприятий. Инновационная составляющая в современных условиях хозяйствования – это важный фактор развития и эффективной деятельности любого предприятия.

Опыт зарубежных организаций за последние годы показал, что там, где определенным образом изменились человеческие отношения, повысилась производительность труда, качество продукции и в целом улучшилась деятельность предприятия. Инновационные концепции управления трудовым потенциалом в развитых странах рассматривают персонал как фактор обеспечения конкурентоспособности, который направлен на подготовку работников с учетом введения новых технологий[14].

Зарубежный опыт ученых-исследователей указывают, что главными аспектами в работе с персоналом должны стать использование индивидуальных способностей и качеств работников согласно стратегии и тактики предприятия, объединения усилий, стремлений персонала с интересами организации.

Современные концепции управления трудовым потенциалом определяют ряд требований к персоналу, такие как:

  • целеустремленность;

  • организованность;

  • анализ и обобщение информации;

  • скорость принятия решений;

  • комплексность принятия решений в условиях неопределенности и нестабильности.

Отечественные ученые наиболее склоняются к методу оценки трудового потенциала по экономическим показателям. Согласно этому методу, определяют период деятельности и производительность труда работника. Чем выше есть эти показатели, тем больший результат для предприятия[14].

Следовательно, развитие потенциала персонала повышает эффективность его использования на предприятии и способствует выходу предприятия на новый инновационный уровень. Постоянное совершенствование человеческого потенциала способствует достижению не только краткосрочного результата, но и улучшению уже существующих тенденций развития национальной экономики и каждого предприятия в частности. Можно сделать вывод, что ключевым аспектом для экономического роста предприятия должна быть, прежде всего, мотивация и развитие человеческого потенциала на всех его уровнях.

1.2 Инновации в управлении предприятием

В современном мире нужно не отставать от передовых технологий и инновации. Высокие темпы роста компаний, обеспечивает ставка на инновационные технологии. Но для достижения качества и уникальности продукции, должно быть правильно сформировано управление деятельностью компании. Поставлены и решены задачи, устранены погрешности и найден самый выгодный путь осуществления идеи продукта.

Существует три условия, при которых инновации в сфере управления создают долгосрочные преимущества:

  1. инновации базируются на новых принципах, бросающих вызов традиционному управлению;

  2. инновации должны быть системными, включающими большой спектр методов и процессов;

  3. инновации являются частью непрерывного процесса нововведений, со временем приводящего к усовершенствованиям.

Для того чтобы организовать процесс управления инновациями, необходимо:

  • привести в соответствие цель управления инновациями для функционирования организации в целом (разработать качественно новый товар для захвата определенного сегмента рынка);

  • выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (к примеру, квалифицированный опытно-конструкторский персонал, но слабая инвестиционная база);

  • определить методы управления инновациями (аналитические, опытно-экспериментальные, экономические, административные и др.);

  • построить механизм управления инновациями.

Механизм управления инновациями состоит из некоторых элементов. Эти элементы находятся как в прямой, так и обратной связи, что обеспечивает наилучшее управление таким специфическим объектом управления, как инновации.

Прогнозирование инноваций в организации — это нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Прогнозирование инноваций дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает реализацию трех основных этапов:

  • установление объекта прогноза;

  • выбор метода прогнозирования (метод экстраполяции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.);

  • разработка самого прогноза и его вероятностная оценка.

Разработка и согласование управленческого решения относительно инновации направлены на сотрудничество инновационного отдела с другими подразделениями организации и управленческим персоналом. Специфика управления инновациями в том, что разрабатывают их, как правило, квалифицированные специалисты, а принимают решение и утверждают план внедрения менеджеры. В связи с этим в организациях, целенаправленных на инновационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он позволяет в коллективе выявить несоответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно.

Управление реализацией управленческого инновационного решения начинается с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывают программу реализации управленческого инновационного решения, которую должны выполнять подразделения в соответствии с деревом целей.

В ходе осуществления инновационной программы задачей менеджеров разных уровней является контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими.

  1. Исследование управления в инновационной деятельности компании СКБ Контур
2.1 Характеристика рассматриваемого предприятия

В настоящее время компания СКБ Контур является закрытым акционерным обществом. Компания является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс. Головной центр компании находится в Екатеринбурге, а в Новосибирске находится только один из его филиалов, по всей России насчитывается около 15 филиалов СКБ Контур. Она существует на рынке уже 25 лет, обслуживает более 1 миллиона клиентов, присутствует в 83 регионах страны.

На рынке российских разработчиков программного обеспечения для бизнеса и бухгалтерии компания СКБ Контур занимает позицию лидера. СКБ Контур является признанным лидером в области разработки новых тиражных компьютерных систем, технологий для автоматизации бухучета и управления предприятиями любых типов, специализированных веб-сервисов. В последние годы акцент деятельности компании смещается с разработки программного обеспечения в сторону предоставления услуг.

Основной целью ЗАО «ПФ СКБ Контур» является создание большой информационной системы, для упрощения работы с отчетностью. Но компания СКБ Контур работает не только с налоговой интернет-отчетностью, но и с электронной цифровой подписью, с помощью которой клиент получает сертификат на использование других продуктов компании.

Для достижения данной цели компания создает разного вида продукты. Каждый, из которых отвечает за свои функции и облегчает задачи клиентов. На данный момент компания выпустила 24 продукта, они дополняют друг друга и делают работу с документами намного проще.

Основными видами деятельности компании СКБ Контур являются:

  • услуги ИТ;

  • консалтинг;

  • разработка и внедрение новых инновационных продуктов компании;

  • разработка программного обеспечения;

  • хостинг.

Компания сотрудничает с крупнейшими федеральными контролирующими и исполнительными органами, такими как: Федеральная налоговая служба; Пенсионный фонд; Фонд социального страхования; Федеральная служба по тарифам; Росстатом; Росинформтехнологии; и многие другие.

Кроме данных органов, у компании СКБ контур заключено партнерство с 860 организациями.

Работа компании связана с внедрением продуктов на рынок и продажей сертификатов электронной цифровой подписи. Но в основном она зарабатывает на платной подписке на веб-сервисы, что кардинально отличает данную компанию от большинства других ИТ- компаний, которые делает деньги на продаже коробочного софта. Это основные источники финансирования данной компании. Поэтому возникает дальнейшая необходимость развивать данное направление, а точнее совершенствовать уже существующие продукты и создавать новые, способные конкурировать на внешнем и внутреннем рынке с аналогичными товарами других компаний.

2.2 Кадры и стратегия компании

Стратегия компании СКБ Контур действует в три магистральных направлениях развития:

  • портал веб-решений;

  • удостоверяющий центр для генерации сертификатов ключей электронной цифровой подписи;

  • юридически значимый электронный документооборот между предприятиями.

Кадровая политика компании в настоящее время направлена на обновление состава сотрудников: на работу принимают молодых и талантливых ИТ-специалистов. Ведется тщательный отбор претендентов на рабочие места. Он включает в себя оценку уровня профессиональной подготовки претендента, стаж работы по профилю (определенной деятельности), анализ личностных качеств и психологического портрета претендента.

2.3 Структура предприятия

Компания состоит из:

  • головного центра, который находится в Екатеринбурге;

  • сервисного центра, который находится в Москве;

  • трех филиалов, в Санкт-Петербурге, Челябинске и в Перми;

  • 12 обособленных подразделений, в Ханты-Мансийске, в Ставрополе, в Ростове-на-Дону, в Великом Новгороде, в Вологде, в Златоусте, в Магнитогорске, в Новосибирске, в Уфе, на Владикавказе, в Краснодаре и в Хабаровске.

Руководство ЗАО «ПФ «СКБ Контур» осуществляет генеральный директор Мраморов Дмитрия Михайловича. Главным председателем совета директоров является Косульников Владимир Васильевич. Директором Новосибирского обособленного подразделения компании является Шушпанов Михаил Михайлович. Также в управленческий состав относятся:

  • заместитель Генерального директора;

  • директор по стратегическому развитию;

  • руководитель Департамента по продажам и работе с клиентами;

  • руководитель Управления разработки;

  • руководитель Управления технической поддержки;

  • руководитель Управления регионального развития;

  • руководитель Центра технической поддержки пользователей;

  • руководитель Управления маркетинга;

  • руководитель управления по работе с клиентами;

  • руководитель Инженерно-компьютерного центра;

  • главный специалист по стратегическому развитию.

В компании так же присутствуют общефирменные службы, такие как:

  • отдел по охране труда;

  • юридическая служба;

  • управление внешних инвестиций;

  • финансово-экономическая служба;

  • управления по обеспечению офисов;

  • управление информационных технологий;

  • отдел информационной безопасности;

  • автотранспортная служба;

  • дирекция.

Схема иерархической структуры организации приведена в рисунке 1. В этой схеме присутствуют только главные элементы структуры компании.

2.4 Функции аппарата управления предприятием

В обязанности аппарата управления компании входит:

  • Осуществлять руководство компании в соответствии с действующим законодательством, определяющим деятельность компании.

  • Организовывать работу коллектива по выполнению месячных планов работы.

  • Осуществлять анализ деятельность каждого отдела и на основе оценки показателей его работы принимать меры по улучшению качества выполнения плана и реализации проектов.

  • Рассматривать и утверждать положения о структурных подразделениях компании.

  • Контролировать выполнение требований правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, охраны труда.

  • Обеспечивать постоянное совершенствование подготовки и повышение квалификации работников и кадров.

  • Контролировать выполнение всех требований по отношению к продаже продуктов и заключению договоров.

2.5 Особенности продукта компании

Хочется уделить внимание одному из главных направлений компании СКБ Контур, а именно налоговой отчетности. Инновацией в налоговой отчетности стало то, что отчетность начали отправлять через интернет сразу в контролирующие органы. А ведь раньше до появления электронного документооборота специалисты компании-клиента проходили через путь определенных сложностей, а именно через так называемую традиционную сдачу налоговой отчетности:

  • заполнить и напечатать отчет и доверенность (около 30 минут);

  • подать на подпись директору или руководителю;

  • отстоять очередь в кабинет инспектора/на почту (около 3-4 часов);

  • сдать отчетность (30 часов).

Сейчас все намного проще. Начиная с 2000 года, появилась интернет-отчетность. Этим занималась компания СКБ Контур, разработав и выпустив новый продукт, который назывался – «Контур-Экстерн». Программа, с помощью которой через интернет отправлялась отчетность в контролирующие органы. Распишем по пунктам электронную сдачу налоговой отчетности:

  • заполнить отчет (5минут);

  • отправить в контролирующий орган (5 секунд);

  • получить подтверждение (около 2минут).

С внедрением этой системы у пользователей появился ряд преимуществ:

Во-первых, она проста в применении. Каждый сотрудник, который имеет доступ к ней и к интернету, мог отправить отчетность. При этом не приходилось долго мучиться и просить помощи технического работника.

Во-вторых, отчеты доходят в контролирующий орган гарантировано. За всю работу данной системы, ни один отчет не потерялся, так как на базе веб-технологий это просто невозможно.

В-третьих, все отправленные отчеты хранятся на защищенном сервере. Даже при поломке компьютеров эти данные будут сохранены. А для доступа к ним нужен только компьютер, подключенный к интернету.

В-четвертых, обновление системы производится автоматически на сервере «Контур-Экстерн» специалистами компании СКБ Контур. Для этого не нужно что-либо скачивать или устанавливать.

Экономия интернет-отчетности заключается в экономии времени и денег. Раньше вы бы потратили несколько часов для сдачи отчетности, а сейчас вам стоит только нажать кнопку отправить, а не ехать и стоять ожидая своей очереди

К примеру, если раньше бухгалтер тратил около 4 часов для сдачи отчетности, то сейчас он тратит на это пару секунд. Отсюда:

4 часа = 240 минут= 14400 секунд

14400/2 = 7200

То есть за эти четыре часа вы можете отправить около 7200 отчетов. Смотрите, сколько времени было сэкономлено.

Опираясь на все выше сказанное, можно сказать, что инновации, связанные с интернет-отчетностью, являются очень полезными из нововведений. И главное они совершенствуются. Под них пишут новые программы, сервисы и серверы, а так же совершенствуют уже созданные.

Несмотря на инновационные достижения компании, все равно есть определенные проблемы.

  1.  
    1. Опрос сотрудников

Для полной картины о компании, был проведен опрос сотрудников компании.

Таблица 2. Плюсы и минусы компании.

Плюсы компании

Минусы компании

Хороший старт для молодого специалиста

Нацеленная на результат политика компании

Достойная высокая зарплата.

Зарплата выплачивается без задержки.

Сложенный коллектив

Удобное местоположение

Разные корпоративные мероприятия за счет компании

Обучение, тренинги, семинары, видео-семинары, иностранные языки

Новые инновационные продукты и идеи их реализации

Хорошие условия для работы

Современное оснащение офисов мебелью и техникой.

Отсутствие роста

Продвижение знакомых и родственников на неподходящие должности

Снижение роста продуктов, отсюда снижение роста компании.

Нерациональные расходы

На основании опроса сотрудников компании СКБ Контур, выделили плюсы и минусы компании. Узнали мнения каждого сотрудника.

  1.  
    1. Интернет сервисы компании

Среди продуктов компании «СКБ Контур» есть бесплатные и платныесервисы. Бесплатными сервисами компании являются:

  1. Сервис «Контур-Фокус» - помогает ориентироваться в бизнес-среде. Система собирает исторические сведения о компаниях.

  2. Справочно-правовая система «Норматив» -сеть Интернет обеспечивает доступ к системе из любой точки и с любого компьютера. Содержит в себе следующую информацию: налоговое, Трудовое, Гражданское законодательство; авторские аналитические материалы; судебная и арбитражная практика; шаблоны договоров, бланков, используемых в делопроизводстве любой компании.

  3. Сервис «Эксперт» - Это веб-сервис для проведения финансового анализа предприятия. Продуктом может успешно пользоваться человек с любым уровнем финансовой грамотности: программа запрашивает минимум информации и дает четкую интерпретацию результата.

  4. Сервис «Документовед» -сервис предназначен для быстрой регистрации ООО и ИП. Сервис «Документовед» подготавливает документы, даёт инструкции и сопровождает с момента принятия решения о создании бизнеса и на протяжении всего его существования.

  5. Видеосеминары - дает возможность просматривать: семинары признанных экспертов; профессиональный видеоролик; методические материалы; ответы экспертов;

нормативные акты по теме.

  1. Диадок -сервис для обмена электронными документами с контрагентами.

  1. Инновационные аспекты в управлении компании СКБ Контур
  1.  
    1. Анализ инновационного управления компании

Для более наглядного изучения инновационных аспектов управления, рассматривается компания СКБ Контур.

Для организации процесса управления инновациями, в компании СКБ Контур нужно заострить внимание на разработке качественно нового товара и выявление преимуществ и недостатков предприятия.

Механизм управления инновациями в компании СКБ Контур состоит из нескольких элементов:

  • прогнозирование инноваций;

  • планирование инноваций;

  • анализ ситуации;

  • идентификация потребности в инновации;

  • определение критериев выбора альтернатив инноваций;

  • разработка альтернатив;

  • установление наилучшей из них;

  • разработка и согласование управленческого решения;

  • управление реализацией;

  • контроль и оценка результатов.

Эти элементы используются и в других предприятиях. Они находятся как в прямой, так и обратной связи, что обеспечивает наилучшее достижение взаимосвязи между управлением и инновациями.

Осуществление всех этих элементов направлено на конечный результат, который приведет к качественной работе и новым достижениям. Отработку навыков по отбору перспективных проектов, разработку и управление инновационными проектами, проведению экспертизы и оценки - от всего этого зависит будущее инновационных проектов связанных с ростом и реализацией данной компании. В ознакомление с механизмами финансирования инновационных проектов на различных стадиях дает возможность определить важность инновации и реализовать в жизни более удобные условия для разработки продукции.

Таким образом, для управления инновациями в компании необходим системный подход, определяющий взаимосвязь и взаимозависимость между подразделениями организации, характеризующий прямые и обратные связи в структуре управления.

3.2 Проблемы инновационного управления

В условиях возрастающей динамичности рынков, постоянного изменения социально-экономической ситуации, быстрого развития новых технологий особую важность приобретает процесс управления инновациями. В отличие от других видов деятельности предприятий инновации связаны с повышенным уровнем риска и значительными объемами инвестиционных ресурсов. Внедрение единой системы планирования и управления проектами для организации инновационной сферы поможет существенно повысить эффективность реализации проектов компании.

Одним из наиболее важных аспектов совершенствования системы проектного управления является оценка ее эффективности, позволяющая осуществлять контроль и вовремя вносить коррективы в случае отклонений.

Применение в компании формализованных методов управления проектами (инновационными проектами), позволяет более обоснованно определять цели и оптимально планировать инновационную деятельность. Более полно учитывать проектные риски, оптимизировать использование имеющихся ресурсов и избегать конфликтных ситуаций, контролировать исполнение составленного плана, анализировать фактические показатели и вносить своевременную коррекцию в ход работ, накапливать, анализировать и использовать в дальнейшем опыт успешно реализованных проектов нововведений.

Заключение

Каждая компания стремиться быть успешной на рынке. Она выбирает свои цели и стратегии, а так же тактические действия, которыми будет руководствоваться. Поддерживает имидж компании в глазах конкурентов и своих сотрудников. Ведь сотрудники - носители информации о компании во внешнюю среду.

Инновации в сфере управления зависит от того, какие внедряют инновационные идеи и практические инновации в системы, и процессы управления. Весьма важно не забывать о том, что инновация – это не самоцель, а одно из средств совершенствования управления в целях повышения качества работы всего предприятия. Кроме того, каждая из организаций должна сама решать, в какой мере ей нужны инновации и, как добиться оптимального соотношения между стабильностью и преемственностью, с одной стороны, новаторством и риском, с другой стороны. Не все элементы работы производственного сектора можно усовершенствовать с помощью инноваций.

Инновационный подход должен быть и к персоналу, это один из важных компонентов в управлении и развитии организации. В каждом сотруднике нужно видеть индивидуальность. Такого подхода требует рынок. Видение каждого сотрудника как индивидуальности дает толчок таким направлениям в работе как разработка эффективной системы аттестации персонала, разработка системы мотивации работников, управление инновационной деятельностью предприятия и др.

Все это влияет на инновационное управление компании в целом. Без этих элементов, сложно добиться качества и контроля работы, выпуска продукции, а так же совершенствования в различных сферах и услугах предприятия.

Список использованных источников
  1.  
    1. Проблемы управления инновационной деятельностью в сфере малого предпринимательства / Под ред. д. э. н., проф., засл. деят. науки РФ В. А. Гневко. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. — 308 с.; ил

    2. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыты. / Под ред. А.В. Тычинский. Таганрог: ТРТУ, 2006.

    3. Управление инновационным потенциалом производственных систем: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Герасимов, Л.С.Минина, А.В. Васильев. Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Новосибирск: НГАСУ, 2003. - 64 с.

    4. Гунин В.Н. Управление инновациями. Входит с состав 17-модульной программы «Управление развитием организации» / Под ред. В.Н. Гунин - ИНФРА-М, 1999. - 328 с.

    5. Игнатов В.Г. Теория управления: учеб. пособие. Изд 2-е, перераб. и доп. / Под ред. В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010. - 478 с.

    6. Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 11. Под ред. Князев С.Н., Ганчеренок И.И. Июнь 2007 г. [Электронный документ] URL: http://www.pac.by/dfiles/001897_461559_145_gancheronoc.pdf

    7. Инновационный Менеджмент. Управление инновациями. [Электронный ресурс] - http://www.grandars.ru

    8. Инновационный аспект управления трудовым потенциалом на предприятии. 12 мая 2013г. [Электронный ресурс] - http://ezarabotok.info

    9. СКБ Контур «Памятка» 2012г.

    10. СКБ Контур «Памятка» 2011г.

    11. Сайт компании СКБ Контур [Электронный ресурс] - http://kontur.ru/

    12. Образовательный сайт Википедия [Электронный ресурс] - http://ru.wikipedia.org

    13. Сайт компании СКБ Контур [Электронный ресурс] - http://ca.skbkontur.ru/

Просмотров работы: 8464