ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ЭКРАНОПЛАНОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ? - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ЭКРАНОПЛАНОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ?

Каменских И.-Н.В., Каменских И.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дальний Восток (ДВ) в настоящее время присутствует во многих долгосрочных программах развития экономики Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений является развитие транспорта ДВ: автотранспорт (автодороги), трубопроводы (газопроводы, нефтепроводы), морской транспорт (газовозы, танкеры, постройка угольных терминалов), магистральный авиатранспорт (аэропорты). Основные мощности магистральных видов транспорта: морского, автомобильного, железнодорожного перетягивает на себя добывающая промышленность, ориентированная на экспортные поставки. Для развития территории очень важно обеспечить наибольшую доступность услуг транспорта для населения. Крайне неравномерное расселение населения по территории ДВ и тяжелые климатические условия не позволяют создать на территории плотную и разветвленную сеть магистралей, развить соответствующую современную транспортную инфраструктуру. Так, руководство железнодорожного транспорта считает перевозки пассажиров, по малонаселенным участкам ДВ железной дороги, не рентабельными (до Ванино, Нерюнгри). Автомобильные перевозки пассажиров по большей части территории ДВ проводятся по дорогам без твердого покрытия и сезонным дорогам, изменение данной ситуации при ежегодном уменьшении численности населения ДВ не возможно. Существующие транспортные услуги для населения, в удаленных частях территории, часто выполняются на давно устаревших транспортных средствах. Ярким примером служат речные транспортные средства. Пассажирские суда (Метеоры, ОМы) давно отслужили свой срок и пассажирские перевозки по р. Амур также признаются не рентабельными. Аналогичная ситуация и на региональных авиаперевозках – старые самолеты и аэропорты.

Быстрое изменение в лучшую сторону экономической и социальной ситуации в ДВ регионе не возможно, поэтому, в существующих условиях, транспортное обслуживание населения можно улучшить, только четко учитывая особенности данной территории. Одним из подходов к решению данной проблемы может стать использование универсальных транспортных средств небольшой грузоподъемности и пассажировместимости, с высокой проходимостью. Таким транспортным средством может стать экраноплан, все его типы А, В и С найдут на территории ДВ свою нишу. Экранопланы гражданского и военного назначения имеют давнюю историю (таблица 1).

Таблица 1 – Проекты экранопланов [1, 2, 3]

Разработчик

Год

Изобретение

Скорость,

км/ч

Взлетная масса, т

Р.Е.Алексеев

1960

первый реактивный экраноплан СМ-1

200

2,380

А.Н.Панченков

1963

экраноплан АДП-01

100

1

Р.Е.Алексеев

1966

экраноплан КМ

"корабль- макет"

500

540

Р.Е. Алексеев

1972

транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок»

400

140

А. Липпиш

1973

экраноплан «X-114»

130

1,75

В.Дементьев

1986

экраноплан «Волга-2»

150

2,95

В.Н. Кирилловых

1987

ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

500

380

Ханно Фишер

1987

«Airfish-1»

120

0,32

В.Синицин

1995

экраноплан «Акваглайд-5»

(Амфистар-5)

170

2,4

В.В.Колганов

1996

экраноплан «Иволга»

185

1,2

Ханно Фишер

1997

экраноплан

«Hoverwing 2VT»

135

1,160

И.Бирюков

2008

экраноплан «Касатка-5»

120

0,8

Построено было не так много данных судов, но интерес к ним никогда не угасал. В настоящее время ведутся разработки в Китае, Германии, Нидерландах, России, США и др. странах. Возможно, что наиболее востребованными на рынке транспортных услуг могут стать суда с грузоподъемностью до 1500 т и/или пассажировместимостью от 10 до 30 чел. Безусловно, для использования экранопланов потребуются большие капиталовложения: приобретение транспортных средств, доставка до ДВ (по железной дороге), создание специальной инфраструктуры и т.д. Потребуются также затраты на подготовку персонала и организацию транспортной системы. Необходимо провести работы по комплексной проработке проблем организации системы, по разработке вариантов государственного, регионального и частного финансирования проекта. Преимущества данных транспортных средств проявятся при создании разветвленной сети транспортных предприятий и других организаций, использующих экранопланы. Круглогодично экранопланы можно использовать: для перевозки грузов, пассажиров, почты; в природоохранных, рыбоохранных, пожароохранных, пограничных мероприятиях; в развитии рекреационных зон и туризма; при обеспечении работы удаленных предприятий метеослужбы, геологоразведки, газо- и нефтедобывающих предприятий и др. В этом случае, создаваемая комплексная инфраструктура позволит обеспечить эффективное использование уникального транспортного средства, соединяющего в себе лучшие качества самолета и морского судна.

Дальневосточные судостроительные и авиастроительные предприятия могут расширить перечень своей продукции за счет постройки различных моделей экранопланов. Потребуется оснащение предприятий новым технологическим оборудованием, но в современных условиях переоборудование предприятий и освоение новой продукции – жизненная необходимость. Продукция может быть востребована как на внутреннем рынке (Дальний Восток, Якутия), так и на внешнем рынке АТР. На Дальнем Востоке у экранопланов есть возможность прижиться, они могли бы полностью изменить региональную транспортную систему.

Список использованной литературы

1. Парящие над волнами [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.airforce.ru/aircraft/miscellaneous/ekranoplans/. 2. Энциклопедия«Экранопланы Мира» [Электронный ресурс] – Режим доступа:/http://www.airboat.fatal.ru/ens/ens.htm. 3. Авиационная энциклопедия «Уголок неба» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://airwar.ru/enc/xplane/sm1.html.
Просмотров работы: 907