ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших задач школы является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [1].

Формирование гражданской идентичности рассматривается сегодня как условие развития полноценной личности и единения общества в новых реалиях современной России. Чувство «МЫ» выступает ключевым компонентом социальной идентичности, объединяющим человека с большой общностью, позволяет ему чувствовать себя более уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью. В силу этого патриотическое воспитание подрастающего поколения, становится стержневым направлением и общественным долгом работы каждого педагога и образовательного учреждения России.

Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и школьников направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности. [2, С. 38-39].

В развитии патриотических ценностей и чувств как эмоционально-ценностных составляющих гражданской идентичности особая роль, с нашей точки зрения принадлежит музыкальной народной культуре. Народные образы и звуки сопровождают человеком в самые тяжелые и счастливые моменты жизни, являясь неотделимой частью внутреннего чувства единства человека с его Родиной.

Для достижения задач формирования патриотических ценностей и чувств, наиболее важным периодом является младший школьный возраст, так как в этот период детям присуща эмоциональная отзывчивость, внушаемость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Исследование, проведенное нами на базе 5 «А» класса МБОУ Лицей

№ 32 г. Белгорода имело целью изучить влияние средств музыкальной народной культуры на развитие патриотических ценностей и чувств.

Для русского человека связь с культурными традициями всегда имела особое значение. Вся жизнь человека была пропитана образами и звуками народной культуры. К главным проявлениям народной культуры можно отнести народные традиции, самоидентификацию человека с народом, художественно-творческую деятельность. [3, С. 98]. Важным качеством народной культуры во все времена можно считать традиционность, которая определяет ценностное и смысловое содержание народной культуры, механизмы наследования культуры от поколения к поколению.

Специфической чертой патриотического воспитания средствами музыкальной народной культуры является использование свойства музыкальных средств проникать в глубины души, вызывать у слушателя разнообразные эмоции. Само звучание народных инструментов настраивает на ассоциативное сближение человека с историческим и культурным прошлым своего народа, порождает чувство единения с русским духом.

В ходе исследования пятиклассникам было предложено прослушать ряд народных инструментально-вокальных мелодий и описать свои представления, образы, возникшие при прослушивании определенных мелодий, чтобы понять, насколько близки дети к музыкальной народной культуре своего народа; и сформированы ли у них национальные песенные образы и сюжеты.

Таблица 1

Народные мелодии, предложенные для распознавания и варианты описания пятиклассниками образных представлений

Мелодия

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Свой вариант

Русская народная песня «Калинка»

Быстрая, напоминает марш солдат, рисует образ войны и поля битвы

Ответов: 0

Быстрая, озорная, рисует образ народных плясок с веселящимися девушками в сарафанах, парнями, играющими на балалайках и рожках, бегающими вокруг детьми

Ответов: 20

Медленная, напевная, рисует образ красоты родной природы, медленно текущую речку после поля и склонившуюся над ней иву

Ответов: 0

Один : «быстрая, озорная, веселая, радостная, ощущение праздника»

Русская

народная песня «Ой, при лужку, при лужке»

Быстрая, рисует образ крестьян, возвращающихся с поля; они устали и напевают песню

Ответов: 12

Быстрая, рисует широкое поле и скачущих по нему коней; ветер задувает им в гриву, они резвятся на воле, пока их не поймали

Ответов: 8

Грустная мелодия, рисующая образ умирающего воина на поле боя

Ответов: 0

Один: «Веселый праздник»

Песня военных лет «В землянке»

(музыка К.Листова)

Быстрая, рисует образ зимы и радостных детишек, летящих с горки

Ответов:0

Медленная, с оттенком грусти, рисует образ воина, скучающего по своей семье; солдат понимает, что может никогда не увидеть любимую жену и детей

Ответов:15

Медленная, напевная, рисует образ красоты родной природы, медленно текущую речку после поля и склонившуюся над ней иву

Ответов:6

Ответов: 0

Оркестр русских народных инструментов «Хороводная»

(Шендерев Г.)

Быстрая, тревожная, рисует образ охотника, преследующего свою жертву

Ответов: 0

Медленная, напевная, раскрывает образ красоты родной природы, родные сердцу березки, поля, спокойную гладь реки

Ответов: 11

Медленная, спокойная, рисует образ деревенской свадьбы

Ответов: 9

Один: «медленная, спокойная»

Русская народная песня «Валенки»

Веселая, жизнерадостная песня о прелестях зимы; о заснеженной дороге, огромных сугробах, смеющихся детях, летящих с горки прямо в сугроб; о морозе, который щиплет за щечки и делает их красными

Ответов: 7

Медленная, напевная, раскрывает образ красоты родной природы, родные сердцу березки, поля, спокойную гладь реки

Ответов:0

Быстрая, озорная, рисует образ народных плясок с веселящимися девушками в сарафанах, парнями, играющими на балалайках и рожках, бегающими вокруг детьми

Ответов: 6

Ответов: 8

-«быстрая, веселая, рисует образ деревенских танцев»

-«быстрая, люди танцуют, парни играют на инструментах»

-«люди танцуют, мужчины танцуют вприсядку»

-«рисует образ праздника, хоровод, пляски»….

Таблица 2

Соотношение результатов опроса детей и идеальных моделей ответа (в %)

Мелодия

Вариант, близкий по значению к основной мысли музыкального произведения

Другие варианты

Собственные музыкальные представления

№1

95,2%

0%

4,8%

№2

38,1%

57,1%

4,8%

№3

71,4%

28,6%

0%

№4

52,4%

42,8%

4,8%

№5

33,3%

28,6%

38,1%

Как показывают результаты опроса при прослушивании русской народной песни «Калинка» вариант, близкий по значению к основной мысли музыкального произведения назвали 95,2% детей. При прослушивании русской народной песни «Ой, при лужку, при лужке» 38,1% детей представили вариант, близкий по значению к основной мысли музыкального произведения. Звучание песни военных лет «В землянке» близко по значению к основной мысли музыкального произведения осмыслили 71,4% опрошенных. «Хороводную» в исполнении Оркестра русских народных инструментов Г. Шендерева распознали 52,4% детей. Русская народная песня «Валенки» определена образами близкими по значению к основной мысли музыкального произведения 33,3% опрошенных.

Из анализа результатов исследования следует, что не все произведения распознаны как близкие по значению к основной мысли музыкального произведения. Это может быть связано как с особенностями индивидуального восприятия мелодий, так и с узнаваемостью уже некогда услышанных детьми произведений. А также, возможно с частотой прослушивания народной музыки в их повседневной жизни.

В ходе педагогического исследования по выявлению степени влияния средств музыкальной народной культуры на развитие патриотических ценностей и чувств младших школьников нам удалось установить, что в целом 75% детей при прослушивании народной песенной и инструментальной музыки представляют себе образы, близкие по значению к основной мысли музыкального произведения. На основании чего мы пришли к выводу, что музыка, благодаря своей динамичности и способности передать различные чувства помогает влиять на эмоциональную сферу ребенка, вырабатывая у него как эстетические, так и патриотические чувства, и наделяя его более широким воображением и возможностью чувствовать более глубоко.

В заключение отметим, что воспитание ребенка на образах русской народной музыки и культуры позволяет, с нашей точки зрения, развивать эстетические чувства детей и формировать у ребенка чувства гордости за свою страну, единения со своими корнями, готовности трудится для процветания своей страны - те качеств, которые объединяет понятие «патриотизм».

Литература:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: standart. ru

2. Мусина, В.Е.,Патриотическое воспитание школьников: учебно-мето­дическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.

3. Руднева, А., Русское народное музыкальное творчество / Руднева, А. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1994. — 198 с.

Просмотров работы: 1833