Формирование гражданской идентичности рассматривается сегодня как условие развития полноценной личности и единения общества в новых реалиях современной России. Чувство «МЫ» выступает ключевым компонентом социальной идентичности, объединяющим человека с большой общностью, позволяет ему чувствовать себя более уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью. В силу этого патриотическое воспитание подрастающего поколения, становится стержневым направлением и общественным долгом работы каждого педагога и образовательного учреждения России.
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и школьников направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности. [2, С. 38-39].
В развитии патриотических ценностей и чувств как эмоционально-ценностных составляющих гражданской идентичности особая роль, с нашей точки зрения принадлежит музыкальной народной культуре. Народные образы и звуки сопровождают человеком в самые тяжелые и счастливые моменты жизни, являясь неотделимой частью внутреннего чувства единства человека с его Родиной.
Для достижения задач формирования патриотических ценностей и чувств, наиболее важным периодом является младший школьный возраст, так как в этот период детям присуща эмоциональная отзывчивость, внушаемость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Исследование, проведенное нами на базе 5 «А» класса МБОУ Лицей
№ 32 г. Белгорода имело целью изучить влияние средств музыкальной народной культуры на развитие патриотических ценностей и чувств.
Для русского человека связь с культурными традициями всегда имела особое значение. Вся жизнь человека была пропитана образами и звуками народной культуры. К главным проявлениям народной культуры можно отнести народные традиции, самоидентификацию человека с народом, художественно-творческую деятельность. [3, С. 98]. Важным качеством народной культуры во все времена можно считать традиционность, которая определяет ценностное и смысловое содержание народной культуры, механизмы наследования культуры от поколения к поколению.
Специфической чертой патриотического воспитания средствами музыкальной народной культуры является использование свойства музыкальных средств проникать в глубины души, вызывать у слушателя разнообразные эмоции. Само звучание народных инструментов настраивает на ассоциативное сближение человека с историческим и культурным прошлым своего народа, порождает чувство единения с русским духом.
В ходе исследования пятиклассникам было предложено прослушать ряд народных инструментально-вокальных мелодий и описать свои представления, образы, возникшие при прослушивании определенных мелодий, чтобы понять, насколько близки дети к музыкальной народной культуре своего народа; и сформированы ли у них национальные песенные образы и сюжеты.
Таблица 1
Народные мелодии, предложенные для распознавания и варианты описания пятиклассниками образных представлений
Мелодия |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Свой вариант |
Русская народная песня «Калинка» |
Быстрая, напоминает марш солдат, рисует образ войны и поля битвы Ответов: 0 |
Быстрая, озорная, рисует образ народных плясок с веселящимися девушками в сарафанах, парнями, играющими на балалайках и рожках, бегающими вокруг детьми Ответов: 20 |
Медленная, напевная, рисует образ красоты родной природы, медленно текущую речку после поля и склонившуюся над ней иву Ответов: 0 |
Один : «быстрая, озорная, веселая, радостная, ощущение праздника» |
Русская народная песня «Ой, при лужку, при лужке» |
Быстрая, рисует образ крестьян, возвращающихся с поля; они устали и напевают песню Ответов: 12 |
Быстрая, рисует широкое поле и скачущих по нему коней; ветер задувает им в гриву, они резвятся на воле, пока их не поймали Ответов: 8 |
Грустная мелодия, рисующая образ умирающего воина на поле боя Ответов: 0 |
Один: «Веселый праздник» |
Песня военных лет «В землянке» (музыка К.Листова) |
Быстрая, рисует образ зимы и радостных детишек, летящих с горки Ответов:0 |
Медленная, с оттенком грусти, рисует образ воина, скучающего по своей семье; солдат понимает, что может никогда не увидеть любимую жену и детей Ответов:15 |
Медленная, напевная, рисует образ красоты родной природы, медленно текущую речку после поля и склонившуюся над ней иву Ответов:6 |
Ответов: 0 |
Оркестр русских народных инструментов «Хороводная» (Шендерев Г.) |
Быстрая, тревожная, рисует образ охотника, преследующего свою жертву Ответов: 0 |
Медленная, напевная, раскрывает образ красоты родной природы, родные сердцу березки, поля, спокойную гладь реки Ответов: 11 |
Медленная, спокойная, рисует образ деревенской свадьбы Ответов: 9 |
Один: «медленная, спокойная» |
Русская народная песня «Валенки» |
Веселая, жизнерадостная песня о прелестях зимы; о заснеженной дороге, огромных сугробах, смеющихся детях, летящих с горки прямо в сугроб; о морозе, который щиплет за щечки и делает их красными Ответов: 7 |
Медленная, напевная, раскрывает образ красоты родной природы, родные сердцу березки, поля, спокойную гладь реки Ответов:0 |
Быстрая, озорная, рисует образ народных плясок с веселящимися девушками в сарафанах, парнями, играющими на балалайках и рожках, бегающими вокруг детьми Ответов: 6 |
Ответов: 8 -«быстрая, веселая, рисует образ деревенских танцев» -«быстрая, люди танцуют, парни играют на инструментах» -«люди танцуют, мужчины танцуют вприсядку» -«рисует образ праздника, хоровод, пляски»…. |
Таблица 2
Соотношение результатов опроса детей и идеальных моделей ответа (в %)
Мелодия |
Вариант, близкий по значению к основной мысли музыкального произведения |
Другие варианты |
Собственные музыкальные представления |
№1 |
95,2% |
0% |
4,8% |
№2 |
38,1% |
57,1% |
4,8% |
№3 |
71,4% |
28,6% |
0% |
№4 |
52,4% |
42,8% |
4,8% |
№5 |
33,3% |
28,6% |
38,1% |
Как показывают результаты опроса при прослушивании русской народной песни «Калинка» вариант, близкий по значению к основной мысли музыкального произведения назвали 95,2% детей. При прослушивании русской народной песни «Ой, при лужку, при лужке» 38,1% детей представили вариант, близкий по значению к основной мысли музыкального произведения. Звучание песни военных лет «В землянке» близко по значению к основной мысли музыкального произведения осмыслили 71,4% опрошенных. «Хороводную» в исполнении Оркестра русских народных инструментов Г. Шендерева распознали 52,4% детей. Русская народная песня «Валенки» определена образами близкими по значению к основной мысли музыкального произведения 33,3% опрошенных.
Из анализа результатов исследования следует, что не все произведения распознаны как близкие по значению к основной мысли музыкального произведения. Это может быть связано как с особенностями индивидуального восприятия мелодий, так и с узнаваемостью уже некогда услышанных детьми произведений. А также, возможно с частотой прослушивания народной музыки в их повседневной жизни.
В ходе педагогического исследования по выявлению степени влияния средств музыкальной народной культуры на развитие патриотических ценностей и чувств младших школьников нам удалось установить, что в целом 75% детей при прослушивании народной песенной и инструментальной музыки представляют себе образы, близкие по значению к основной мысли музыкального произведения. На основании чего мы пришли к выводу, что музыка, благодаря своей динамичности и способности передать различные чувства помогает влиять на эмоциональную сферу ребенка, вырабатывая у него как эстетические, так и патриотические чувства, и наделяя его более широким воображением и возможностью чувствовать более глубоко.
В заключение отметим, что воспитание ребенка на образах русской народной музыки и культуры позволяет, с нашей точки зрения, развивать эстетические чувства детей и формировать у ребенка чувства гордости за свою страну, единения со своими корнями, готовности трудится для процветания своей страны - те качеств, которые объединяет понятие «патриотизм».
Литература:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: standart. ru
2. Мусина, В.Е.,Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.
3. Руднева, А., Русское народное музыкальное творчество / Руднева, А. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1994. — 198 с.