ШАЙР – GREAT HORSE («ВЕЛИКАЯ ЛОШАДЬ») - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ШАЙР – GREAT HORSE («ВЕЛИКАЯ ЛОШАДЬ»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Шайр – английские тяжеловозы, ведущие свой род от боевых рыцарских коней, потомков лошадей Римских завоевателей и является одной из древнейших тяжеловозных пород. На сегодняшний день трудно однозначно сказать, как точно зародилась эта порода, как и в случаях со многими другими древними породами.

Слово «шайр» (Shire) пришло из Англии, и произошло от саксонского слова «ширан» (schyran), обозначающего «сдвиг» или «водораздел», следовательно, и слово «шайр» является синонимом этой местности. И такое название порода получила благодаря королю Генриху VIII, который впервые применил наименование «Шайр» к этим лошадям в начале XVI века.

Родина шайров - центральные графства Англии: Линкольншир, Дербишир, Лестершир и Стаффордшир. Собственно, «шир» и «шайр» по-староанглийски значит «графство», а сегодня «Шайрами» называют всю центральную Англию. «Лошадь центральных графств» официально получила свое название сравнительно недавно, в 1884 году, хотя первым, кто назвал шайров шайрами, был король Генрих VIII.

Шайры принадлежат к числу тех пород, чье происхождение теряется во тьме веков. Но в своем нынешнем виде эта порода, одна из старейших среди тяжеловозов, сформировалась всего лет двести-триста тому назад, когда с ростом промышленности появился спрос на этих «тягачей повышенной грузоподъемности».

Впрочем, еще римляне, завоевавшие Британию в I веке н. э., застали на острове лошадей очень крупных и массивных (естественно, по тогдашним меркам). Такими британские лошади изображены и на древних монетах. Бритты на тяжелых боевых колесницах на полном скаку бросались на римские легионы, а ведь лошадям мелким и слабым такие маневры были не под силу. Однако родство более близкое и более достоверное прослеживается у шайра с так называемой «большой лошадью» Средневековья (Great Horse), попавшей в Англию вместе с воинами Вильгельма Завоевателя. «Большая лошадь» была способна везти на себе закованного в доспехи рыцаря, чей вес вместе с седлом и полным вооружением превосходил 200 кг! Такая лошадь была чем-то вроде живого танка.

Сегодня свое «боевое прошлое» шайры могут вспомнить только на парадах придворной кавалерии Ее Величества: на огромных серых конях ездят барабанщики, и что интересно, поскольку у барабанщиков руки заняты, управляют они своими шайрами ногами - поводья пристегнуты к сапогам.

В качестве упряжной породы «большая лошадь» появилась на исторической сцене лишь в конце XVI века, когда необходимость в рыцарском коне отпала. Хроники тех времен упоминают лошадей, способных везти по плохой дороге груз в три с половиной тонны. Надо сказать, тогдашние дороги в основном представляли собой просто разбитые колеи. По словам современника Томаса Бландвиля (1561-1602), в этот период в Англию были завезены немецкие, фризские и фландрские, или фламандские, лошади. Судя по всему, немецкие жеребцы не оказали особого влияния на породу, а вот фризы и фламандцы оставили заметный след. Фризская кровь несколько облагородила облик английской «большой лошади» и сделала ее движения более легкими и свободными. Но все же, главными «улучшателями» оказались тяжелые и медлительные фламандские лошади. В XVII веке подрядчики из Фландрии участвовали в осушении болот в Восточной Англии, они привезли с собой большое количество лошадей, которые так и остались в стране и использовались в разведении.

В XVII столетии «большую лошадь» стали называть «английской вороной». Вороная масть была характерна для фламандских лошадей, возможно, благодаря им предки нынешних шайров также были в основном вороными. Название «английская вороная» появилось с легкой руки Оливера Кромвеля, который, кстати, хорошо разбирался в сельском хозяйстве. Правда, есть основания считать, что будущий лорд-протектор на самом деле имел в виду фризов, но название все равно вошло в обиход как обозначение тяжелой английской лошади.

Огромную работу по совершенствованию породы проделал Роберт Бейквелл (1725-1795), один из крупнейших селекционеров своего времени. Используя фламандских маток, Бейквелл настолько улучшил лошадей Лестершира, что породу стали называть «бейквеллская вороная».

В XIX веке шайры стали самой популярной тяжеловозной породой в Англии и вызывали большой интерес у иностранных специалистов. В начале XX века в племкнигу каждый год записывали около тысячи жеребцов и три-четыре тысячи кобыл, число лошадей на выставках достигало шести-семи сотен.

На американский континент первый шайр ступил в 1836 году, но массовый ввоз этих лошадей в Соединенные Штаты начался только в 1880-е годы. Американские коневоды быстро оценили способность шайрских жеребцов давать рослое потомство даже от мелковатых и сравнительно беднокостных кобыл.

В XIX - начале XX века шайров завозили и в Россию, их использовали для получения крупной транспортной лошади. Князь Урусов отмечал, что племенные шайры, вывезенные в другие страны, оправдывали возложенные на них ожидания лишь при условии, что полученное от них потомство получало обильный корм, и вообще уход за ним был поставлен на должном уровне. По его словам, «эти лошади процветают только в стране с обильными пастбищами и богатым населением, способным сытно кормить их». При своих размерах шайры действительно требуют больше корма, чем другие лошади, но это не относится к концентратам: - главное, чтобы было вволю травы и сена.

Однако автор «Книги о лошади» обращает внимание на еще один нюанс: «при случке с шайрским жеребцом надо внимательно подбирать соответствующую по формам кобылу, иначе получаются чудовищные ублюдки, которые, при плохом корме, развиваются в безобразные и негодные экземпляры».

В общем, скрещивания с очень крупными лошадьми имеют свои сложности. Возможно, из-за этого у нас все-таки шире использовались менее рослые и более сухие клейдесдали. Тем не менее, шайры внесли определенный вклад в создание владимирской тяжеловозной породы, их клички встречаются в родословных наших лошадей в основном с материнской стороны.

Шайры не только самые большие, но и самые многочисленные из английских тяжеловозов. В Великобритании насчитывается около трех тысяч шайров, за ее пределами - еще около тысячи. А ведь несколько десятилетий назад порода оказалась буквально на грани вымирания. Как и во многих подобных случаях, породу спасли энтузиасты, взявшие на себя руководство Обществом заводчиков. Им удалось пробудить общественный интерес к шайрам, стало расти число владельцев лошадей и заводчиков, увеличился экспорт.

Сегодня шайров разводят в Ирландии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и США. Возрождению породы немало способствовали пивоваренные компании, избравшие упряжки из роскошных тяжеловозов на роль живой рекламы. Большое значение имело и проведение выставок, участие в различных шоу.

Племенная книга шайров была основана в 1878 году, а семью годами позже появилось Общество заводчиков шайров. Основателем современной породы можно считать вороного «слепого жеребца из Пэкингтона», жившего во второй половине XVIII века: в родословных лошадей, записанных в первый том студбука, его кличка встречается чаще всего. В 1890 году племенная книга шайров была закрыта: в нее стали заносить только потомство от зарегистрированных родителей. Племенной учет поставлен по всем правилам: для записи в любой из разделов необходимо обязательное тестирование крови на подтверждение отцовства, а в последнее время перешли на тестирование ДНК.

Густые длинные фризы (волосы на нижних частях ног) - одна из самых заметных особенностей породы. Судя по дошедшим до нас историческим данным, большая оброслость ног, а также гривы и хвоста была свойственна уже древним предкам шайров. На рисунке 1780 года можно видеть шайра, у которого пышные фризы покрывают ноги ниже запястного и скакательного суставов и сзади, и спереди - и, как показывают дошедшие до нас описания, этого коня можно считать вполне типичным представителем породы времен Бейквелла. Ученые-иппологи прошлого даже обнаружили связь между густыми щетками и толщиной костей ног.

Шайры - самые сильные, самые крупные, самые тяжелые лошади на планете. У них все крупное – голова, мускулистая шея, толстые ноги с очень большими фризами, большие плоские копыта. В холке эти гиганты выше среднего человеческого роста – от 175 lдо 180 см. Да и грудь у шайры впечатляет – около 250 см, а ножка в районе пясти – 30 см. Весят шайры около тонны.

Самая большая лошадь в мировой истории – кличка Сампсон (Sampson), рост в холке 2,2 м, вес 1520 кг. Родился в 1846 г. в Тоддингтон Миллс, Англия. Когда ему было четыре года, он был переименован в Мамонта.

Сегодня шайров можно встретить на различных выставках и шоу, как «общеконных», так и специализированных, на крупнейшем из которых выставляется около двухсот лошадей. Когда видишь этих гигантов на выводках или соревнованиях по пахоте, начищенных, ухоженных, с заплетенными и украшенными гривой и хвостом, хочется верить, что англичане сумеют сохранить свою самую большую лошадь.

Список литературы

1. Волкова Е. Журнал «Конный мир», № 6, 2004.

2. http://www.equestrian.ru

3. http://www.konevoz.ru

4. http://www.zoo-dom.com.

Просмотров работы: 908