Актуальность выбранной нами темы обусловлена возрастанием значения свободного времени как пространства саморазвития молодежи, появлением в подростково-молодежной среде новых, зачастую неожиданных форм проведения досуга, не всегда воспринимающихся адекватно.
Анализ теории и практики свидетельствует, что в настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в противоречие с требованиями жизни и запросами молодого поколения. Все это приводит к значительным изменениям в подходах как к его организации, так и содержанию.
В толковом словаре под словом «досуг» понимается свободное от работы время [1].
Таким образом, являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь добровольностью выбора его различных форм, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и производственную. Для большинства молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами личностной самореализации.
Практика молодежного досуга свидетельствует о том, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, однако, не всегда культурно-досуговые центры организуют свою работу, исходя из интересов молодых людей. Следует не только знать современные культурные потребности молодежи, прогнозировать их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, предлагая новые формы досуговых занятий.
Исследователи выделяют некоторые особенности досуговой деятельности молодежи. Так, к специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Диапазон игровых интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В настоящее время мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.
К другой особенности молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Некоторые исследователи отмечают, что в элементах «просто» отдыха поколения остаются во многом схожи (например, просмотр телевидения, общение с друзьями, ничегонеделание или помощь родителям по хозяйству, если попросят), то по многим другим избираемым способам проведения свободного времени молодежь явно опережает своих родителей. Прежде всего, это касается посещения ночных клубов, молодежных дискотек, музыкальных тусовок, увлечения спортом, компьютером, посещения кафе, баров и ресторанов [2]. Таким образом, большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, одежды, они ведут себя самостоятельно. Следовательно, общение в молодежной компании – это форма досуга, которая является для юного человека огромной потребностью. Общение рассматривают как:
- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;
- источник творческого преобразования индивида в личность;
- форму передачи знаний и социального опыта;
- исходный пункт самосознания личности;
- регулятор поведения людей в обществе;
- самостоятельный вид деятельности;
Одной из особенностей досуговой деятельности молодежи является ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремление приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Известно, что общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, следующие ее потребности:
- в эмоциональном контакте, сопереживании;
- в информации;
- в объединении усилий для совместных действий.
Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг лиц, обладающих определенной информацией. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности классифицируют по следующим признакам:
- по содержанию (познавательные, развлекательные);
- по времени (кратковременные, периодические, систематические);
- по характеру (пассивные, активные);
- по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).
Однако, высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить пустое, ненужное. В таком случае досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
Литература:
1. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азь, 1994. – 908 с.
2. Молодежь новой России: ценностные приоритеты [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_2.html