ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В развитии психических процессов основополагающую роль играет восприятие информации из окружающей действительности. Особую значимость этот процесс приобретает для детей, когда процесс формирования субъективных образов предметов и явлений протекают наиболее интенсивно.

По мнению известного нейрофизиолога Х.Дельгадо, если бы ребенок с момента рождения развивался при полном отсутствии сигналов из внешнего мира в условиях сенсорной депривации, «мозг его был бы пустой и лишен мыслей. Созревая физически, он остался бы интеллектуально столь же примитивным, как в день своего рождения» [2]. Об этом свидетельствует экспериментальное исследование, проведенное на животных, которые с рождения были лишены возможности зрительного восприятия. Как известно до 90% зрительной информации об окружающем мире обеспечивает зрительная сенсорная система. Нейрогистологические исследования головного мозга таких животных выявили недоразвитие коры больших полушарий головного мозга по сравнению с контрольной группой [6].

Внимание как психофизический процесс является неотъемлемой составляющей перцепции. Внимание имеет определенные свойства: объем, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. В случае нарушения какого-либо компонента, происходит отклонение в поведении и в деятельности ребенка.

Без достаточной сформированности внимания у детей их обучение становится не возможным. Образно говоря, для восприятия информации «окнами» нервной системы является рецепторы, а «воротами» восприятия информации является внимание. Именно внимание направляет психическую деятельность на определенные объекты. Появление внимания - начало исследовательского поведения, приспособительной, осознаваемой деятельностью организма по отбору необходимой информации. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Для понимания механизмов внимания привлекаются концепция о доминанте, «нервная модель стимула» [4], модель фильтра. На нейронном уровне в организации внимания принимают участие гностические нейроны новизны коры больших полушарий головного мозга.

Роль внимания в развитии познания и интеллектуальной деятельности человека черезвучайно велика. При внимании в центральной нервной системе создаются условия для протекания нейрофизиологических процессов, обеспечивающих текущую деятельность и затормаживание реакций на побочные раздражители. Это достигается управлением активностью коры больших полушарий с помощью модулирующих систем мозга, где руководящую роль играет ретикулярная формация. Организация внимания детей 6-ти и 7-ми летнего возраста имеет возрастные особенности [5]. К ним прежде всего относятся затруднения в произвольной регуляции восприятия, в умении управлять этим процессом в соответствии с заданной инструкцией. Отмеченные возрастные особенности имеют физиологическую основу. В шестилетнем возрасте в восприятии информации еще в неполной мере участвуют высшие корковые формации - лобные отделы коры, которые и осуществляют его заключительные этапы: принятие решения на основе значимости стимула. Развитие внимания детей определяет успешность и эффективность любых воздействий, в том числе психолого-педагогических. По данным электроэнцефалограммы у детей 6 лет в результате несовершенного участия лобных отделов в восприятии информации, активирование корковых процессов в основном связаны с возбуждением эмоциогенных структур. Электрографическое выражение активности этих структур идентично тому, которое у взрослых людей появляется при крайне выраженных эмоциональных состояниях. Вовлечение в реакцию внимания эмоциональной сферы детей используется в психолого-педагогическом процессе, в том числе в коррекционной психолого-педагогической деятельности. У детей 7 летнего возраста в связи с большей зрелостью лобных отделов, механизмы произвольного внимания более совершенны, значительную роль уже играет оценка информации. В этом возрасте появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных для ребёнка объектах, хотя всё ещё доминирует непроизвольное внимание, и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объёмом и малой устойчивостью [1]. Особый интерес с точки зрения исследования внимания представляют дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. К таким детям относятся и дети с отклонениями в развитии психофизиологических процессов, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.[9].

Цель работы – исследовать внимание детей, имеющих речевые нарушения и отклонения в неврологическом статусе.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования − развитие уровня устойчивости, объёма, распределения и скорости переключаемости внимания детей старшей и подготовительной логопедических групп. По заключению ПМПК у всех обследуемых детей выявлены отклонения в неврологическом статусе виде гиперактивности и нарушений в речевой деятельности.

Задачи исследования:

- подобрать и проанализировать информацию по изучаемой проблеме;

- подобрать методики изучения внимания у детей;

- исследовать внимание детей старшей и подготовительной логопедических групп;

- проанализировать полученные в ходе исследования результаты.

Опытно − экспериментальной базой явилось МОУ ДОУ № 8 г. Ставрополя. Исследования детей проводились в старшей группе «Незабудка» и подготовительной группе «Василек». Обе группы – логопедические. По заключению ПМПК у всех обследуемых детей выявлены отклонения в неврологическом статусе ввиде гиперактивности и нарушений в речевой деятельности.

В эксперименте участвовало 20 человек, 9 девочек и 11мальчиков в возрасте 6-7 лет.

Наблюдение за поведением детей показало, что основная часть обследуемых – это активные, общительные дети. Для выявления уровня развития внимания использовались методы психодиагностики, рекомендованные в педагогической практике Н.И. Шевандриным [7].

Для исследовании внимания у детей мы использовали 4 тестовые методики:

  1. «Найди и вычеркни». Исследование концентрации и устойчивости внимания.

  2. «Кто спрятался в лесу» Исследование объёма, устойчивости и распределения внимания.

  3. «Найди отличия» Исследуется объем и концентрация внимания.

  4. «Чего не хватает на рисунках».

Выбранные тестовые задания позволяют судить об объёме, устойчивости, переключении и распределении внимания.

В ходе проведения выбранных нами методик были получены результаты по каждой из них. Оценка внимания проводилась в баллах.

Результаты первого теста в старшей группе:

6 человек из 10 набрали 5-8 баллов из 10. Дети правильно выполнили задание. Остальные дети набрали меньше 5 баллов, в заданиях ими были допущены ошибки.

Результаты первого теста в подготовительной группе:

8 детей набрали от 5 до 8 баллов из 10. Остальные - выполнили задание с ошибками и получили меньше 5 баллов.

Исходя из этих результатов, можно сделать вывод о концентрации и устойчивости внимания: у детей подготовительной группы показатели выше, чем у детей старшей группы.

Результаты исследования по второй методике у детей старшей группы:

6 детей набрали 5 баллов из 5, остальные дети набрали от 4 до 3 баллов, не отметив на рисунке 1 - 2-х объектов.

У детей подготовительной группы показатели выше:

7 детей набрали 5 баллов, а остальные - не увидели на рисунке объект и получили 4 балла, что говорит о более высоком уровне сформированности объема, устойчивости и распределения внимания.

Результаты исследования по третьей методике:

в старшей группе 4 ребенка из 10 набрали от 2 до 3 баллов из 5, столько же детей получили по 4 балла и двое детей - по максимуму баллов. В подготовительной группе 3 балла получил всего один ребенок, 5 детей набрали 4 балла и высшего бала достигли только 4 человека.

Используя четвёртую тестовую методику, мы выявили уровень концентрации, устойчивости и объема внимания у детей. В старшей группе у детей были следующие результаты: 3 человека набрали по 9 - 8 баллов из 10; на выполнение задания они затратили до 25 сек., 2 человека – по 6-7 баллов ( время выполнения задания от 25 до 30сек.) и 5 человек получили по 3- 2 балла, время выполнения ими задания находилось в пределах от 36 до 40 сек. Важно подчеркнуть, что детям шестилетнего возраста в отличие от семилетних детей для привлечения внимания требовались дополнительные инструкции.

В подготовительной группе результаты были выше: 3 человека набрали максимальное количество баллов - 10 из 10 (затраты времени - меньше 20 сек.), 3 человека – 9 - 8 баллов (время -_менее 25 сек), 3 человека набрали 4 - 5 балла, они справились с заданием за 35 сек. и 1 человек получил 2 балла, его время превысило 40 сек.

В данной работе были раскрыты сущность понятия внимания, возрастные особенности его развития у детей 6 и 7 летнего возраста. Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что, не смотря на то, что по заключению ПМПК у всех обследуемых детей выявлены отклонения в неврологическом статусе, нарушения речи, темпы развития внимания у этих детей, его устойчивость и переключаемость претерпевают возрастную динамику: у детей семилетнего возраста все измеряемые показатели были выше, чем у шестилетних детей.

Список литературы.

  1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, Издательство: ООО «ЦВВР», 2000.

  2. Дельгадо Х. М. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971.

  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектологического факультета педвузов и университетов.-2 изд., М.: Просвещение: Владос, 1995.

  4. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., 1981.

  5. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника.- М.: Педагогика, 1990.

  6. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение- М.: Мир, 1991.

  7. Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. – Ростов н/Д: РГПУ, 1993.

  8. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в культурно- исторической традиции Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994.

  9. Электронный ресурс: http://almanah.ikprao.ru

Просмотров работы: 5843