Очень интересно. Всегда слежу за новыми открытиями в области истории своего края. И маски всегда интересовали. Знаю, что специальных публикаций о масках народов севера вообще нет. Есть старые публикации о масках Сибири - очень хорошие, к слову. Маски эскимосов всегда поражали своей оригинальностью. А тут о коряках - практически об одном из древнейших народов, который заселял наш край. Здорово. Работа носит явно научный характер, в отличии от многих реферативных, представленных в этой секции. В с
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна13.03.14 в 07:45#
Исторические источники - коллекции масок из Корякского краевого музея п. Палана, МАЭ им. Петра Великого, Государственного исторического музея, Музея естественной и культурной истории Университета Орегона, опубликованные данные из работ С.И. Иванова, А.Д. Авдеева и др.
После первого курса я участвовала в археологической экспедиции на Камчатке. Кроме раскопок мы посещали музеи. Местные музеи поразили своей самобытностью, уникальными экспонатами. Я долго решала по какой теме мне работать, научный
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна13.03.14 в 07:52#
Да, мне еще пришлось постараться найти работы Авдеева. Они сегодня отсканированы и опубликованы на сайте кунсткамеры.
Спасибо за столь подробный ответ. Жду публикации на сайте. И еще вопрос к Вам - может ли быть у Вашей темы продолжение? Если кратко - каковы перспективы дальнейших поисков по теме?
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна15.03.14 в 04:22#
Спасибо за вопрос. Проведенное нами исследование по маскам не является законченным. В дальнейшем представляется перспективным провести аналогии как с сопредельными территориями – Якутией, Сибирью, югом Дальнего Востока России, Северо-западным побережьем США, так и с другими мировыми странами; описать технико-технологический процесс изготовления масок, включающий заготовку сырья, его обработку, декорирование – не исключено, что процесс изготовления масок мог иметь как и сами маски ритуальный хара
Спасибо за ответ. Особенно интересно про связь татуировок и масок. Я знаю, что по татуировкам северных народов есть публикации у американских исследователей. А вот о российских исследованиях в этой области не слышал. Обязательно продолжайте. Если будете публиковать новый материал, и если будет не сложно - напишите мне, адрес перед вами.
Сокольская Анастасия Константиновна16.03.14 в 04:17#
Большое спасибо за оценку. Если есть вопросы - я с удовольствием отвечу. Мне самой эта тема очень нравится.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна16.03.14 в 04:25#
И еще вот только узнала, что еще одна моя работа о масках опубликована на сайте конференции "Ломоносов-2014". Если интересно, то о масках чукчей можно почитать если пройти по этой ссылке - http://lomonosov-msu.ru/uploaded/2200/2200_68919_b35925.pdf Там, правда, очень кратко - требования к тезисам такие.
Просмотрел Вашу публикацию - удивительные вещи Вы обнаружили. В том числе, Вы пишите, что про маски чукчей очень мало информации. Но зато, как известно, у чукчей существовала традиция наносить татуировку на лицо. Вот, пожалуйста, целое поле деятельности для Вас. Искренне поздравляю Вас и с оценкой вашей работы на Ломоносовской конференции и с такой увлекательной темой.
Надеюсь, что на этом форуме Ваша работа тоже войдет в число лучших!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:15#
История создания работы. Наверное, все знают, что когда мы приходим учиться в университет, то нас пытаются привлечь к научной работе разными способами. Первый курс мы еще толком не можем понять, что от нас хотят, а уже от нас требуют курсовые, да еще, чтобы они были научными. На первом курсе я поехала в археологическую экспедицию, и если честно, не нашла в себе призвания стать археологом. Все было хорошо, мы работали с иностранцами, много нового я узнала. Но это все было не мое.
Настя оказалась очень способной ученицей, в той сложной - международной экспедиции была моим незаменимым помощником. Но на все мои предложения заняться археологией отказывалась.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:19#
На втором курсе писала курсовую работу с другим научным руководителем, но потом все-таки решилась на работу с Ириной Юрьевной Понкратовой (руководителем археологической и музейной практики в нашем университете). Я об этом уже писала выше. И вот, что у нас получилось.
Прошло время и жизнь показала, что работать мы вместе (а научная работа студента - это всегда совместный труд учителя и ученика) - хотим и можем. Только если студент энергичен, заинтересован своей работой, не боится походов по музеям и библиотекам, готов сидеть часами в Интернете ради нахождения хотя бы небольших фактов - вот тогда может получится хорошая работа. Всеми этим качествами, на мой взгляд, Анастасия обладает. У нас еще есть время, пока Настя учится, и большие планы по этой теме.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:20#
Возможно, я не совсем точно ответила на вопрос, Владлена? Может быть Вы имели в виду историографический аспект исследования?
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:24#
Я писала историографический очерк к своей работе. И несколько интересных сведений могу привести здесь подробно.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:25#
Наиболее полная классификация масок, охватывающая все их категории, предложена советским этнографом и театроведом А.Д. Авдеевым . В ней непосредственное отношение к Сибири имеют три группы: маски — головные уборы, в их числе наголовники, маски-личины и маскоиды. Наиболее распространенными были маски-личины и маскоиды — предметы, похожие на маску, но не предназначавшиеся для ношения на лице.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:25#
Сегодня маски различных народов изучены весьма неравномерно. В своей обобщающей монографии и статьях А.Д. Авдеев подробно рассмотрел существовавшие классификации масок XIX - начала XX в., дал рабочее определение понятия маски. Заслуга А.Д. Авдеева в том, что он предложил свою классификацию масок и маскировки, сделав их объектом этнографического исследования. Он выделил следующие их типы: головные уборы, индивидуальные маски, маскоиды, грим. В категории индивидуальных масок: наголовники, налобник
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:25#
С.В. Иванов - широко известный специалист по искусству коренного населения Сибири - тщательно изучил маски разных категорий, имеющие отношение к народам Сибири. Результаты своей работы он опубликовал в ряде статей, а также в альбоме «Маски народов Сибири» (1975) . Общее количество масок в этом альбоме составляет 50. Автор включил в него не только этнографический, но и археологический материал. Иванов С.В. приводит фактические сведения по истории изучения и бытованию масок у чукчей, эскимосов, ко
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:26#
В коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН собраны маски со всех сторон света, прежде всего из стран Азии. Их общее количество в музейной коллекции приближается к одной тысяче экспонатов. Для нас наибольший интерес представляют маски коряков, эскимосов, чукчей и других народов Севера Дальнего Востока России
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:27#
Маскам американских индейцев и эскимосов, народов Африки, Индонезии, Океании, китайским, японским, тибетским, монгольским и индийским посвящена обширная литература. В ней выясняется их назначение, способы ношения и изготовления. О масках народов Севера Дальнего Востока России работ значительно меньше. Отдельные экземпляры эскимосских и корякских масок опубликованы в общих трудах по этнографии и искусству этих народов.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:28#
Сегодня поиски новых масок продолжаются. Так, в корякском музее п. Палана (п-ов Камчатка) хранятся деревянные маски народов п-ова Камчатка, изучение которых стало возможным, благодаря виртуальной выставке музея. С отдельными экспонатами можно ознакомиться на сайте Государственного исторического музея. Музеи США и Канады выставляют сегодня на своих Интернет-сайтах великолепные экспонаты масок народов Северо-западного побережья США - эскимосов, которые позволяют дополнить наше представление о маск
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:28#
В Магаданском областном краеведческом музее (г. Магадан) в настоящий момент экспонируется выставка «Маски народов Севера. Текстиль», автор - Будникова С.В. Это серия панно, выполненная в технике «арт-квиллинг» по этнографическим мотивам. Но, представленные на выставке маски имеют больше художественную ценность, чем историческую.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:29#
В фондах музея этнографические маски народов севера отсутствуют. Их нет и в Сеймчанском краеведческом музее, с фондами которых автору довелось работать. Также нами был проведен опрос представителей народов севера, обучающихся в Северо-восточном государственном университете. К сожалению, никто из опрошенных ничего и не слышал об использовании традиционных масок ни сегодня, ни ранее.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:29#
И, таким образом, обзор источников и литературы, посвященной маскам народов Севера Дальнего Востока России, показал, что систематизированных данных по данной теме исследования нет. В связи с этим, объектом нашего исследования стала материальная и духовная культура народов Севера Дальнего Востока России. Предмет исследования составили маски народов Севера Дальнего Востока России.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:30#
Цель моей работы - восстановление особенностей изготовления и использования масок у народов Севера Дальнего Востока России.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:30#
Поставленная цель определила следующие задачи:
1.Анализ этнографической, исторической и справочной литературы по теме исследования.
2.Систематизация и классификация данных, полученных при анализе источников.
3.Определение места и роли масок в культуре народов Севера Дальнего Востока России.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:31#
Географические рамки исследования охватывают Север Дальнего Востока России, который включает район бассейн реки Колымы, Чукотку, п-ов Камчатка, Охотское побережье Магаданской области.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:31#
Хронологические рамки ограничены первой половиной XVIII века и началом XXI века. Выбор нижней хронологической границы обусловлен наличием этнографических данных, оставленных учеными первых научно-исследовательских экспедиций на Камчатке. Верхняя хронологическая граница – начало XXI века – связана с данными, полученными от народов, проживающих на территории Севера Дальнего Востока России сегодня.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:31#
Методы исследования: анализ этнографических и археологических материалов, методы сравнительного анализа и интерпретации.
Источниковедческую базу составили коллекции масок из Корякского краевого музея п. Палана, МАЭ им. Петра Великого, Государственного исторического музея, Музея естественной и культурной истории Университета Орегона, опубликованные данные из работ С.И. Иванова, А.Д. Авдеева и др.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна24.03.14 в 06:32#
Практическая значимость. Материалы исследования работы могут быть использованы для составления региональных программ и учебных пособий, цель которых - изучение истории Севера Дальнего Востока России.
Новизна исследования определяется введением в научный оборот систематизированных данных о масках народов СДВР и новых данных из фондов ККМ.
Очень хотелось бы поблагодарить Оргкомитет этой конференции. Первый раз мои ребята представляют свои работы в подобном формате - когда можно на протяжении полутора месяцев обсуждать работы, задавать вопросы, обдумывать ответы, знакомиться. Возможно, даже больше пользы от такой конференции для студентов, чем при выступлениях очно, когда время вопросов и ответов ограничено. Хотя и очное участие весьма ценно. И эта конференция еще продолжится в очном виде. Замечательно. Большое спасибо!
Здравствуйте, Анастасия Константиновна, можете пояснить, использовались ли при украшении масок краски и, если да, то какие узоры наносились и какое значение они имели.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна28.03.14 в 09:31#
Здравствуйте, Валерий Владимирович! Спасибо за вопрос. Анализируя маски коряков, я отмечаю в своей работе, что их характерной особенностью является использование красок и сажи.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна28.03.14 в 09:33#
Узоры.... Скорее всего узоров у коряков на масках не было.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна28.03.14 в 09:35#
Краски и сажа, по моему мнению, использовались для того, чтобы сделать маски более реалистичными - подчеркнуть румянец, например, или растительность на лице - усы или бороду.
1.Необходимость проведения подобного научного студенческого мероприятия - налицо. VI Международная студенческая электронная конференция дала нам возможность увидеть те научные изыскания, которыми сегодня занимается молодежь не только в нашем городе, вузе, но и в разных уголках нашей страны, в нашем Ближнем Зарубежье. Возможно, надо привлекать к участию и наших коллег из разных стран Европы, США и пр. Со своей стороны обязательно буду рекомендовать Форум не только своим студентам, но и ребятам и
2.Просмотрев архив Форума, можно проследить его количественный и качественный рост за последние годы. Но в тоже время, этот рост требует совершенствования - модернизации и самого Форума. Нам, как руководителям, нужны отдельные "ветки" (Круглые столы для дискуссий или как-нибудь еще это можно назвать) в секциях, где мы могли бы делиться ОБЩИМИ проблемами в науке и в организации научной деятельности в вузах и школах. Студенты, в свою очередь, могли бы организовывать дискуссии в этих ветках. Таким
3.При возросшем интересе к Форуму назрела необходимость менять критерии оценок докладов. Наша молодежь, особенно студенты колледжей и школьники, восприняли количество набранных комментариев, как высокий балл оценки их работ. В связи с этим в обсуждениях работ - часто далеко не высокого качества, мы наблюдаем ведение бесед в виде обычных чатов и сообщений, не содержащих в себе какое-либо содержательной информации. Так, имеют место ответы, когда участник, чтобы набрать количество комментариев, раз
Ярким примером могут служить доклады, которые сегодня представлены в рейтинге вызвавших наибольший интерес. Это - БРЯНСКИЕ ПОЛКИ – ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ PARTHENOCISSUS QUINQUEFOLIA В ГОРОДСКОМ ОЗЕЛЕНЕНИЕ.
В первом случае имеют место ошибка в наименовании автора работы, замечание которой вызвало явно негативную реакцию авторов, а также фальсифицированные источники, которые автор не изучал, но в работе своей указал.
Во втором случае - уже в самом названии работы имеет место орфографиче
4.Желательно при экспертизе работ для их включения участия в студенческом Форуме все же соблюдать критерии самого Форума к участникам. Как показало обсуждение работ - студенты колледжей и школьники еще не могут правильно оценивать задаваемые им вопросы, отвечать на них достойно, часто, пользуясь тем, что их оппоненты им не видны, они оскорбляют их. Для научного Форума это неприемлемо.
5.Форуму, его секциям жизненно необходимы модераторы! Возможно их функции должен был бы выполнять руководитель секции. Но, также не исключено, что у руководителя секции совершенно другие обязанности - экспертиза и пр. (организация конференций - дело очень сложное, требующее большого количества времени). К сожалению, мы стали свидетелями, когда участников Форума оскорбляли, при этом использовалась даже нецензурная лексика (пример - обсуждение работы В.В. Кисляковской). И никто из модераторов не у
Со своей стороны - я получила очень хороший опыт обсуждения научных работ. Узнала, например, что такое телесность из работы В.В. Кисляковской (г. Минск).
В исторической секции импонирует ряд работ, таких как - ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА «КЛИО» ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Очень жаль, что авторы не вышли на обсуждение.
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСТЬ-МЕДВЕДИЦКОМ ОКРУГЕ ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. Работа очень хорошая и ответы автора достойные. Хотя эту работу никто не "раскручивал" как "школьные", она может претендовать на оценку одной из лучших.
Исторические работы медколледжа г. Краснодара. Уважаемый оргкомитет, пожалуйста, проводите экспертизу докладов. Много претензий и к оформлению работ - элементарные орфографические ошибки даже в заголовках, и к обсуждениям, где присутствовали оскорбления участников Форума.
И не могу обойти стороной две работы из Мурманска. Король Артур и Менестрели. С огромным удовольствием пообщалась с руководителем этих работ "за кадром". Это их первый опыт, у них очень хороший потенциал, и с большой надеждой будем ждать работы В.Н. Бакшевниковой и ее студентов в последующих этой и других конференциях. Со своей стороны всегда готова помочь им советом.
Также - прошу оргкомитет мои комментарии по поводу работы Форума - не учитывать как интерес к работе А.А. Сокольской "Маски коряков". Всем удачи! Пишите вконтакте!
интересный дополнительный материал для урока истории, не увидел ни целей, ни задач, ни актуальности, ни методов исследования.
можете пояснить в чем научность.
Уважаемый Александр! Как руководитель, поясню Вам (возможно, это будет полезно и другим, своим студентам это всегда разъясняю лично) - формат научных работ бывает разный. В данном случае Вы видите тезисы научной работы Анастасии - к ним есть свои определенные требования, согласно которым она выполнена. Тезисы эти подготовлены для публикации в журнале.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:05#
Здравствуйте Александр Евгеньевич! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы. Правда, на некоторые из них я уже отвечала. Но специально для Вас еще раз уточняю.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:06#
Цель нашей работы - восстановление особенностей изготовления и использования масок у одного из коренных народов Севера Дальнего Востока России - коряков.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:07#
Поставленная цель определила следующие задачи:
1.Анализ этнографической, исторической и справочной литературы по теме исследования.
2.Систематизация и классификация данных, полученных при анализе источников.
3.Определение места и роли масок в культуре народов Севера Дальнего Востока России.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:08#
Актуальность - обычно с актуальности мы начинаем свои работы, потом анализируем источники и литературу, а затем из этого выводим цель и ставим задачи.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:09#
Актуальность. Наивные представления о природе и человеке, религиозные идеи, бытовавшие у народов мира, нашли отражение во многих произведениях изобразительного искусства, в том числе в масках, использовавшихся во время охоты, в различных обрядах, праздничных мистериях и пантомимах. Изготовление зоо- или антропоморфных масок, надевание на себя шкур животных, прикрепление к головному убору человека головы животного или птицы и другие виды маскировки восходят к глубокой древности. Еще в эпоху палео
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:11#
Маска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях. В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов. 5000-летняя Маска Warka, как полагают, является самой старой из дошедших до наших дней масок. Маски могут изготавливаться из разнообразных материа
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:12#
Ссылки к актуальности приведены выше - не буду повторяться
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:12#
Методы исследования: анализ этнографических и археологических материалов, методы сравнительного анализа и интерпретации.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:16#
Новизна исследования определяется введением в научный оборот систематизированных данных о масках коряков и новых данных из фондов Камчатского краеведческого музея.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:28#
Научность - нахождение новых источников, их описание и интерпретация, публикация новых материалов. На основе интерпретации источников возникают новые идеи не только для меня, но и для других исследователей. А Ваше мнение о научности?
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Сокольская Анастасия Константиновна01.04.14 в 03:29#
Обычно мы не описываем такой термин как научность. Сама структура научной работы является подтверждением научности.
На этом Форуме представлены работы, в том числе и Ваша, и работа Владлены, которые не являются еще подготовленными к публикации. Для публикации их надо адаптировать - формулировка методов, целей, задач и пр. - это элементы курсовых работ, дипломных, диссертационных. Хорошо сформулированные в курсовых, и дипломах и пр., они придают ценность именно такого вида работам, но в научных журналах это выглядит по-детски. Поэтому, возможно, Вы и задали свои вопросы.
Кстати, Саша, обращаю Ваше внимание, что ответы на заданные Вами вопросы (цель, задачи, методы) уже есть в обсуждении. Вопрос про научность - предоставлю возможность моей студентке самой за себя ответить. Спасибо за интерес к нашей работе. И еще раз предлагаю Вам ее полный вариант (уже предлагалось Вам выслать полностью работу на страницах обсуждения Вашего проекта).
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!