ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ

Киреев Р.С. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Из практики преподавания известно, что школьники склонны скептически воспринимать обтекаемые фразы о том, что в жизни математика обязательно пригодится, однако всевозможные истории, связанные с жизнью ученых-математиков, мгновенно приковывают их внимание и пробуждают интерес к объекту изучения.

Применение историко-математического материала на уроках и внеклассных занятиях по математике способствует реализации основных функций обучения - образовательной, воспитательной и развивающей. Элементы историзма способствуют развитию творческих способностей школьников, развитию их целостного мышления.

Введение в школьное преподавание математики элементов истории очень важно и с методической стороны.

Среди целей преподавания математики в школе можно выделить одну - формирование у учащихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Учителя математики часто считают ее не главной и не уделяют должного внимания соответствующей работе на уроке. Практика работы с историей математики показывает, что именно при помощи истории науки, которая методически правильно включена в урок, достигается вышеуказанная цель.

Опытный учитель с привлечением истории математики к объяснению нового материала сможет показать ученикам значимость математики среди других наук, изучаемых в школе, и их неразрывную связь. Из вышеуказанных примеров видно, что при использовании географических карт, литературных произведений, биографий ученых история математики позволяет установить межпредметные связи, которые очень легко можно проследить на каждом уроке.

Введение элементов истории математики в школьную практику дает в руки преподавателя возможность варьировать методы подхода к разрешению той или иной проблемы, того или иного вопроса. Зачастую история возникновения того или иного понятия, способствует более глубокому усвоению самого понятия.

В процессе преподавания математики в школе замечаем, что наиболее часто применяемыми методическими приемами сообщения исторических сведений являются следующие: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа учеников. Мы выделяем еще один прием, который заключается в решении той или иной задачи различными методами, не исключая существовавших ранее, может быть даже и ошибочных. А также прием выполнения одного математического действия различным образом. Например, при изучении темы умножения десятичных или обыкновенных дробей школьникам в 6 классе можно показать приемы умножения дробей старорусским и другими способами. Н.Н.Круликовский отмечает, что эффективным методом сообщения исторических сведений по математике может быть решение задач из классических и старинных сборников задач. При изучении признаков деления на 2, 3, 5, 10 и т.д. можно показать ученикам признак Паскаля. Затем можно будет сказать, что признаки делимости чисел на 2, 3, 5 и 10 – это частные случаи признака Паскаля.

Согласно Н.Н.Круликовскому, считаем, что ознакомление учащихся с элементами истории математики с целью воспитания должно проходить, прежде всего, на уроках математики. Многолетний опыт исследования данной темы показывает, что освещать историю математики даже в самом кратком виде не предоставляется возможным. Поэтому будем говорить только о сообщении учащимся лишь некоторых сведений из истории науки. Из нестандартных форм сообщения исторических ведений науки математики Н.Я.Виленкин выделяет уроки истории математики, которые проводятся в конце изучения каждой темы. Материал к этим урокам он располагает в учебнике в конце разделов.

Мы вводим в практику нетрадиционный прием сообщения сведений из истории математики – нетрадиционные домашние исследовательские задания. Почти исчезли из обихода русские старинные названия мер длины и веса. Ученики на лето обычно из крупных городов разъезжаются к родственникам, бабушкам и дедушкам, которые живут в деревнях, поселках и просто маленьких городках. Из их обихода эти устаревшие слова еще не вышли. За лето ученики могут выполнить специальное задание - составить словарь по старинным мерам длины по рассказам бабушек и дедушек. А во время урока по теме « Измерение отрезков» могут поделиться с остальными своими словарями и позабавить одноклассников различными интересными названиями, такими как сажень, вершок, аршин. Учитель в этом случае подтвердит сказанное школьниками и расскажет, чему в настоящее время равны эти величины. Интересно будет измерить кабинет математики пядями, локтями и шагами. А также исторический материал может стать индивидуальным средством обучения школьников математике.

Историю математики вводить в школу необходимо по нескольким причинам: это прекрасный и действенный инструмент для повышения интереса учащихся к предмету, развития эстетического вкуса учеников, а также привития нравственных качеств.

Список используемой литературы:

  1. Депман, И.Я. За страницами учебника математики [Текст] / И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин // Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы.- М.: Просвещение, 1999.

  2. Дорофеев, Г.В. Гуманитарно-ориентированный курс - основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе [Текст] / Г.В. Дорофеев // Математика в шк.- 1997.- № 4.- C. 37-38.

Просмотров работы: 2188