ПЕРВЫЕ ШАГИ В ФАРМАЦИИ. ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ФАРМАЦИИ. ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Прийменко Е.В. 1, Несветаева Ю.М. 1, Чепурная Е.А. 1, Халиди С.Н. 1
1Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В древнеиндийской священной книге «Аюр–веда» («Наука жизни») есть следующее изречение: «В руках невежды лекарство – яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнём или светом. В руках же людей сведущих оно уподобляется напитку бессмертия». Эта мысль проходит красной нитью через всю историю фармации и организации фармацевтического дела как у нас в стране, так и за рубежом. Она определяет многие деонтологические и этические позиции современного фармацевта.

Что же касается истории развития аптек, то она чрезвычайно важна в силу того, что объединила принципы формирования современной аптеки, фармацевтического оптового сектора и фармацевтической промышленности в целом.

Возникновение лекарствоведения затеряно в глубинах первобытной эпохи – самого продолжительного периода в истории человечества. Первобытный человек находился в полной зависимости от внешнего мира. В поисках облегчения от болезней и страданий он использовал различные средства из окружающей его среды, первые из которых появились в период собирательства и имели растительное происхождение: белладонна, мак, полынь, белена.

Многовековой опыт свидетельствует о тонкой наблюдательности, большой изобретательности и недюжинных талантах народа. Народная медицина является предшественницей научной медицины и питает её своим опытом и наблюдениями.

Современными врачами широко используются такие средства народной медицины, как: корень алтея, корень аира, арника, бузина, валериана, горечавка, горицвет, кора дуба, бузина, дурман, донник, жостер, змеевик, клюква, калина, кориандр, крушина, лаванда, лакрица, ландыш, липа, льняное семя, малина, мать-и-мачеха, миндаль, ревень, ромашка.

В самом распространённом источнике сведений о медицине Древнего Китая – «Трактате о внутреннем человеке» - приводится 900 названий лекарственных растений, которые назначались в соответствии со следующим принципом: головки и верхние части растений – при болезнях верхнего пояса тела человека, стебли растений – среднего пояса, корни – при болезнях мышц и кожи, сердцевина – при болезнях внутренностей. Особенно популярны были: женьшень, лимонник, ревень, эфедра, чай, лук, чеснок.

Лекарственные средства животного происхождения также были широко представлены. Почти каждое животное служило источником какого-либо лекарственного средства: во врачевании использовались кожа слона; кровь, печень, сердце, когти тигра; панцирь черепахи и т.д. Из средств минерального происхождения применялись: сурьма, железо, сера, ртуть.

Знаменитый древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ (460-377 г.г. до н. э.) придавал большое значение лекарствоведению. Он утверждал, что в природе лекарства даны уже в готовом виде, оптимальном состоянии и сочетании. Лекарственные средства применялись им без смешения. Особое внимание Гиппократ уделял лечению травами, чётко определив способы и условия их хранения. Среди лекарственных средств растительного происхождения, которые он использовал, встречаются: белена, бузина, гранат, дыня, зверобой, золототысячник, клещевина, чемерица, чилибуха, чеснок, шалфей и другие – всего 230 растений.

Из лекарственных средств животного происхождения были особенно популярны жиры: например, жир барана, быка, гуся, утки, рыбий жир. Наружно применялись металлы и драгоценные камни. Гиппократ сформулировал основные положения медицинской этики, относящиеся и к лекарствоведению: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удерживать в памяти. Из них ты должен усвоить себе всё, что относится к лечению болезни вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определённых болезнях. Ибо в этом начало, середина и конец познания лекарств».

Развитие лекарствоведения напрямую связано с деятельностью выдающегося древнеримского врача и естествоиспытателя Клавдия Галена (131-201г.г.н.э.). Он придерживался следующих принципов:

- «лечить «подобное подобным»,

- «противоположное противоположным»,

- «помогать природе».

В соответствии с этими воззрениями применялись лекарственные средства, которые делились на три класса: простые, сложные, специфические. Гален ввёл понятие о действующих веществах, в соответствии с которым широко применял в практике извлечения из природных материалов, а также вина, уксусомёды, сиропы описал в своих трудах приготовление порошков, пилюль, лепёшек, мыл, мазей, пластырей.

Крупнейший врач того времени Ибн Сина (Авиценна) был разносторонне образованным человеком. Его пятитомный «Канон врачебной науки» охватывает вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, фармации, гигиены и др. В двух томах содержатся описания простых и сложных лекарств. Всего Авиценна перечисляет 785 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения с описанием способов их приготовления и применения.

До XI века в Европе фармация не выделялась как особая профессия: врачей учили в медицинских школах и среди прочих предметов преподавали им искусство составления лекарств, правила сбора лекарственных растений. Впервые слово apothecarius как наименование профессии появилось в XII веке: во Франции это произошло в 1178 году, в Англии - в 1180 г.

Первые дошедшие до нас упоминания о профессии фармацевта относятся к XIII столетию. Значительный вклад в развитие фармации в конце XVIII - начале XIX века внёс французский аптекарь Сертюрнер. Им проводились работы по изучению опиума, ими были выделены наркотин и морфин.

Позже, в начале 19 века, фармацевт Кавенту получил в чистом виде хинин, стрихнин, кофеин, проделал огромную исследовательскую работу в изучении алкалоидов.

Фармация не могла не сделать огромных шагов используя огромные успехи химии начала XIX века. Для неё характерно появление большого количества патентованных препаратов, состав и приготовление которых авторами держались в тайне. Раскрыть состав секретных средств, выработать методы идентификации и установить чистоту препаратов - вот те вопросы, которые были поставлены перед аптекарями.

Активно стала развиваться аналитическая химия. Так, фармацевт Мор стал творцом объёмного анализа - его имя до сих пор носят бюретки, пипетки, весы, зажимы и краны, применяемые в аптечном анализе. Аптекарь и профессор Антуан Боме ввёл в фармацевтическую практику ареометр (1768г.) для определения удельного веса спирта и солевых растворов. Он же основал первую фабрику нашатыря (1770г.).

Стали появляться русские аптекари: Андрей Иванов, Иван Михайлов, Роман Ульянов.

По прошениям аптекаря Василия Шилова мы можем представить себе круг обязанностей московского аптекаря, полностью соответствующих обязанностям аптекаря в европейских аптеках.

Сохранился любопытный документ об экзамене, который был учинён приезжему провизору, желающему попасть на работу в царскую аптеку: Дан июня 28 (1631 г.) По Государеву и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси указу и по приказу боярина князя Ивана Борисовича Черкасского, велено мне дохтуру Артемию нововъезжаго аптекаря про всяких аптекарских чинов допрашивать; и я дохтур Артемий аптекаря Филиппа Бритье допрашивал, и он сказал, что он аптекарь полный и вместо лекаря научен.

Спрос: Что аптекарю доведётся знать и ведать?

Ответ: «Аптекарю надобно знать и ведать всякия травы, и цветы, и коренья, и гумы всякия, и по дохтурскому приказу лекарство всякое составы составливать про здоровье всяких людей…»

Экзамен продолжался два дня и содержал более 50 вопросов типа: «Как алхимисты масла перепускают и масло снимают? В которых лекарствах есть худо, что не годится в лекарство, и как отнимают? И закончился положительным заключением: «Больше того у тебя не спрашиваю. Отвечал ты до сих мест, как и сам многажды своима очами видел. По дару Богу, чтоб тебе лечить, чтобы людей здоровити и от Государя честь получил».

Одним из первых русских аптекарей стал Даниил Алексеевич Гурчин. Его аптека фактически была основана и работала задолго до получения Петровских грамот и Гурчин уже именовался «Аптекарем Его Царского Величества».

Гурчин работу своей аптеки обеспечил в соответствии со всеми требованиями времени. Он не только организовал широкую торговлю аптекарскими товарами, но и создал производство некоторых готовых лекарств (популярное в то время Confectio alkermes), а также аптечной посуды, построив первый в России завод по её изготовлению. Но самым важным в деятельности Гурчина была работа по составлению первых русских фармакопей. Его сочинения «Аптека обозовая» (1708 г.), «Аптека домовая» были первыми фармакопеями - популярными руководствами для армии и для частных лиц.

Вместе с епископом Афанасием Холмогорским (в миру Алексей Артемьевич Любимов) Гурчин написал первую русскую «Фармакопею», рукопись которой сохранилась до наших дней. Первая русская государственная гражданская фармакопея – «Pharmacopoea Rossica», - появилась в 1778г. Россия стала одной их первых стран, имевших свою государственную фармакопею.

Множество великих людей, которыми по праву гордится человечество, связано с фармацией: Парацельс, Жан Дюма, Шелле, Ломоносов, Джекоб, Бородин, Лавастер, Гёте, Пеллетье, Деви, Левиц, Нелюбин, Чехов.

Из страниц фармации на Кубани

К 1960 году росло число аптек в городах и станицах Краснодарского края. Начальник аптечного управления Юрий Васильевич Ефимченко добился открытия фармацевтического отделения при нашем тогда медицинском училище с четырёхлетним сроком обучения после седьмого класса. Он помог оснастить кабинеты ассистентскими столами, бюреточной системой, перегонным кубом и другим оборудованием для того, чтобы было всё, как в аптеке.

На должность заведующей отделением пригласили Тиренко Эмму Тимофеевну из аптечной сети, а технологию лекарственных форм взялся вести подполковник медицинской службы Виктор Тимофеевич Мирошниченко. Он пригласил к себе лаборантом Марию Тарасовну Сошникову – участницу Великой Отечественной войны.

Уроки проводились самые разнообразные: лекционные, комбинированные, комплексные, открытые. Кроме них были тематические вечера по предмету, экскурсии в лучшие аптеки города, центральный аптечный склад, галенофасовочную фабрику. В краевых конкурсах «Лучший фармацевт» среди медицинских училищ Кубани учащиеся не раз занимали в Сочи призовые места.

Вместе с ними выезжала как руководитель Эмма Тимофеевна. Учащиеся поражались её энциклопедическими знаниями лекарственных растений. А она заставляла их рисовать образцы акварелью и графикой, писать о них стихи. Бесхитростные, наивные, а они помогали усвоить материал.

В поле, в лесу, в парках Эмма Тимофеевна рассказывала им о каждом кустике, о каждом дереве, и без запинки отвечала на все вопросы, сопровождая рассказы десятками легенд.

Если занятия с Эммой Тимофеевной по фармакогнозии были для нас поэзией, то с Виктором Тимофеевичем – документальной прозой, – писали в своих воспоминаниях учащиеся, – он добивался стабильных знаний учащимися его предмета армейской дисциплиной. Ставил «2» или «3». Для поощрительной оценки «4» или «5», спрашивал не по одной теме, а за весь семестр! Были девичьи слёзы и обиды. Но после повторения материала и уверенного ответа, радовались победе над своей ленью и глубокому усвоению изучаемого материала.

С 1972 года на фармацевтическое отделение начали набирать по две группы с десятиклассным образованием и со сроком обучения 2 года.

Краевое аптечное управление в 1974 году безвозмездно выделило новое болгарское оборудование на 12 посадочных мест, представляло для практики лучшие аптеки города (аптеки №4,5,6,15,9,336).

У классного руководителя Светланы Павловны Марченко учились готовить лекарственные формы: порошки, мази, микстуры, свечи, пилюли;

У Галины Григорьевны Латышевой (химика-аналитика) – не тратить время на пустяки, во всём стремиться к прогрессу, каждый день становиться умнее, чем вчера.

Лора Михайловна Кулик (преподаватель фармацевтической химии) – научила их философскому отношению к жизни.

Эмма Тимофеевна Тиренко – доводить начатое дело до конца, всё делать тщательно, вникать в подробности, меньше проявлять эмоций, а больше работать над собой.

Все эти и другие преподаватели училища помогли обучающимся найти своё призвание.

Просуществовало фармацевтическое отделение до 1995 года и было закрыто.

Возродилось оно только в 2003 году.

Заключение

Фармация занимает достойное место среди других наук уже давно. Российская аптека всегда была центром, где больной получал не только лекарства, но и рекомендации, облегчающие его страдания.

А сейчас именно в этом и заключаются многие проблемы, относящиеся к разряду деонтологических.

Больной должен выйти из аптеки не только с необходимым лекарством, но и уверенностью в его эффективности, в возможности исцеления недуга!

Умение поддержать больного морально и духовно! Не оставлять без внимания его запросы, заботиться о каждом человеке, обратившемуся за помощью в аптеку. В этом состоит высокая миссия современного фармацевта!

Список литературы:
  • Журнал «Фармацевтический вестник»

  • Гурылёва М.Э. «Очерки»”

  • Авиценна «Канон врачебной науки»

  • «Русский медицинский журнал»

  • Косова И.В. «Экономика фармации»

  • Сошников Н.Г. «Школа исцелителей»

  • «Аюр-веда», WWW. moderat. ru/article.php.

 

Просмотров работы: 2585