Аннотация: В процессе рассмотрены вопросы воспитания толерантного отношения к русской культуре и русскому языку и гордости за нашу страну.
Ключевые слова: толерантность, уважение, русский язык, литература, страна.
Annotation: In the course of investigation the questions of bringing up a tolerant attitude to the Russian culture, the Russian language is held.
Key words: tolerance, respect, the Russian language, literature, our country.
«Толерантность» - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятие иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Толерантность означает уважение принятие и правильное понимание других культур, способа самовыражения и проявления человеческой индивидуальности»[4].
Слово «толерантность» начали активно использовать в наше время. На самом деле, оно очень близко нам по значению. Россия считается одной из самых толерантных стран в мире, а русские – самой толерантной нацией. Мы находимся на 2м месте в мире по притоку иммигрантов после Германии. Обучение в России ведется на русском языке, который знаком жителям Ближнего зарубежья, и который изучали и изучают в других странах.
Культура, обычаи и традиции нашей страны, в общем, не отличаются от европейских. Молодые специалисты сейчас успешно интегрируются в европейских странах, они изучают иностранные языки, стремятся получить рабочие места.
Русский язык и литература распространяются по всем континентам. Но как мы, россияне, жители разных регионов страны, разных национальностей, сейчас относимся к русскому языку? Этот вопрос сейчас очень актуален. Молодые люди нашего поколения сейчас очень вольно обращаются с русским языком, засоряют его, не читают произведения русской и национальной литературы, используют ненормативную лексику.
Поэтому мы решили провести анкетирование среди студентов ККБМК, чтобы узнать мнение студентов разных возрастных групп об их отношении к использованию русского языка в различных ситуациях речевого общения. Мы опросили студентов I и III курсов специальности «Фармация», «Стоматология ортопедическая»; возраст I группы - 16-18 лет; II группы - 19-25 лет.
Всего в анкетировании участвовало 102 студента. Вопросы анкеты были следующие:
1. Что нас всех объединяет в нашей стране?
А) семья; Б)русский язык; В) другое;
2. Являются ли произведения русских писателей, по-вашему мнению, образцом русской культуры?
А) если да, то какие; Б) если нет, то почему; В) другое;
Объясните свой выбор.
3.Считаете ли вы нормой использование ненормативной лексики?
А) да; Б) нет; В) другое;
4. Вы испытываете гордость за нашу страну?
А) за спортивные достижения; Б) за мощь и величие России; В) другое;
5. закончите фразу: «Современный житель России – это человек, не обязательно русский по национальности, но главное…».
Приводим ответы разных возрастных групп.
Студенты I группы (16-18 лет) на вопрос «Что нас всех объединяет в нашей стране?» дают ответ:
а) Семья – 60%; б) Русский язык – 20%; в) другое – 30% (это те, кто не знает ответа).
II группа(19-25 лет) на этот же вопрос дают ответы: а) семья – 10%; б) русский язык - 30%; в) другое – 60% (даются объяснения, что нас ничего не объединяет или не знают ответа).
Студенты I группы в ответах на 2-й вопрос считают, что произведения русских авторов являются образцом русского языка – 70%, называют авторов: Пушкина А.С., Тургенева И.С., Булгакова М.А. и др., а 25% не считают их эталоном, 5% - не могут назвать имена писателей. II группа – считают образцом произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», А.С. Пушкина – все стихотворения, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», А.С. Грибоедова «Горе от ума», А.П. Чехова. Таких ответов большинство – 80%. Отрицательно ответили на вопрос, не объясняя свой выбор – 20%.
3-й вопрос об использовании ненормативной лексики. Нормой ее применения считают студенты I группы - 1% «чтобы выразить эмоции», 4% объясняют свой выбор тем, что «в некоторых случаях ненормативная лексика нужна», другие, « что она пришла к нам из истории» и может быть использована; не считают нормой – 95% «недостойна культурного человека».
Во II группе считают, что ненормативная лексика нужна - 0,5%; не является нормой – 99,5%, других вариантов нет.
На 4-й вопрос по анкетам I группы выявлено, что 40% испытывают гордость за спортивные достижения страны, 30% - испытывают гордость за нашу страну и 30% совсем не могут ответить: «не любят страну, но любят Родину»; «обеспокоены расхищением бюджета страны и коррупцией, считают, что нынешнее состояние страны оставляет желать лучшего».
Во II группе на 4-й вопрос ответили, что гордятся спортивными достижениями страны – 30%; испытывают гордость за страну – 30%,; затруднились ответить и не испытывают гордость за свою страну – 40% опрошенных.
На 5-й вопрос: в I группе утверждают, что главное для жителя России это:
Соблюдать порядок и закон – 20%
Уважать страну, в которой живешь – 19%
Быть доброжелательным и вежливым – 34%
Быть настоящим человеком – 11%
Знать русский язык – 6%
Быть патриотом страны – 5%
Иметь гражданство РФ – 4,5%
Иметь чувство юмора – 0,5%
II группа оказалась не столь эмоциональна в ответах как первая:
Совсем не ответили на вопрос – 46%
Считают, что главное жить в России – 20%
Главное - единство – 9%
В любой нации есть плохие и хорошие люди – 15%
Получить образование – 10%
Подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что:
Ответы на вопросы, где требуются социокультурные знания, зависят от возраста опрошенных.
Студенты старших курсов отстаивают активную жизненную позицию, а студенты младших курсов отличаются разнообразием мнений и эмоций.
Студенты обеих групп отмечали проявление толерантности в нашей стране в различных ситуациях как уважение и правильное понимание русской культуры и других культур.
Студенты разного возраста знают и любят классическую литературу, называют писателей и поэтов России.
Но, считая, что гражданам России надо знать русский язык и уважать его, не все могут выразить свое уважительное отношение к стране, где они живут, поэтому воспитание толерантности и гордости за свою страну является важной задачей в медицинском колледже.
Литература:
Немов Р.С. книга 1 «Общие основы психологии» М.,2003г. 4-е издание.
Немов Р.С. «Психология образования» М., 2005 г. 2-е издание
Немов Р.С. «Психодиагностика» М., 2001 г.