Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, чрезвычайно актуальны сегодня.
В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». В.Т. Лободина определяет здоровье как бесконфликтную, безопасную, счастливую деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном, духовном уровнях человеческой природы. А.Д. Степанова определяет здоровье как «способность полноценно выполнять социальные функции». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).
Психическое здоровье – это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье – это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовать его взаимодействие.
Духовно-личностное здоровье – комплекс нравственных характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивидуума в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Деятельность учащихся в образовании сопряжена с высокими нагрузками часто ведущими к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Для того, что бы организовать процесс формирования культуры здоровья младшего школьника педагогу необходимо использовать в организации учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Изучив теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы, поставлена цель - определить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди младших школьников и наметить мероприятия посредством приобщения их к дальнейшему здоровому образу жизни.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ №13 ст. Ленинградская, в период с 01 ноября 2012 г. по 01 февраля 2013 г. В экспериментальном исследовании приняли участие 18 учеников (12 девочек и 6 мальчиков) 3-го класса и их родители (16 человек). Учащимся была предложена анкета для выявления уровня знаний о ЗОЖ Ю.В. Науменко. Также был проведен опрос родителей, автор И.В. Чупаха, с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни.
По результатам анкетирования младших школьников определено, что понятия о «ЗОЖ» у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 23% учащихся считают ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 15% учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но 62% учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Анализ полученных результатов опроса родителей позволил нам определить их роль в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни.
По результатам опроса родителей, что большинство опрошенных дало положительные ответы на все вопросы, показав тем самым свое участие в приобщении их к здоровому стилю жизни.
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Представление о здоровье как триединстве здоровья физического, психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимо применять комплексный подход.