Современное содержание воспитательно-образовательной части Проекта Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Согласно содержанию Проекта ФГОС ДО, организация совместной деятельности педагога и ребенка осуществляется на базе основной образовательной программы (далее ООП), в которой на обязательную составляющую ООП отведено 60 %, на вариативную - не более 40 %. Именно, вариативная часть позволяет проявить творчество педагогу и ребенку, а также, обобщить уже имеющийся опыт с использованием нововведений. Огромная роль в процессе гуманизации образования детей отводится их экологическому образованию. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка [4].
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др.).
Экологическое воспитание, согласно Г.М. Коджаспировой, - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности [Коджаспирова, 2005, с. 24].
В процессе дошкольного образования ведется целенаправленное педагогическое воздействие на детей, в ходе которого закладываются основы экологического воспитания – осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, которые являются их непосредственным окружением в данный период жизни. Знакомство с объектами неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Эксперименты – это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.
По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения [3]. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.
Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия. Исходя из этого, объектом нашей работы является организация совместной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе, результатом которой будет разработка вариативной части ООП по проведению естественнонаучного наблюдения и экспериментирования. Поставленная перед нами цель заключается в организации естественнонаучного эксперимента и наблюдения и осуществляется посредством следующих задач: 1) составление программы экспериментирования и плана реализации мероприятий по экологическому воспитанию; 2) проведения ряда наблюдений; 3) анализ полученных результатов. Практическая работа осуществляется нами на базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 220 ОАО "РЖД» в средней группе.
Возрастные особенности детей 4-5 лет позволяют разрешить поставленные перед нами задачи. У детей этого возраста внимание приобретает более устойчивый характер, интенсивно развивается память, преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы предметов и явлений. Воображение способствует ребёнку в познании окружающего мира, а также облегчает переход от известного к неизвестному. Дети активно стремятся к интеллектуальному диалогу с взрослыми.
Данное явление заметно в многочисленных вопросах детей к воспитателю: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?". Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.
Освоение детьми системы различных обследовательских процедур, приемов несложного анализа и сравнения, способствует развитию автономии в исследовательской деятельности. Воспитатель намеренно наполняет жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, которые им необходимо самостоятельно разрешить, применяя освоенные приемы (определить состояние песка, годится ли он для постройки; отобрать брусочки заданной ширины, чтобы по ним смогла проехать машина, и пр.).
Дети среднего возраста ярко и непосредственно выражают свои чувства и эмоции. Внимательное, заботливое отношение старшего товарища к детям, умение поддержать их познавательную потребность и развить самостоятельность, организация разноплановой активности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей.
Необходимым и значительным шагом вперед является выстраивание умозаключений, что свидетельствует о способности приходить к собственному мнению исходя из конкретной ситуации [2].
Для расширения представлений у детей о явлениях и объектах неживой природы с помощью экологических наблюдений и экспериментов нами составлен перспективный план работы (таблица).
Таблица.
Перспективный план работы по организации экологических наблюдений и экспериментов в средней группе
Месяц |
Игра-эспериментирование |
Задачи |
Материалы |
Ход опыта |
СЕНТЯБРЬ Опыты с песком |
«Волшебные коробочки» |
1.Познакомить детей со свойствами песка. 2.Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу. |
Коробочки с песком, поднос, лупы. |
Дети при помощи луп рассматривают песчинки. Обсуждают, что песчинки желтые, маленькие, их много. |
«Почему песок так хорошо сыплется?» |
1. Продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка. 2. Развивать представление о безопасном поведении. |
Сухой песок |
Потрогать песок руками. Насыпать в формочки и высыпать. Слепить пирожок. Просеять песок через сито. Обсуждают, что нельзя делать с песком. |
|
"Разные ножки бегут по дорожке" |
1. Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка.2. Развивать ориентировку в пространстве |
Влажный песок, игрушки |
Дети экспериментируют отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами |
|
"Лепим колобки" |
1.Обобщить и закрепить знания детей о свойствах песка2. Развивать мелкую моторику рук.3. Воспитывать аккуратность |
Различные формочки округлой формы, песок. |
Дети догадываются из какого песка (влажного или сухого) лучше лепить колобки. |
|
«Делаем узорные дорожки из песка» |
1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть).2. Развивать творческую активность.3. Воспитывать самостоятельность |
Сухой песок, маленькаялейка, пластиковые бутылочки с небольшими отверстиями |
Дети из различных предметов тонкой струйкой сыплют песок на землю, делая разные узоры. |
|
«Куда пропала вода?» |
Формировать представления детей о свойствах песка: песок хорошо пропускает воду. |
Емкость с сухим песком. |
Налить воду в емкость с сухим песком.(Воды не стало, а каким стал песок?) |
|
ОКТЯБРЬ Опыты с воздухом |
«Нырки» |
1. Познакомить детей со свойствами водыи воздуха.2. Развивать любознательность3. Воспитывать самостоятельность. |
Таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки. |
Дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из ВОДЫ |
"Бульбочки" |
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха2. Развивать чувство любопытства.3. Воспитывать аккуратность |
Таз с водой, резиновые игрушки. резиновая груша. |
В тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха |
|
«Домик для воздуха» |
дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (прозрачный,невидим, легкий, не имеет запаха), |
полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри — по количеству детей; |
Для того чтобы воздух увидеть, его надо Дети «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. |
|
«Ветер – это воздух» |
Сформировать представление о происхождении ветра. |
|||
«Воздух работает» |
Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы . |
Емкость с водой, Бумажные кораблики, воздушные шары , веера и т.д. |
Дети дули на кораблики, шарики и воздух их толкал. А если не дуть, как еще можно создать ветер?{Предложения детей.) Пробовали устроить ветер с помощью веера. |
По результатам диагностики уровня экологической образованности детей на основе развития познавательной активности, мы получили следующие результаты:
- 15% детей (высокий уровень) - стремятся проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляют исследовательский интерес к миру;
- 25% детей (средний уровень) – проявляют потребность в занятиях, но их привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная;
- 60% детей (низкий уровень) - детей удовлетворяет односложная информация, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Диагностирование низкого уровня развития познавательной активности детей у 60% детей, поставило перед нами задачу определения наиболее предпочитаемый вид деятельности детей (методика В. С. Юркевича «Маленький исследователь»), как эффективного средства решения данной проблемы и достижения цели проекта. В итоге мы получили следующее:
игровая деятельность — 27 %;
изобразительная деятельность — 17%;
чтение художественной литературы — 16 %;
экспериментальная деятельность — 40 %.
Детское экспериментирование находится на первом месте — это свидетельствует о том, что такая деятельность привлекательна для детей. Подтверждение данному факту мы отметили в процессе участия детей в экспериментировании.
Представим несколько примеров проведенных экспериментов и наблюдений. Проводя опыты-эксперименты с объектами неживой природы (песок, воздух, вода), дети знакомятся с их свойствами. Вся работа строится с учетом наглядно-образного восприятия объектов и явлений неживой природы.
Так, рассматривая песок через лупу, дети выяснили, что он состоит из множества мелких песчинок. Только в сравнении дети смогли сказать, что песок может быть сухой или влажный. Играя в игру «Узоры из песка», дети познакомились с таким свойством песка, как сыпучесть.
Игры – эксперименты с воздухом позволили детям сформировать представления о его свойствах. Обнаружить воздух мы смогли несколькими способами: дули в трубочки, опускали в воду резиновые игрушки, «ловили» воздух полиэтиленовыми пакетами.
Для закрепления полученных детьми знаний педагогами проводится систематическая работа с родителями. В совместной работе детей и родителей создаются картины из песка.
В результате проведенной работы по организации экологического воспитания дошкольников на основе естественнонаучного наблюдения и экспериментирования, нами получены следующие результаты:
Оформлен «Уголок экспериментирования».
Составлена картотека опытов для детей среднего возраста (4-5 лет).
Проведена диагностика развития творческой игры детей средней группы.
Результаты показали, что большинство детей проявляют интерес к проведению опытов и экспериментов, остальные терпеливы и внимательны при наблюдении происходящих процессов. Дети способны размышлять над наблюдаемыми явлениями и их причинами, они устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы о свойствах объектов, проявляют интерес к познавательной литературе;
Привлечены к участию в экспериментальной деятельности семьи дошкольников, родителей расширили свои знания и представления по данной теме.
Организация экологического воспитания дошкольников на основе естественнонаучного наблюдения и экспериментирования в средней группе обогащает детей знаниями, учит самостоятельно анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что они узнает, оказывает благоприятное воздействие на формирование мировоззрения, закладывает основы общей экологической культуры.
Список использованной литературы:
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2005. С. 284.
2. Кулагина,И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. 5-е изд. М. : Изд-во УРАО, 1999. С. 175.
3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988.
4. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 20.11.2013).