ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Почерней И.Н. 1, Шевчук О.И. 2
1ФГБОУ ВПО МГЛУ ЕаЛИ
2НДОУ № 220 ОАО "РЖД"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное содержание воспитательно-образовательной части Проекта Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Согласно содержанию Проекта ФГОС ДО, организация совместной деятельности педагога и ребенка осуществляется на базе основной образовательной программы (далее ООП), в которой на обязательную составляющую ООП отведено 60 %, на вариативную - не более 40 %. Именно, вариативная часть позволяет проявить творчество педагогу и ребенку, а также, обобщить уже имеющийся опыт с использованием нововведений. Огромная роль в процессе гуманизации образования детей отводится их экологическому образованию. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка [4].

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др.).

Экологическое воспитание, согласно Г.М. Коджаспировой, - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности [Коджаспирова, 2005, с. 24].

В процессе дошкольного образования ведется целенаправленное педагогическое воздействие на детей, в ходе которого закладываются основы экологического воспитания – осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, которые являются их непосредственным окружением в данный период жизни. Знакомство с объектами неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Эксперименты – это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.

По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения [3]. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.

Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия. Исходя из этого, объектом нашей работы является организация совместной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе, результатом которой будет разработка вариативной части ООП по проведению естественнонаучного наблюдения и экспериментирования. Поставленная перед нами цель заключается в организации естественнонаучного эксперимента и наблюдения и осуществляется посредством следующих задач: 1) составление программы экспериментирования и плана реализации мероприятий по экологическому воспитанию; 2) проведения ряда наблюдений; 3) анализ полученных результатов. Практическая работа осуществляется нами на базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 220 ОАО "РЖД» в средней группе.

Возрастные особенности детей 4-5 лет позволяют разрешить поставленные перед нами задачи. У детей этого возраста внимание приобретает более устойчивый характер, интенсивно развивается память, преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы предметов и явлений. Воображение способствует ребёнку в познании окружающего мира, а также облегчает переход от известного к неизвестному. Дети активно стремятся к интеллектуальному диалогу с взрослыми.

Данное явление заметно в многочисленных вопросах детей к воспитателю: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?". Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Освоение детьми системы различных обследовательских процедур, приемов несложного анализа и сравнения, способствует развитию автономии в исследовательской деятельности. Воспитатель намеренно наполняет жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, которые им необходимо самостоятельно разрешить, применяя освоенные приемы (определить состояние песка, годится ли он для постройки; отобрать брусочки заданной ширины, чтобы по ним смогла проехать машина, и пр.).

Дети среднего возраста ярко и непосредственно выражают свои чувства и эмоции. Внимательное, заботливое отношение старшего товарища к детям, умение поддержать их познавательную потребность и развить самостоятельность, организация разноплановой активности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей.

Необходимым и значительным шагом вперед является выстраивание умозаключений, что свидетельствует о способности приходить к собственному мнению исходя из конкретной ситуации [2].

Для расширения представлений у детей о явлениях и объектах неживой природы с помощью экологических наблюдений и экспериментов нами составлен перспективный план работы (таблица).

Таблица.

Перспективный план работы по организации экологических наблюдений и экспериментов в средней группе

Месяц

Игра-эспериментирование

Задачи

Материалы

Ход опыта

СЕНТЯБРЬ

Опыты с песком

«Волшебные коробочки»

1.Познакомить детей со свойствами песка.

2.Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.

Коробочки с песком,

поднос, лупы.

Дети при помощи луп рассматривают песчинки. Обсуждают, что песчинки желтые, маленькие, их много.

«Почему песок так хорошо сыплется?»

1. Продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка.

2. Развивать представление о безопасном поведении.

Сухой песок

Потрогать песок руками. Насыпать в формочки и высыпать. Слепить пирожок.

Просеять песок через сито. Обсуждают, что нельзя делать с песком.

"Разные ножки бегут по дорожке"

1. Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка.2. Развивать ориентировку в пространстве

Влажный песок, игрушки

Дети экспериментируют отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами

"Лепим колобки"

1.Обобщить и закрепить знания детей о свойствах песка2. Развивать мелкую моторику рук.3. Воспитывать аккуратность

Различные формочки округлой формы, песок.

Дети догадываются из какого песка (влажного или сухого) лучше лепить колобки.

 

«Делаем узорные дорожки из песка»

1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть).2. Развивать творческую активность.3. Воспитывать самостоятельность

Сухой песок, маленькаялейка, пластиковые бутылочки с небольшими отверстиями

Дети из различных предметов тонкой струйкой сыплют песок на землю, делая разные узоры.

«Куда пропала вода?»

Формировать представления детей о свойствах песка: песок хорошо пропускает воду.

Емкость с сухим песком.

Налить воду в емкость с сухим песком.(Воды не стало, а каким стал песок?)

ОКТЯБРЬ

Опыты с воздухом

«Нырки»

1. Познакомить детей со свойствами водыи воздуха.2. Развивать любознательность3. Воспитывать самостоятельность.

Таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки.

Дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из ВОДЫ

"Бульбочки"

1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха2. Развивать чувство любопытства.3. Воспитывать аккуратность

Таз с водой, резиновые игрушки. резиновая груша.

В тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха

«Домик для воз­духа»

  • подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

дать представление о том, что он занимает место и об­ладает свойствами (прозрачный,невидим, легкий, не имеет запаха),

полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри — по количеству детей;

Для того чтобы воздух увидеть, его надо Дети «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом вы­пустили его.

 

«Ветер – это воздух»

Сформировать представление о происхождении ветра.

   

«Воздух работает»

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы .

Емкость с водой, Бумажные кораблики, воздушные шары , веера и т.д.

Дети дули на кораблики, шарики и воздух их толкал. А если не дуть, как еще можно создать ве­тер?{Предложения детей.)

Пробовали устро­ить ветер с помощью веера.

По результатам диагностики уровня экологической образованности детей на основе развития познавательной активности, мы получили следующие результаты:

- 15% детей (высокий уровень) - стремятся проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляют исследовательский интерес к миру;

- 25% детей (средний уровень) – проявляют потребность в занятиях, но их привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная;

- 60% детей (низкий уровень) - детей удовлетворяет односложная информация, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Диагностирование низкого уровня развития познавательной активности детей у 60% детей, поставило перед нами задачу определения наиболее предпочитаемый вид деятельности детей (методика В. С. Юркевича «Маленький исследователь»), как эффективного средства решения данной проблемы и достижения цели проекта. В итоге мы получили следующее:

  • игровая деятельность — 27 %;

  • изобразительная деятельность — 17%;

  • чтение художественной литературы — 16 %;

  • экспериментальная деятельность — 40 %.

Детское экспериментирование находится на первом месте — это свидетельствует о том, что такая деятельность при­влекательна для детей. Подтверждение данному факту мы отметили в процессе участия детей в экспериментировании.

Представим несколько примеров проведенных экспериментов и наблюдений. Проводя опыты-эксперименты с объектами неживой природы (песок, воздух, вода), дети знакомятся с их свойствами. Вся работа строится с учетом наглядно-образного восприятия объектов и явлений неживой природы.

Так, рассматривая песок через лупу, дети выяснили, что он состоит из множества мелких песчинок. Только в сравнении дети смогли сказать, что песок может быть сухой или влажный. Играя в игру «Узоры из песка», дети познакомились с таким свойством песка, как сыпучесть.

Игры – эксперименты с воздухом позволили детям сформировать представления о его свойствах. Обнаружить воздух мы смогли несколькими способами: дули в трубочки, опускали в воду резиновые игрушки, «ловили» воздух полиэтиленовыми пакетами.

Для закрепления полученных детьми знаний педагогами проводится систематическая работа с родителями. В совместной работе детей и родителей создаются картины из песка.

В результате проведенной работы по организации экологического воспитания дошкольников на основе естественнонаучного наблюдения и экспериментирования, нами получены следующие результаты:

  1. Оформлен «Уголок экспериментирования».

  2. Составлена картотека опытов для детей среднего возраста (4-5 лет).

  3. Проведена диагностика развития творческой игры детей средней группы.

Результаты показали, что большинство детей проявляют интерес к проведению опытов и экспериментов, остальные терпеливы и внимательны при наблюдении происходящих процессов. Дети способны размышлять над наблюдаемыми явлениями и их причинами, они устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы о свойствах объектов, проявляют интерес к познавательной литературе;

  1. Привлечены к участию в экспериментальной деятельности семьи дошкольников, родителей расширили свои знания и представления по данной теме.

Организация экологического воспитания дошкольников на основе естественнонаучного наблюдения и экспериментирования в средней группе обогащает детей знаниями, учит самостоятельно анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что они узнает, оказывает благоприятное воздействие на формирование мировоззрения, закладывает основы общей экологической культуры.

Список использованной литературы:

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2005. С. 284.

2. Кулагина,И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. 5-е изд. М. : Изд-во УРАО, 1999. С. 175.

3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988.

4. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 20.11.2013).

Просмотров работы: 5779