ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среде которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному возрасту это влияние так или иначе осмысливается.

В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна).

В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил – т.е. общего развития ребенка.

Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. Поэтому существуют достаточные основы для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы дизайнерского образования учащихся.

Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.

Над данной проблемой работали многие педагоги и психологи. В философском плане вопросы художественного творчества и дизайна рассматривались в работах А.А. Адамяна, Д. Благоева, А.И. Бурова, Г.Д. Гачева, М.С. Кагана, Н.И. Килщенко, В.П. Копнина, Н.Л. Лейзерова и др.

Психологической наукой накоплено достаточное количество исследований по вопросам воздействия на психику человека цвета и формы, способности их вызывать различные эмоции (Р. Арнхейм, В.С. Мейлах, А. Пейпер и др.) художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше областях знаний, в свою очередь, также накопила достаточный опыт в исследовании проблем художественного творчества (В.В.Алексеева, Н.А.Дмитриева, Н.М. Зубарева, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Фомина, В.С. Щербакова и др.)

Вопросы воспитательного и общеразвивающего воздействия специально организованной художественно-эстетической деятельности изучали Ю.П. Азаров, Б.Т.Лихачев, З.И. Калмыкова, Г.П. Калинина, Н.М. Конышева и др.

Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучены практические основы дизайнобразования в начальной школе. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью введения дизайнобразования в процесс обучения младших школьников и недостаточной разработанностью практических путей его организации в теории и практике. На основании этого и определена тема курсовой работы «Элементы дизайнобразования младших школьников».

Цель исследования – выявление педагогических условий формирования дизайнерского мышления младших школьников.

Объект исследования – дизайнобразование младших школьников.

Предмет исследования – технологическое образование младших школьников.

Для достижения представленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить сущность понятия «дизайн», «дизайнобразование».

  2. Проанализировать степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы.

  3. Спроектировать модель дизайнобразования школьников.

  4. Провести опытную работа по исследованию необходимости дизайнобразования в начальной школе.

Гипотеза: дизайнобразование младших школьников будет реализовано если разработана и внедрена модель организации дизайнобразования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение за деятельностью учащихся и учителей начальных классов, моделирование.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику способствует эффективной организации дизайнобразования в начальной школе.

Структура работыотражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обусловлена актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования, определена теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Теоретические и практические основы формирования дизайнерского мышления младших школьников» раскрыты понятия «дизайн» и «дизайнобразование», проанализирована степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы и спроектирована модель дизайнобразования младших школьников. Во второй главе «Опытная работа по внедрению педагогических условий формирования дизайнерского мышления младших школьников в начальной школе» опытным путем исследована необходимость проведения дизайнобразования в начальной школе. В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы.

В приложении представлены методики для исследования необходимости формирования дизайнерского мышления младших школьников.

Список литературы включает 31 наименование.

Глава 1. Теоретические и практические основы формирования дизайнерского мышлениямладших школьников

  1.  
    1. Сущность понятия «дизайн»

Дизайн возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей – проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы – функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Слово «дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн вещи», «дизайн автомобиля»), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества.

В настоящее время существует несколько точек зрения на опре­деление сущности понятия «дизайн». Словарь иностранных слов определяет дизайн как [26]: а) ху­дожественное конструирование предметов; б) проектиро­вание эстетического облика промышленных изделий.

В «По­пулярной художественной энциклопедии» дается такое определение ди­зайна: «термин, обозначающий разновидность художест­венно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [27, с. 167].

Н.М. Шанский в этимологическом словаре русского языка поясняет слово «дизайн» «английское слово designозначает в одном случае «замышлять, проектировать, кон­струировать», в другом – «замысел, проект, конструкция, чертеж» [31, с. 144].

Исходя из этого, можно определить дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эс­тетически выразительной предметной среды, наиболее пол­но удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.

Основываясь на анализе различных толкований поня­тия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л.П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер – это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [19, с. 142].

По мнению Г.П. Калининой [10], дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Во всех определениях, по мнению Н.Г. Конышевой [13], отражена:

1) во-первых, активная, преобразующая, творческая сущность «дизайна»;

2) во-вторых, обращается внимание на то, что эта деятельность направлена на разработку и создание гармоничной окружающей среды.

Гармоничной, т.е. ком­фортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека. Все это убеждает нас в том, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассу­дочное начало и художественное, эмоционально-эстети­ческое.

В свете сказанного возникает вопрос о возможностях целенаправленного формирования специальной системы и организации процесса обучения молодёжи основам дизайна. По мнению О.В. Ожерельевой [22], в теоретическом плане – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

Дизайнообразование ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, отмечает Е.В. Макарова [18].

В научных трудах Л.П. Заречной [9], отмечается, что дизайнообразование является важнейшим средством приобщения личностью учащегося к общечеловеческим ценностям, составляющим основу культурной среды, а поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.

Указанное приобщение необходимо основывать на интеграции знаний различных областей наук, раскрытии взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, социальных, технологических, эстетических, экологических, педагогических, психологических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры человека. В дизайно-образовании необходимо исходить из функциональной обусловленности эстетической культуры в прогрессивной эволюции человека, ее способности возвеличивать человеческое начало в человеке «во все времена и эпохи», активно способствовать гуманизации человеческого общества, служить делу социального прогресса.

По мнению П.Н. Андрианова [29], ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природными и искусственным пре-дметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.

Дизайнообразование предполагает [7]:

– формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно дей-ствующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для дея-тельности в новых социально-экономических условиях;

– формирование знаний и умений использования средств и путей прео-бразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;

– подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

– формирование творческого отношения к труду;

– развитие разносторонних качеств личности и способности профес-сиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.

Таким образом, под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эс­тетически выразительной предметной среды, наиболее пол­но удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнообразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

1.2. Состояние исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы

До сих пор в содержании уроков трудового обучения творческая сущность «дизайна» и деятельность направленная на разработку и создание гармоничной окружающей среды подчас искусственно разделяются, отмечает Н.Г. Конышева [13]: на уроках конструирования работа ведется только над конструкцией с сугубо технической точки зре­ния, а внешние качества изделия, его выразительность при этом фактически не учитываются; на уроках художествен­ной обработки материалов рассматриваются преимущест­венно те параметры, которые определяют внешний вид изделия, а его функциональные свойства при этом упоми­наются вскользь.

Учитывая данное обстоятельство, можно утверждать, что поиски приемлемых путей внедрения ди­зайнерского образования в практику школы сегодня осо­бенно актуальны: эта деятельность учит и мыслить, и чув­ствовать. И совершенно очевидно, что эта задача наибо­лее успешно может быть решена именно в рамках предме­та «технологии»: только на уроках труда изготав­ливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми.

Дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления. Понятие «дизайнерское мышление» было впервые введено Н.М. Конышевой [13], по ее мнению оно обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом.

Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. По мнению Л.П. Малиновской, оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации [19, с. 14].

Это первый, сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.

Н.Г. Конышева выделяет несколько видов дизайнерского мышления [13]:

1. Стихийное дизайнерское мышление. Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.

2. Системное дизайнерское мышление. Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности – как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.

Автор отмечает, что дизайнерское мышление должно включать в себя следующие параметры [13]:

– целесообразность – способность взаимосвязывать поставленную задач с собственным замыслом, достижение поставленной цели.

– рациональность – выбор наиболее выгодных, экономных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения.

– новизна и оригинальность – нешаблонность, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности.

– стилевое чутье – понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем.

– цветовая гармония – умение создать цветовые сочетания, производящие впечатление колористической уравновешенности, цельности, единства.

– гибкость – способность высказывать многообразие идей.

По мнению Л.П. Малиновской [19], основные особенности дизайнерского мышления можно представить в следующем виде:

– системное владение логическими операциями;

– наличие в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к проектированию.

– понимание целесообразности и рациональности вещей.

– знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды.

С системе начального образования из всех возможных аспектов дизайна по мнению В.Г. Капинос [11], следует использовать только то, что имеет общеобразовательный смысл, а именно:

1) азы знаний о мире вещей, о наиболее общих и простых правилах, по которым он создается;

2) творческий метод дизайна, позволяющий активизировать познавательную и творческую деятельность учеников.

По мнению И.Ю. Волосатовой [2], современный урок технологии должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами дизайна, и это возможно при изучении любой темы курса.

Например, в учебнике для II класса «Чудесная мастерская» [14] эти правила присутствуют даже в такой традиционной теме, как «Симметричное вы-резание». Из листочков, вырезанных из бумаги, ученикам предлагается составить картину для какого-либо сказочного героя. В картине можно использовать разный цвет как фона, так и листочков, разную форму элементов, а также разное расположение их в формате листа. Образцы в учебнике показывают, как это разнообразие может существенно менять впечатление от произведения, придавая ему самые различные настроения. Фактически в рамках данной темы второклассники работают с такими средствами дизайна, как форма, линия, цвет, композиция элементов.

Однако речь, по мнению Н.Г. Конышевой [13], идет не о формальных или узкоспециальных знаниях, а о развитии осмысленного подхода к вещам. Поэтому мы отнюдь не предлагаем им «жонглировать» терминами и не заставляем выполнять формальных упражнений с указанными средствами, как, например, это делают студенты соответствующих вузов или ученики художественных школ.

Подход к работе для младших школьников принципиально иной, отмечает В.Г. Капинос [11]: они сразу учатся применять названные средства в конкретной вещи. При этом постановка задания заставляет учеников использовать именно дизайнерский подход к делу. Учащиеся должны придумать и составить из листочков не любую картинку, какая придет в голову, и не копию образца. Задание имеет четкую цель, но предоставляет свободу для самостоятельного творческого поиска.

Эта задача фактически заставляет ученика учитывать следующее правило дизайна: каждая вещь для чего-то (или кого-то) может подойти, а для кого-то или чего-то не подойдет. Чтобы предмет соответствовал определенной обстановке или понравился определенному хозяину, необходимо тщательно продумать его устройство и внешний вид. При этом существуют, оказывается, определенные средства и правила, соблюдение которых помогает придать вещам тот или иной вид.

Применительно к данной теме ученики как раз и знакомятся с некоторыми специфическими средствами: в учебнике дается информация о том, какую роль в композиции играет симметрия и асимметрия, выбор цвета и т.п. Важно, что вся эта информация дается не в виде отвлеченного правила или специальных сведений, а в самой непосредственной связи с практическим заданием, жизненный смысл которого ребенку абсолютно понятен.

Подобный подход применим и целесообразен практически в каждом задании. Скажем, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего именно она предназначена: упаковка должна сочетаться с подарком по форме, размеру, декору. А особенности, например, новогодней открытки обусловлены спецификой этого волшебного и сказочного праздника, который отмечают ночью, потому в такой открытке уместен темно-синий, фиолетовый или даже черный фон, отделка в виде блесток, звезд и т.п. Все эти вопросы обязательно обсуждаются с учениками на уроке, ведь подобная беседа создает основу для сознательного творческого выбора собственного решения.

Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у школьников правильное отношение к вещам, способность к их адекватной оценке, стремление избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишеств, а значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший вкус и привычку к достойной жизни.

Таким образом, задача внедрения ди­зайнерского образования в прак-тике школы наибо­лее успешно может быть решена именно в рамках предме­та «технология», так как только на данных уроках изготав­ливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми. Дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления, под которым понимается наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Современный урок технологии должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами дизайна, и это возможно при изучении любой темы курса.

1.3. Педагогические условия дизайнобразования школьников

В последнее время в научных исследованиях достаточно широкое распространение получил метод моделирования, как специфический метод познания, который основывается на принципе материального единства мира и наличия в живой и неживой природе общих диалектических законов их развития, на признании всеобщей связи и взаимообусловленности явлений.

А.Н. Кочергин дает следующее определение: «Моделирование – это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:

1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;

2) способная замещать его в определенных отношениях;

3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [15, с. 123].

Термин «модель» в современной науке употребляется в самых различных смыслах. В.В. Давыдов дает следующее определение: «Под моделью понимается такая мысленно пpедставляемая или матеpиально peализуемая система, котоpая отобpажая или воспpоизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую инфоpмацию об этом объекте» [6, с. 22].

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Под моделью, по мнению В.И. Михеева [21], понимается предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели – моделирующей деятельностью.

В настоящее время понимание модели характеризуется переносом влияния на моделирование скрытых свойств объекта. С этой точки зрения модель определяет Ю.А. Гастаев. Автор отмечает, что моделируемый объект и модель могут меняться местами в связи с тем, что моделируемый объект может быть включен в самоопределение модели [3].

Метод научного моделирования позволяет [30]:

– по результатам изучения различных сторон оригинала создавать обобщенную, абстрактную, идеальную модель объекта;

– выступать в качестве заменителя или представителя объекта изучения, приводить к выводам и решениям, относительно их изменения, выступать в качестве средства комментирования определенных сведений об изучаемом объекте; выступать в качестве оператора, связывающего аппарат выражения модели и проводящего решение поставленных задач.

Модели обычно выполняют следующие гносеологические функции: иллюстративную, трансляционную, объяснительную, предсказательную. Многоплановое проникновение моделирования в область педагогических исследований объясняется тем, что с его помощью решаются проблемы, связанные с эффективностью обучения с позиций не только качественных, но и количественных характеристик педагогического процесса.

Педагогическая модель – это какая-либо идея организации, осуществления и развития педагогического объекта. К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений и ученических объединений, уставы и положения учебных заведений, планы организация воспитательной работы и внеклассной работы по разным предметам.

Главной целью модели организации дизайнообразования в начальной школе является формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

На рисунке 1 представлена базовая модель дизайнообразования в начальной школе.

Рис. 2. Педагогические условия дизайнобразования в начальной школе

Модель дизайнобразования в начальной школе должна отражать формирование знаний об основных понятий дизайна: композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях;

Также в модели должен быть отражен основной принцип дизайна в процессе разработки кон­кретных вещей реализуется через совершенно определен­ные правила или требования. Н.Г. Конышева [13, с. 30] предлагает следующие правила и требования, которые могут быть отражены в содержании на­чального образования:

1) Композиционная целостность – соответствие отдельных частей друг другу и соответ­ствие части целому. Эта комплексная характеристика включает в себя целый ряд более частных качеств, каждое из которых можно рассматривать и по отдельности. Среди них обычно выделяют: соподчиненность, пропорциональ­ность и другие. В любом случае данное требование означает согласованность и соразмерность частей в составе целого, их уравновешенность, т.е. единство.Прежде всего, речь идет о единстве стиля, что обеспечивается единством форм, размеров, материала, технологий и т.д.

2) Максимальное выявление в изделии всех возможностей материала,из которого оно сделано. Когда-то талантливый исследователь декоративно-прикладного искусства А.Б.Салтыков заме­тил, что хороший вкус любит подлинное, поэтому поддел­ка одного материала под другой возможна и уместна лишь в тех случаях, когда их внешние свойства похожи (матовые или блестящие, гладкие или шероховатые, твердые или мяг­кие и пр.). Если эти свойства сильно различаются, подделки лишены художественной выразительности.

3) Учет декоратив­ных, психологических, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия.

4) Уместность украшенийна предмете. Украше­ния на вещах не всегда имели чисто декоративный смысл. Изучая историю предметного мира, ученые пришли к выводу, что большинство бытовых предметов наряду с обычной утилитарной функцией выполняли и магическую функцию, а украшения были символическими и усиливали магию вещей.

Вместе с тем в процессе обучения технологии у школьников необходимо сформировать социально значимые качества личности, такие как: эстетические потребности и эстетический вкус, потребности и способности к эстетической оценке предметно-пространственной среды, технологического мира и создание эстетических ценностей. Большое значение при этом имеет то, что в процессе дизайнерской деятельности существуют широкие возможности развития эстетического вкуса и помощи учащихся в осознании того, что в культуре массового производства имеются свои собственные эстетические достоинства и способы проявления творческой индивидуальности.

Ведущим в организации дизайнерской деятельности является использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся. В процессе дизайнерской деятельности используются такие методы как проблемный, поисковый, исследовательский, а также различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций.

В педагогике наибольшего внимания заслуживает классификация методов обучения, предложенная И.П. Подласым [23]. В ней выделяются четыре основные группы методов;

1. Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод – тренирует знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление. Этот метод включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, использование дидактических средств и т.п.

2. Проблемный метод – основан на беседе в ходе наблюдений, на работе с книгой, на экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря этому методу, учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

3. Частично-поисковый метод, который при самостоятельной работе учащихся, беседе, проектировании и т.п. предоставляет учащимся возможность принять участие в работе на отдельных этапах исследования. При этом они получают возможность ознакомиться с определенными материалами научно-познавательной работы.

4. Исследовательский метод – учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Еще одним элементом модели дизайнобразования в начальной школе может стать использование методов по источнику обучения. В педагогической науке имеются самые разнообразные классификации методов обучения, позволяющие формировать у учащихся эстетические знания и умениям обеспечивать их дизайнобразование.

Н.В. Бордовская предлагает следующую классификацию методов обучения по источнику получения знаний [1]:

1) Словесные методы (источником знаний являются устное или печатное слово);

2) Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

3) Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы дизайнобразования позволяют в кратчайший срок передать большую информацию по технике, технологии, конструированию, эргономике, эстетике поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Каждый из этих методов целесообразно использовать в обучении дизайну благодаря выразительности, многообразия образов и понятий, которые можно передать живой речью и оказать сильное эмоциональное воздействие на учащихся, тем самым мотивировать к дизайнерской деятельности.

В процессе обучения дизайну одежды значительное место занимают наглядные методы. Под ними понимаются методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимной связи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чуственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, схем и т.п.

По мнению Б.Т. Лихачева [16], наглядные методы подразделяются на две большие группы: метод иллюстраций и демонстрацию. Метод иллюстраций предполагает показ старшеклассникам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, инструкционных карт, зарисовок, моделей дизайн-проектов, их этапов и т.д. Метод демонстрации связан с демонстрацией процесса моделирования, конструирования дизайн-объекта, технологического процесса его изготовления.

В ходе реализации дизайнобразования младших школьников существенное место в организации процесса обучения дизайну занимают практические методы. Они основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения и практические работы.

Побуждение учащихся к собственной дизайнерской деятельности, его включение и углубление в творческий процесс самостоятельного создания оригинальной модели, с усложненными конструктивными элементами, отмечает Н.Г. Конышева [13], является непременным и важным условием изучения в активном режиме познания и преобразования предмета труда, в процессе его выполнения в конкретном дизайнерском изделии, соответствующем заданным социальным функциям и факторам дизайна (эргономический, социологический, эстетический, экономический, конструкторско-технологический).

Основной из приоритетных целей дизайнобразования младших школьников, является достижение главной педагогической цели – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества а также, создание условий для самореализации. Эта цель может быть достигнута при культурно образующем характере содержания дизайнобразования, в котором целостно представлены ценности духовной и материальной культуры.

Таким образом, педагогические условия формирования дизайнерского мышления включают: формирование основных понятий дизайна (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований дизайна (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала,учет воз­можностей цвета уместность украшенийна предмете); формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке); использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского); использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических); организация эстетически верной окружающей среды. Использование данных условий будет способствовать достижению основной цели дизайнобразования младших школьников – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества а также, создание условий для самореализации.

Выводы по 1 главе

Под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эс­тетически выразительной предметной среды, наиболее пол­но удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнобразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

Задача внедрения дизайнерского образования в практику школы наибо­лее успешно может быть решена именно в рамках предме­та «технология», так как только на данных уроках изготав­ливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми. Дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления, под которым понимается наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Современный урок технологии должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами дизайна, и это возможно при изучении любой темы курса.

Модель дизайнобразования в начальной школе должна включать в себя: формирование основных понятий дизайна (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований дизайна (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала,учет воз­можностей цвета уместность украшенийна предмете); формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке); использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского); использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических); организация эстетически верной окружающей среды. Использование подобной модели будет способствовать достижению основной цели дизайнобразования младших школьников – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества а также, создание условий для самореализации.

Глава 2. Опытная работа по внедрению педагогических условий формирования дизайнерского мышления младших школьников в начальной школе

2.1. Организация и методика опытной работы

Опытная работа проводилась на базе МБОУ СОШ с. Ташанта Республики Алтай, в сентябре 2012 – декабре 2013 г.г.

В опытной работе приняли участие 10 детей младшего школьного возраста, обучающиеся по программе «Школа России». В контрольную группу вошли учащиеся 3 «А» класса, в опытную группу – учащиеся 3 «Б» класса (см. Таблицу 3).

Таблица 3 Список детей

п/п

Ф.И. ребенка

опытной группы (3 «Б»)

Ф.И. ребенка

контрольной группы (3 «А»)

1

Нина Б.

Вера В.

2

Соня Е.

Рита С.

3

Наташа Б.

Анна Т.

4

Даша Б.

Костя Д.

5

Таня Ю.

Катя К.

Цель опытной работы: исследовать необходимость дизайнобразования в начальной школе.

Задачи: 1. Подобрать диагностику для выявления необходимости дизайнобразования в начальной школе.

2. Провести диагностику детей контрольной и опытной групп.

3. Сравнить результаты контрольной и опытной групп.

В ходе исследования была исследована необходимость дизайнобразования младших школьников МБОУ СОШ с. Ташанта Республики Алтай. Информация по данной проблеме получена в ходе диагностики дизайнерского мышления у детей данного класса.

2.2. Исследование необходимости дизайнобразования

в начальной школе

Для выявления необходимости дизайнобразования младших школьников была подобрана методика «Компоненты дизайнерского мышления», на основе методик Т.В. Башаевой, Т.О. Чередняковой и Г.П. Калининой, позволившая установить отдельные компоненты дизайнерского мышления учащихся до начала специального обучения.

Цель данной методики: установить уровень развития компонентов дизайнерского мышления, включающих знания о цвете, пространственных отношениях, элементах технической эстетики, понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных ансамблей, понимание целесообразности в оценке предметов, рациональности и гармоничности вещи.

План проведения методик представлен в таблице 2.

Таблица 2

План проведения методик

Название теста

Цель

  1. Ассоциативный тест цветоразличения

(по Т.В. Башаевой)

Выявить знание о цветовых оттенках

2. Тест цветоразличия

(по Т.В. Чередняковой)

Выявить знания о насыщенности о цвета, светлоте тона

3. Выявление знаний о форме, пространственных представлениях

(по А.Е. Падалко)

Выявить знание детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете и форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге

Критерии оценки данной методики:

– степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности;

– уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях;

– понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.

При помощи критериев был выделен уровень развития дизайнерского мышления: высокий, средний и низкий.

Диагностика «Компоненты дизайнерского мышления» была проведена и в контрольной и в опытной группах. Результаты диагностики детей опытной группы представлены в таблице 3, контрольной группы – в таблице 4

Таблица 3

Уровень развития дизайнерского мышления

у детей опытной группы

п/п

И. Ф.

ребенка

Методики Уровень

1

2

3

1

Нина Б.

В С В В

2

Соня Е.

С

Н

Н

Н

3

Наташа Б.

В

С

С

С

4

Даша Б.

С

С

В

С

5

Таня Ю.

Н

С

Н

Н

Таблица 4

Уровень развития дизайнерского мышления

у детей контрольной группы

п/п

И. Ф.

ребенка

Диагностика Уровень

1

2

3

1

Вера В.

В С В В

2

Рита С.

С

Н

Н

С

3

Анна Т.

В

С

С

С

4

Костя Д.

С

С

В

С

5

Катя К.

Н

С

Н

Н

Выясним количество детей в процентном соотношении в контрольной и опытной группах по уровню развития дизайнерского мышления (см. Таблицу 5 и Рисунок 3).

Из рисунка 3 и таблицы 7 видно, что в опытной группе высокий уровень развития дизайнерского мышления отмечен у 20 % детей, средний уровень наблюдается у 40 % детей и низкий – у 40 % детей.

Таблица 5

Уровни развития дизайнерского мышления у детей

опытной и контрольной групп

Группа

Уровни (%)

Опытная

группа

Контрольная

группа

Высокий

20

20

Средний

40

60

Низкий

40

20

В контрольной группе 20 % детей имеют высокий уровень развития дизайнерского мышления, 60 % детей имеют средний уровень и у 20 % учащихся отмечен низкий уровень.

Рис.4. Гистограмма уровня развития дизайнерского мышления

Если сравнить результаты уровня развития дизайнерского мышления в опытной и контрольной группах, можно констатировать, что низкий уровень на 20 % выше в опытной группе, средний уровень выше на 20 % в контрольной группе, а высокий уровень в обеих группах одинаковый. В целом можно сделать вывод, что у детей в контрольной группе уровень развития дизайнерского мышления выше, чем в опытной.

Итак, результаты исследования опытной работы показали, что многие дети младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень развития дизайнерского мышления, поэтому требуется целенаправленная работа по дизайнобразованию младших школьников.

Заключение

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и результатов опытной работы показал, что в работе:

1. Определена сущность понятия «дизайн», «дизайнобразование»

2. Проанализирована степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы

3. Спроектирована модель и выделены условия дизайнобразования школьников

4. Проведена опытная работа по исследованию необходимости дизайнобразования в начальной школе.

Результаты проведенного теоретического исследования и опытной работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эс­тетически выразительной предметной среды, наиболее пол­но удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнобразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

2. Задача внедрения дизайнерского образования в практику школы наиболее успешно может быть решена именно в рамках предме­та «технология», так как только на данных уроках изготав­ливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми. Дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления, под которым понимается наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Современный урок технологии должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами дизайна, и это возможно при изучении любой темы курса.

3. Педагогические условия формирования дизайнерского мышления младших школьников включают: формирование основных понятий дизайна (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований дизайна (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала,учет возможностей цвета уместность украшенийна предмете); формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке); использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского); использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических); организация эстетически верной окружающей среды. Использование подобной модели будет способствовать достижению основной цели дизайнобразования младших школьников – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества а также, создание условий для самореализации.

В ходе опытной работы была проведена диагностика по изучению необходимости дизайнобразования младших школьников. Результаты диагностики показали, что многие дети младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень развития дизайнерского мышления, поэтому требуется целенаправленная работа по дизайнобразованию младших школьников.

Список использованной литературы

1. Бордовская, Н.В. Педагогика. [Текст]: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.

2. Волосатова, И.Ю. Особенности проявления художественно-творческих способностей младших школьников [Текст] / И.Ю. Волосатова // Начальная школа, 2007. – № 6. – С. 62-65.

3. Гастев, Ю.А. Гомоморфизмы и модели [Текст]: Логико-алгебраические аспекты моделирования / Ю.А. Гастев. – М.: Наука, 2009. – 208 с.

4. Геронимус, Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах [Текст]: методическое пособие / Т.М. Геронимус. – Тула: Арктоус, 2006. – 168 с.

5. Григорович, Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности [Текст]: пособие для студ. пед. ин-тов. / Л. Григорович. – М.: АСТПРЕСС, 2008. – 264 с.

6. Давыдов, В.В. Психическое развитие младшего школьника [Текст]: учеб. пособие для высш. пед. учеб. завед. / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2000. – 298 с.

7. Дизайн-образование в школе [Электронный ресурс]: Центр современных методик преподавания. – Режим доступа: http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/

8. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина. – М.: Академия, 2005. – 192 с.

9. Заречная, Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда [Текст] / Л.П. Заречная. – М.: АСТАПРЕСС, 2009 – 324 с.

10. Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда [Текст] / Г.П. Калинина //Начальная школа. – 2005. – № 5. – С.26-30.

11. Капинос, В.Г. Дизайнерское образование в начальной школе [Текст] / В.Г. Капинос // Начальная школа. – 2006. – № 5. – С. 57.

12. Кирнос Д.И. Индивидуальное творческое мышление [Текст]: / Д.И. Кирнос. – М.: Педагогика, 2002. – 269 с.

13. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

14. Конышева Н.М. Чудесная мастерская [Текст]: учебник для 2 класса. / Н.М. Конышева. – М.: LINKA-PRESS, 2007. – 134 с.

15. Кочеpгин, А.Н. Моделиpoвание мышления [Текст] / А.Н. Кочергин. – М.: Наука, 2009. – 341 с.

16. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК. и ФПК / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1998. – 464 с.

17. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / И.Г. Майорова. – М.: Просвещение, 2000. – 214 с.

18. Макарова Е.В. Программа студии дизайна [Текст]: пособие для педагогов. / Е.В. Макарова. – Ижевск, 2007. – 182 с.

19. Малиновская, Л.П. Вопросы формирования дизай­нерского мышления на уроках изобразительного искусст­ва в начальных классах / Л.П. Малиновская. – Тернополь, 2003. – 265 с.

20. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.Н. Зотова. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. – 368 с.

21. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике [Текст]: науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей. / В.И. Михеев. – М.: Высшая школа, 2007. – 200 с.

22. Ожерельева, О.В. Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук. – М., 2005. – 235 с.

23. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

24. Проснякова, Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: учебник для 4-го класса / Т.Н. Проснякова. – Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. – 128 с.

25. Проснякова, Т.Н. Уроки мастерства [Текст]: учебник для 3-го класса / Т.Н. Проснякова. – Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. – 120 с.

26. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на академике – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

27. Советская энциклопедия [Текст]: Популярная художественная энциклопедия. – М.: Просвещение, 1986. – 476с.

28. Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников [Текст] / Г.В. Степаненко. // Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 9-12.

29. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду [Текст] / Под ред. П.Н. Андрианова, Д.П. Ельникова. – Донецк, 2006. – 245 с.

30. Чичканова, И.Н. Подготовка учителей начальных классов в условиях учебно-научно-педагогического комплекта «педколледж-педвуз» [Текст]: Монография / И.Н. Чичканова. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – 138 с.

31. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст]: Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – М.: Дрофа, 2004. – 398 с.

Приложения

Методика № 1 Ассоциативный тест цветоразличения(по Т.В. Башаевой)

Цель: Выявить знания детей о цветовых оттенках

Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет.

Проводится индивидуально.

Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета

Горох Морковь Виктория Паук в паутине

Цыпленок Снеговик Виноград Солнце

Капуста Ласточка Бананы Свекла

Методика 2. Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)

Цель: Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.

Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по светлоте.

Задание:

Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого ( берем 2 цвета – зеленый и красный).

Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).

Методика №3. Выявление знаний о форме, пространственных представлениях (по А.Е. Падалко)

Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге.

Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшения тарелки (аппликация из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы сочетались друг с другом цвета.

Вопросы для анализа по окончании работы:

Какие геометрические формы использовали?

Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)?

Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)?

Сочетаются ли цвета?

 

Просмотров работы: 9779