Введение.
Целью моего исследования является изучение исторических архитектурных памятников России XVII-XX веков и их влияние на личность человека. Важность этого вопроса я вижу в том, что человек как главная единица общества, должен всегда помнить, ценить историю своей страны, историю культуры, а т.к. в моей работе будут исследованы архитектурные памятники, то человек так же должен знать, в каких веках и как изменялась архитектура строительства зданий и сооружений, какие достопримечательности остались по сей день и насколько важно для человека существование этих памятников.
Еще одна цель моей работы, это узнать, как влияют исторические памятники архитектуры на личность человека и её развитие. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
На личность человека влияет не мало факторов, но самыми главными являются биологические и социальные. Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. К социальным факторам нужно отнести такие социальные институты, влияющие на развитие и формирование личности человека, как семья - основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения,массовые средства распространения информации.
В наше время очень важно воспитание личности гуманистической с чувством гражданского долга, духовно - богатой, с любовью к Родине, к национальной и художественной культуре. Огромная роль в становлении такой личности отводится культуре и искусству народа, которая способствует обогащению художественных традиций общенационального культурного наследия.
1.Архитектуры и архитектурные памятники России XVII-XX вв.
1.1 Понятие архитектуры.
"Архитектура - тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе".
Н.Н. Воронин
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon - строитель) -искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др.
Какие же особенности выделяют архитектуру из ряда других искусств? Прежде всего архитектура отличается от других видов искусств, например, живописи и скульптуры, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п. Самый состав, количество и развитие типов этих сооружений и их особенностей уже сами по себе с достаточной ясностью говорят о характере данного общества, а размещение построек, например, внутри средневекового города, дает неоценимый материал для освещения не только его топографии, но иногда и характера классовой борьбы в городе.
Архитектура является катализатором прогресса цивилизации, особенно архитектура жилища. Нельзя переоценить роли архитектуры в жизнедеятельности народа, когда сопоставляешь условия жизни, эстетику среды, с культурой и с уровнем участия российского сельского населения в совершенствовании сельскохозяйственных производств. Если люди живут в плохих условиях, – ни в каком «совершенствовании» они не участвуют и участвовать не могут.
Понятие памятников архитектуры.
Памятники архитектуры– это великое достояние народа России. Это огромная ценность для нас. Мы восхищаемся этим уникальным творением, талантом архитекторов.
Во все времена правительство очень трепетно относилось к архитектурным постройкам. Памятники архитектуры отображали величество и уникальность страны. Они показывали стиль тех времен, когда были возведены. И, безусловно, каждое творение архитектора любой эпохи прекрасно и ценно по-своему.
В разных европейских странах для обозначения того, что мы называем памятником архитектуры, применяются термины «памятник», «исторический памятник», «архитектурный памятник». В нашей стране в прошлом использовался термин «памятники старины и искусства», а в настоящее время понятие «памятника архитектуры» включено в более общее понятие «памятников истории и культуры», или, еще шире, «культурного наследия». Эти термины отражают двоякую ценность сооружений, относимых нами к разряду памятников, — историческую и художественную.
Так, историческая ценность проявляется не только в познавательном плане, но и в плане эмоциональном. То, что данная постройка — свидетель событий либо очень отдаленных, либо значительных для истории и культуры данной местности, страны или человечества в целом, придает ей особое значение в глазах современников. Эта сторона ценности старых сооружений отражена в признании существующим законодательством особой категории памятников — так называемых «памятников истории». К памятникам истории могут относиться сооружения, не имеющие архитектурно-художественной ценности и представляющие интерес только как напоминание об определенных исторических событиях или лицах. Однако эта особая ценность не менее часто распространяется и на художественно ценные здания, внесенные в государственные списки под рубрикой «памятников архитектуры».
В познавательном плане историческая ценность памятника выражается, прежде всего в том, что он служит носителем информации о прошлом, т.е. историческим источником. Эта информация обладает многосторонностью и проявляется в весьма различных сферах, что позволяет рассматривать памятник как специфический и комплексный исторический источник. С точки зрения историков, первостепенный интерес представляет прямое свидетельство памятников о социальной структуре общества.
Архитектурные памятники XVII-XX веков.
XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными.
Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил Теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы, вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса.Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации.
Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности и нарядности получает яркое выражение в украшении монументальных кремлевских башен шатрами, имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). Архитекторами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым был построен в 1635—1636 годах Теремной дворец Московского Кремля.
На протяжении всего XVII века город Муром так же сильно менялся. К концу этого столетия он приобрел новый облик. Возникли богатые и причудливые ансамбли двух рядом находящихся монастырей - мужского Благовещенского и девичьего Троицкого. Строительство в этих обителях связано с именем известного в городе купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова, человека незаурядного. Благодаря его возможностям и вкусу город был украшен замечательными памятниками самого высокого уровня.
В центре монастырского двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за одиннадцать месяцев (1642 - 1643). Это пятиглавый небольшой по площади, но высокий храм изысканных пропорций. Его стены обильно украшены декоративными элементами, главы были первоначально покрыты зеленой поливной черепицей. С южной стороны к храму пристроена крытая галерея. Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех восьмигранных столбах. Обилие декоративных деталей, включая поливные изразцы, придают собору Троицкого монастыря неповторимую нарядность.
В 1670-е годы на средства купца Веневитинова рядом с разрушенной церковью XVI века Николы Можайского была воздвигнута каменная пятиглавая церковь Казанской Богоматери с приделом Николы. По своей архитектуре она напоминала Воскресенский собор и Георгиевский храм в Муроме.
Спасо-Преображенская церковь — первое каменное сооружение на территории бывшего женского Новодевичьего монастыря, основанного в г. Хлынове в первой половине XVII в., построена в 1696 г. Основной объем памятника — приземистый двусветный куб с выступающей далеко на восток трехчастной апсидой — первоначально имел пятиглавое завершение. Традиционно простое объемно-планировочное решение небольшого монастырского храма здесь дополняется декоративным убранством, выполненным из фасонного кирпича на высоком художественном уровне.
В 1925 г. внутреннее пространство холодной церкви было разделено на два этажа и приспособлено под жилье.
18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.
В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.
Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования, как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. России за короткое время удается догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов. Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году.
К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
С усилением политической реакции и ростом капиталистической эксплуатации, в условиях погони за выгодой и прибылью, породившей архитектуру доходного дома и купеческого особняка, в конце первой половины XIX века наблюдается общий упадок архитектуры. Распад стиля классицизма сопровождается поисками национального русского стиля. Делаются попытки повернуть назад - к изучению и использованию форм древнерусского допетровского зодчества XI- XVII веков, отказаться от всего "нерусского" в архитектуре, в том числе и от всех блестящих достижений архитектуры русского классицизма.
Этот период, длившийся до начала XX века, не дал сколько-нибудь значительных архитектурных произведений. Отрицательной чертой этих исканий было поверхностное, чисто внешнее заимствование и использование форм древнерусского зодчества XI-XVII веков, как декоративной оболочки на сооружениях XIX века, усугубленное непониманием неразрывного органического единства формы и содержания в произведениях древнерусского зодчества.
На первом этапе (середина XIX века) так называемый официальный "русский стиль" представлен работами архитектора К. А. Тона. Его главнейшим произведением является Храм Христа Спасителя и Большой кремлевский дворец (1838 - 1849), который явился попыткой в известной
мере повторить по своим формам кремлевские терема XVII века с привнесением "византийских" элементов убранства.
Конец второй и вся третья четверть XIX века проходят под знаком борьбы за самобытность в русской архитектуре. Лучшими произведениями русского художественного гения и примерами для подражания признаются образцы так называемого декоративного стиля XVII века: Путинковская церковь в Москве и церковь в Останкино.
Исторический музей в Москве (1875-1883), выстроенный по проекту художника Шервуда, пожалуй, наиболее удачное сооружение этого периода, не лишенное стройности в группировке масс и в общих пропорциях (здание предполагалось облицевать цветными изразцами).
В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму возникла живая струя романтизма XX века. Известную роль сыграла здесь построенная на Парижской выставке так называемая "Русская деревня", отразившая обращенные в прошлое поиски ее идеализированного архитектурного образа. Большое значение в этот период имела также работа И. Э. Грабаря по изданию "Истории русского искусства".
Ярким представителем романтизма XX века, соединившим в себе большой талант художника, мастерство и глубокое знание русской архитектуры, является академик А. В. Щусев. В своих произведениях он не копирует формы, а активно, по-новому, творчески их перерабатывает применительно к своему веку.
Зрелое произведение Щусева - Казанский вокзал в Москве - является лучшим сооружением периода исканий русского стиля. В плане и живописном сочетании архитектурных объемов этого огромного комплекса, объединенного многоярусной башней, чувствуется глубокое освоение мастером форм и принципов русской архитектуры.
В начале XX века в русскую архитектуру проникает с Запада влияние стиля модерн. В своем чистом виде этот стиль выражает новаторские тенденции западной архитектуры, вызванные появлением новых материалов, новой техники железобетона. Этот стиль характеризуется относительной строгостью линий и форм, увлечением большими стеклянными поверхностями.
Представителем этого стиля был архитектор Шехтель. Им построены: бывший дом Рябушинского на Малой Никитской улице (1911-1912), асимметричный по своим массам, с мозаичным фризом, вычурными по рисунку деталями и украшениями, а также построенные в модернизированном псевдорусском стиле павильоны выставки в Глазго и Ярославский вокзал в Москве.
В начале XX века вновь усилились классические течения в русской архитектуре, известные под общим названием неоклассицизма. Это направление черпало свои формы и принципы в великом античном искусстве Греции, Рима, в архитектуре Ренессанса, а также в архитектуре французского и русского классицизма XVIII-XIX веков.
Значительную роль в становлении неоклассицизма в русской архитектуре играли такие видные мастера, как И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко, М. М. Перетяткович, Ф. И. Лидваль, С. М. Ляшевич, Г. И. Котов, Л. А. Ильин, А. И. Таманян, Л. Н. Бенуа и др. Основными мастерами, создавшими поворот к неоклассицизму, были И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко.
Первым произведением, приковавшим внимание к классическому наследию, был дом Скакового общества в Москве - И. В. Жолтовского. Его архитектура отражает увлечение мастера архитектурой итальянского Возрождения.
Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный И. А. Фоминым в стиле русского классицизма. Это обычный для классицизма тип особняка, исполненный с исключительным мастерством. Центр с экседрой и крылья дворца украшает изысканная по пропорциям ионическая колоннада. Интерьеры отличаются благородной простотой, изяществом деталей в строго классическом стиле.
Значительным мастером этого периода является также М. М. Перетяткович, которому принадлежит здание бывшего Торгово-Промышленного банка в Санкт-Петербурге в духе палладианского особняка, с сильно рустованным нижним ярусом.
Несмотря на огромное количество произведений, разнообразие стилевых оттенков и творческих направлений, имевших место в этот период исканий, следует признать, что русская архитектура, начиная со второй половины XIX и кончая первой четвертью XX века, не достигла уровня предшествовавших великих эпох блистательного расцвета русской архитектуры.
Влияние архитектурных памятников на личность человека.
Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.
Слово “личность” употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим “личность новорожденного”. Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как “узелок”, завязывающийся в сети взаимных отношений факторов ее формирования.
Одним из важных факторов является история и культура страны, в которой родился человек. История России богата и разнообразна, но в своей работе и рассматриваю лишь исторические памятники архитектуры, поэтому внимание будет обращено именно на влияние исторических архитектурных памятников на личность человека.
Богатство национальной культуры, искусства и зодчества народов России в своем содержании является хранителем знаний формирования духовно-нравственной личности. Говоря о художественных знаниях которые дают памятники архитектуры и зодчества, то их можно смело назвать источником духовно- нравственных исканий. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живет человек, а также природное окружение во многом не только формируют, но и воспитывают личность. Знакомство с архитектурой и искусством дает наглядные представления о сложении стилей. Памятники архитектуры имеют особое значение воспитательного потенциала в развитии ценностных отношений к художественной культуре, становлению духовно-ценностной основы личности. Поэтому, формируя современную среду обитания, необходимо стремится к органическому синтезу архитектуры с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так как зодчество должно создавать эстетически наполненную пространственную организацию и духовно-нравственную основу в формировании личности патриотических чувств к национальной культуре.
Следует отметить, что именно культура и искусство ведут человека к духовным высотам и значение воспитательного потенциала внешнего архитектурного облика своего города очень огромно в процессе эстетического, духовно-нравственного воспитания личности.
Архитектура - явление социальное, которое определяется коллективными общественными потребностями, служит обществу в целом, всему народу.
Заключение
В данной работе мною были изучены исторические архитектурные памятники России XVII-XX веков и их влияние на личность человека. Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что человек как существо социальное, является непосредственной ячейкой общества и несет ответственность за сохранность исторического наследия Родины, которая оказывает влияние на формирование сознания подрастающего поколения.
В наше время очень важно воспитание личности гуманистической с чувством гражданского долга, духовно - богатой, с любовью к национальной и художественной культуре. Огромная роль в становлении такой личности отводится культуре и искусству народа, которая способствует обогащению художественных традиций общенационального культурного наследия.
Список используемой литературы
Реставрация памятников архитектуры. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. М., 2000.
Каменская У.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций: Издательство ФЕНИКС, 2008.
Косицкий Я. В. Архитектурно-планировочное развитие городов. - М.: Архитектура, С, 2005.
Ишимова А.О. История России. В 2-х томах. С.-П., 1993 г.
Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: УИЦ Гардарики, 2009.
Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарян. – М.: Высшая школа, 2009
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М.: Культура, 2007.
Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. - М.: Инфра-М, 2006.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959.
Флетчер Дж. О государстве русском, С-Пб, 1906.
Всеобщая история архитектуры. / Под ред. Н.Я. Колли. – М.: Стройиздат,1972. Т. 10.
Евсина А.А. Архитектурная теория России второй половины XVIII-начала XIX в. – М.: Наука, 1985.
Культура и искусство России XVIII века. / Под ред. Б.В. Сапунова. – Л.:Нева, 1981.
Евсина А.А. Русская архитектура. – М.: Наука, 1986.