ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д. [5, с. 437].

Ныне в России по официальным данным около 6 млн. безработных, по другим источникам – от 10 до 20 млн. Это значительно превосходит нормативную безработицу [1, c. 165].

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х годов их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

Служба занятости имеет разветвленную сеть. Ее возглавляет и организует Государственный комитет Российской Федерации по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г., и соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.

Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:

  • Сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

  • Консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

  • Профессиональная ориентация всех групп населения;

  • Выплата пособий по временной незанятости;

  • Консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

  • Оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

  • Организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами:

  1. Психологическая поддержка – осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

  2. Информационная консультация – предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

  3. Профессиональное консультирование – включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

  • Индивидуальное консультирование – проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40 – 60 минут. В процессе консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

  • Групповое консультирование – в большей степени носит информационный характер. Его цель – дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

  1. Личностная консультация – проводится, если психолог чувствует – что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера, что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.

  2. Профессиональный отбор – проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.

На ярмарках можно получить информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться».

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан [1, с. 165-170].

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент, социально-психологическая работа с клиентами является одним из важнейших и приоритетных направлений в сфере служб занятости.

Литература:

  1. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 568 с.

  2. Холостова, Евдокия Ивановна. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Холостова Е. И.; . – 2˗е изд. – Москва: Дашков и К°, 2008. – (Золотой фонд учебной литературы). – 211 с.

  3. Холостова, Евдокия Ивановна. Социальная политика: учебное пособие / Холостова Е. И.; . – Москва: Инфра ˗ М, 2001. – (Серия «Высшее образование»). – 204с.

  4. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – 6 – е. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 860 с.

  5. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория, практика: Учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. – М.: Юрайт, 2011.

Просмотров работы: 2071