Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д. [5, с. 437].
Ныне в России по официальным данным около 6 млн. безработных, по другим источникам – от 10 до 20 млн. Это значительно превосходит нормативную безработицу [1, c. 165].
В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х годов их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.
Служба занятости имеет разветвленную сеть. Ее возглавляет и организует Государственный комитет Российской Федерации по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.
Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г., и соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.
Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:
Сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
Консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
Профессиональная ориентация всех групп населения;
Выплата пособий по временной незанятости;
Консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
Оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
Организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.
Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами:
Психологическая поддержка – осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.
Информационная консультация – предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.
Профессиональное консультирование – включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.
Индивидуальное консультирование – проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40 – 60 минут. В процессе консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.
Групповое консультирование – в большей степени носит информационный характер. Его цель – дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.
Личностная консультация – проводится, если психолог чувствует – что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера, что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.
Профессиональный отбор – проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.
В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.
На ярмарках можно получить информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться».
Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан [1, с. 165-170].
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент, социально-психологическая работа с клиентами является одним из важнейших и приоритетных направлений в сфере служб занятости.
Литература:
Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 568 с.
Холостова, Евдокия Ивановна. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Холостова Е. И.; . – 2˗е изд. – Москва: Дашков и К°, 2008. – (Золотой фонд учебной литературы). – 211 с.
Холостова, Евдокия Ивановна. Социальная политика: учебное пособие / Холостова Е. И.; . – Москва: Инфра ˗ М, 2001. – (Серия «Высшее образование»). – 204с.
Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – 6 – е. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 860 с.
Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория, практика: Учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. – М.: Юрайт, 2011.