ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ

Чапаев Н. М., Шихмагомедова А.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из отраслей сферы услуг, где необходимо применение новых технологий, является ресторанный бизнес. Учитывая ускоренный темп современной жизни, когда каждая секунда на счету, многие люди остаются недовольны качеством оказываемых им в ресторане услуг, а порой и не оказываемых, если в ресторане нет свободных мест. В борьбе с этими проблемами могут помочь информационные технологии. Те страны, которые уже несколько лет используют в своем ресторанном бизнесе ИТ, получили конкурентные преимущества и добились немалых успехов.

Рассмотрим, какие именно новые технологии используются в ресторанном бизнесе различных стран.

Во-первых, это наличие собственного сайта в Интернете, где можно будет не только просмотреть информацию о ресторане, но и произвести заказ блюда, а затем оплатить его с помощью электронных платежных систем.

Сейчас многие пользователи выходят в Интернет не с компьютера, а с мобильного телефона, поэтому рестораторы уже задумываются о создании мобильной версии сайта, а некоторые и о разработке мобильного приложения. Лидером в области разработки бизнес-приложений для ресторанного бизнеса в России является московская компания UCS1, которая занимается созданием приложений для iOS (Apple iPod и iPad) и для Android.

Чтобы получить дополнительные конкурентные преимущества, привлечь туристов, в ресторанах устанавливают Wi-Fi и открывают к нему бесплатный доступ. Ведь среди нескольких ресторанов одного уровня посетитель выберет ресторан, в котором есть бесплатный Wi-Fi. В таком ресторане человек сможет не просто насладиться обедом, но отдохнуть и оставаться всегда on-line: проверить почту и пообщаться с друзьями в социальной сети. Сейчас уже считается нормой для ресторана предлагать своим посетителям бесплатно пользоваться Wi-Fi точкой [Инновации в ресторанном бизнесе 2013 г. http://nippondom.com/innovatsii-v-restorannom-biznese].

Второй шаг – автоматизация заказов. Технология заключается в том, что вместо традиционного меню, на каждом столе установлено электронное меню на основе планшетного компьютера. В Японии аналогичную систему выпускает компания Aska T3. А Microsoft разработала решение Microsoft Surface, превращающее весь стол в большой сенсорный экран. В Европе и США еще в 2000-ых гг. приняли решение о внедрении подобных гаджетов. Это сделало посещение ресторана более легким и комфортным для клиента.

Эта новинка уже начинает появляться и в российских ресторанах, например, интерактивное электронное меню на планшете iPad. Это стильное и функциональное решение RK-Order, интегрированное с системой управления рестораном R-Keeper v6 и V7. Клиент сам выбирает необходимые ему блюда, перетаскивая их из меню в поле заказа. Он может увидеть сумму калорий тех блюд, которые выбрал, и общую сумму заказа. Если что-то не устраивает, можно легко удалить и выбрать что-то другое до подачи заказа. После подтверждения своего выбора, информация о заказе передается к местам приготовления. В ожидании заказа можно не тратить время зря, проверить электронную почту или связаться с друзьями по Скайпу [Инновации в ресторанном бизнесе 2013 г. http://nippondom.com/innovatsii-v-restorannom-biznese].

Преимущества электронного меню: возможность отражения всегда актуальных цен на блюда, которые система сама рассчитывает в зависимости от установленных скидок по дням недели или времени суток; представление меню на разных языках; оперативное исправление ошибок и опечаток, добавление новых блюд и акций и т.д. [Константинова Елена. Управление ресторанами: новые технологии и тренды http://www.datakrat.ru/corporation/publications/14857.html].

Очень полезной функцией для клиента и ресторатора может оказаться on-line бронирование столиков. Для хозяина ресторана данная функция удобна тем, что он расширяет область деятельности, ограниченную площадью заведения, привлекает новых посетителей, снижает вероятность возникновения ситуации, когда свободных мест в заведении нет.

Для оформления заявки клиенту необходимо на сайте ресторана заполнить бланк с такими полями как: имя и фамилия, чтобы по прибытию в ресторан с идентификацией не возникло никаких проблем; номер телефона; количество персон, чтобы подобрать подходящий столик.

В России до 2013 года уделяли внимание и тому, курит ли клиент или нет. В зависимости от этого, посетителю выдавался столик в зоне для курящих или же для некурящих. Но, когда вступит в силу вторая часть «антитабачного» закона (с 1 июня 2014 года) на курение в кафе и ресторанах и других местах общественного питания будет введен запрет2.

В августе 2013 года была запущена система резервирования столов, которая интегрирована с R-Keeper V7. Данная система дает ряд возможностей: смотреть планы зала, управлять очередью, отправлять гостям смс уведомления, что столик освободился (например, если гости заняли очередь в ресторан и пошли по магазинам). При бронировании столика на определенное количество человек, система сама рассчитывает продолжительность времени, которое столик будет занят, исходя из статистических данных.

Бронирование стало неотъемлемой частью жизни во всех государствах мира. Даже в беднейших странах Чад и Сомали бронируют столики в кафе, барах и ресторанах. Но давайте взглянем на статистику [Бронирование ресторанов в цифрах 04.07.2013 http://megatyumen.ru/society/megafood/10753].

Свыше 14 млн. броней в различных заведениях мира осуществляется каждый день: 95% из них производятся при помощи телефонного звонка, и лишь 5% – посредством Интернет (рисунок 1) [Бронирование ресторанов в цифрах 04.07.2013 http://megatyumen.ru/society/megafood/10753].

Рис.1. Бронирование ресторанов в мире за 1 день, %

Самыми «продвинутыми» городами по бронированию on-line являются Токио, Осака, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Сан-Франциско. Здесь online-резервы обошли телефонные и составили свыше 55% от общего числа заявок.

На данный момент в мире насчитывается 37 ресторанов, в которые можно попасть только посредством заявки через Интернет. 22 из них находятся в Азии [Бронирование ресторанов в цифрах 04.07.2013 http://megatyumen.ru/society/megafood/10753].

Самым крупным в мире бронератором столиков является сервис Opentable – в его базах свыше 28000 заведений. А в России первое место занимает сервис Stoliki с каталогом, содержащим свыше 15500 кафе, баров и ресторанов [Бронирование ресторанов в цифрах 04.07.2013 http://megatyumen.ru/society/megafood/10753].

Если развитие бронирования ресторанов пойдет теми же темпами, то уже к 2025 году 9 заявок из 10 в мире будут оставляться благодаря интернет-резервированию [Бронирование ресторанов в цифрах 04.07.2013 http://megatyumen.ru/society/megafood/10753].

По данным американского портала Open Table, 325 млн. людей в мире бронируют места в ресторанах через Интернет. В России такая статистика даже не ведется. Есть несколько сайтов, которые предлагают подобный сервис (тот же самый «Stoliki»), но они фактически не работают, так как даже не владеют информацией о текущем наличии свободных мест в ресторанах [Люстина Анастасия. Рестораны и online: не доверять или любить? 27.06.2012 http://www.rbcdaily.ru/market/opinion/562949984193830].

В борьбе за клиента, операторы активно начинают внедрять новые технологические решения в кассовой зоне, такие как кассовые станции R-Keeper с дополнительным экраном для гостя. В то время как кассир вносит заказ в систему, гость видит на втором экране свой заказ полностью и может в случае необходимости его скорректировать, если что-то занесено не верно [Константинова Елена. Управление ресторанами: новые технологии и тренды http://www.datakrat.ru/corporation/publications/14857.html].

Многие, уважающие себя рестораны, также внедряют у себя системы web-мониторинга, которые помогают регистрировать любое несоблюдение санитарных норм и правил безопасности. Эта технологическая разработка, разработанная компанией Sealed Air, способна фиксировать нарушения в работе сотрудника, например, когда персонал работает без перчаток или головных уборов при обработке пищи. Благодаря такой технологии, у руководства сложится правильное представление об уровне подготовки своего персонала [5 Инновационных Технологий Изменивших Ресторанный Бизнес 2011г. http://probusinessplan.ru/restoran_03.html].

Все это удачный опыт передовых стран, который, может, лет через 10 будет позаимствован и бизнесменами нашей страны, но пока говорить о таких результатах рано. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на итоги конкурса «Топ-100 лучших ресторанов мира 2013»3. В таблице 1 представлена первая десятка в рейтинге «Топ-100 лучших ресторанов мира 2013» [Российский ресторан вошёл в топ-100 лучших ресторанов мира 29.04.2013 http://www.gastronom.ru/news/rossijskij-restoran-voshyol-v-top-100-luchshih-restoranov-mira-103728].

Таблица 1

Первая 10 в рейтинге «Топ-100 лучших ресторанов мира 2013»

Место

Страна

Название ресторана

1

Испания

El Celler de Can Roca

2

Дания

Noma

3

Италия

Osteria Francescana

4

Испания

Mugaritz

5

США

Eleven Madison Park

6

Бразилия

D.O.M.

7

Англия

Dinner by Heston Blumenthal

8

США

Arzak

9

Австрия

Steirereck

10

Германия

VendômeBergisch

100

Москва

Варвары

Из таблицы видно, что московский ресторан «Варвары» вошел в сотню лучших ресторанов мира, заняв сотое место, однако в 2011 году этот ресторан занимал 48-е место, а в 2012 — 60-е. Другие российские рестораны в престижный рейтинг не вошли [Российский ресторан вошёл в топ-100 лучших ресторанов мира 29.04.2013 http://www.gastronom.ru/news/rossijskij-restoran-voshyol-v-top-100-luchshih-restoranov-mira-103728].

Чем вызван подобный спад? Возможно, спада не было, просто пока предприниматели других стран активно внедряли новшества в свой бизнес, российские предприниматели бездействовали. С чем это связано? Аналитики считают, что дело в недоверии к on-line. Даже перед самыми модными заведениями Москвы до сих пор стоит вопрос, что выбрать — компьютер или бумагу. Сейчас многие московские рестораны по старинке записывают посетителей на листочках. Ситуацию можно будет преодолеть, если ключевые игроки ресторанного бизнеса перейдут к внедрению ИТ в свой бизнес: как только они перестроятся, за ними подтянутся остальные. И при этом в перечень «остальных» войдут не только рестораны Москвы и других крупных городов нашей страны, но и рестораны различных республик, в том числе и нашей [Люстина Анастасия. Рестораны и online: не доверять или любить? 27.06.2012 http://www.rbcdaily.ru/market/opinion/562949984193830].

В Дагестане уже наблюдаются тенденции в автоматизации бизнес-процессов в ресторанах. Так, было выявлено, что дагестанские предприниматели уже начали внедрять в свой ресторанный бизнес ранее упомянутую систему R-Keeper, разработанную фирмой UCS. Об этом свидетельствует безалкогольный итальянский ресторан «Giardino», который в 2013 году ввел у себя в эксплуатацию данную систему [Автоматизация ресторанов – ресторанная система R-Keeper в Дагестане http://stlit.ru/?p=60].

В ходе проведенного нами исследования, было выявлено, что более половины махачкалинских предпринимателей привлекают клиентов с помощью Wi-fi. В таблице 2 представлен перечень ресторанов, кафе и других закусочных г. Махачкалы, где установлен бесплатный Wi-fi.

Таблица 2

Перечень закусочных г. Махачкалы, в которых установлен бесплатный Wi-fi

Название ресторана

Название ресторана

1

Ресторан “БРИЗ”

12

Кафе “BRIOCHE”

2

Ресторан “АКАДЕМИЯ”

13

Кофейня “З&М”

3

Ресторан “TIM'S”

14

Кофейня “МОЛИНАРИ”

4

Кафе “АРОМА КАФЕ”

15

Кофейня “GLAMOUR”

5

Кафе “GAZETTA”

16

Кофейня “ПАСКУЧЧИ”

6

Кафе “BAGDAD”

17

Кофейня “BLOSSOM”

7

Кафе “ВОСТОЧНЫЙ ДВОРИК”

18

Кофейня “EL GUSTO”

8

Кафе “LONDON”

19

Кальянная “CAFE DEL MAR”

9

Кафе “ASSORTI”

20

Кальянная “SOHO”

10

Кафе “JAPENGO”

21

Кальянная “ОАЗИС”

11

Кафе “KEBAB HOUSE”

22

Кальянная “АЛЬ НАИР”

В последнее время в махачкалинских ресторанах все чаще можно услышать понятие «дисконтная система», которая представляет собой совокупность правил и условий, по которым покупателю предоставляются скидки. Одним из условий предоставления скидок является наличие «золотой карточки» ресторана, где происходит накопление суммы покупки до определенной цифры, которая позволит клиенту получить еще больший процент скидки. В итоге количество посетителей ресторана увеличивается.

Так, дисконтную систему скидок в Махачкале используют ресторанный комплекс «Парк-Хаус», ресторан «Гази-Кумух», кафе «Fusion», кафе «Восточный дворик» и др.

На вопрос «Принимает ли их ресторан банковские карты» лишь несколько предпринимателей дали положительный ответ. Это ресторан «TIM'S» и кафе «JAPENGO». А сотрудники кальянного клуба «Аль Наир» и кофейни «BLOSSOM» сообщили, что скоро будут принимать оплату по банковским картам.

Относительно бронирования столиков можно сказать, что эта услуга доступна и в Дагестане, но лишь в трех ресторанах Махачкалы (ресторан «Три желания», ресторанный комплекс «Парк-Хаус» и кафе «ASSORTI») и то посредством телефонного разговора, а не on-line.

Лишь у 4 ресторанов Махачкалы из 30 опрошенных имеется свой собственный сайт. Это гостинично-ресторанный комплекс «Спорт-Олимп» (http://спорт-олимп.рф), ресторанный комплекс «Парк-Хаус» (http://park-hause.ru/), ресторан «Золотая империя» (http://www.golden-empire.ru/) и кафе «Паскуччи» (http://cafepascucci.ru/).

В одной из кофейн Махачкалы под названием «El Gusto» посетителям предоставляется возможность брать напрокат планшет или ноутбук, что позволяет клиенту заниматься своими делами даже во время еды и при этом нет необходимости брать с собой собственную технику.

Еще одной новинкой в ресторанном бизнесе, является электронное табло, где отображается актуальная информация о новинках блюд, о предоставляемых скидках и т.д. Подобные табло можно наблюдать в «Паскуччи».

Подытожив все сказанное можно сделать вывод, что в России, пусть медленно, но все же идет процесс автоматизации ресторанного бизнеса. В Дагестане об автоматизации говорить еще рано, но уже в скором будущем, возможно, все изменится благодаря компаниям, которые предлагают услуги по автоматизации бизнес-процессов. Так, есть сайты, дающие возможность заказать оборудование для автоматизации деятельности ресторанов, к примеру, http://dagestan.tiu.ru/Avtomatizatsiya-restorana.html, где ресторатор может приобрести любое, заинтересовавшее его оборудование.

Список использованной литературы:

  1. 5 Инновационных Технологий Изменивших Ресторанный Бизнес 2011г. http://probusinessplan.ru/restoran_03.html

  2. Автоматизация ресторанов – ресторанная система R-Keeper в Дагестане http://stlit.ru/?p=60

  3. Бронирование ресторанов в цифрах 04.07.2013 http://megatyumen.ru/society/megafood/10753

  4. Инновации в ресторанном бизнесе 2013 г. http://nippondom.com/innovatsii-v-restorannom-biznese

  5. Константинова Елена. Управление ресторанами: новые технологии и тренды http://www.datakrat.ru/corporation/publications/14857.html

  6. Люстина Анастасия. Рестораны и online: не доверять или любить? 27.06.2012 http://www.rbcdaily.ru/market/opinion/562949984193830

  7. Российский ресторан вошёл в топ-100 лучших ресторанов мира 29.04.2013 http://www.gastronom.ru/news/rossijskij-restoran-voshyol-v-top-100-luchshih-restoranov-mira-103728

1 Компания UCS (Universal Complicated Systems) – ведущий российский разработчик программно-аппаратных комплексов для автоматизации ресторанов, кинотеатров, гостиниц и развлекательных центров.

2 Из закона Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

3 Конкурс проводился по множеству критериев, среди которых степень использования информационных технологий в ресторанном бизнесе.

 

Просмотров работы: 15889