IT-ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

IT-ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По всему миру ежегодно открывается большое количество туристических компаний. Разумеется, не каждая из них преуспевает на своем поприще. Некоторые не слишком успешно входят в туристический бизнес и закрываются, так и не достигнув определенных вершин. Некоторые, заняв свое место на рынке туристических услуг, так на нем и остаются и не движутся вперед. Некоторые же успешно развиваются и расширяются, покоряя новые вершины.

Под определением "туристический бизнес" можно понимать разные виды деятельности. С точки зрения закона это турагентская, туроператорская деятельность и таймшер (продажа прав на клубный отдых). Турагент является посредником, который продает туроператорские путевки конечному потребителю - туристу. Главная задача турагенства - найти клиента и продать ему услугу, получив при этом свои комиссионные. Туроператор - более сложный с точки зрения малого предпринимателя бизнес. Функциями Туроператор является разработка туристских пакетов, обеспечение предоставление туристских услуг, расчет цены на туры, передача туров турагентам для их последующей реализации туристам, обеспечение информационной поддержки процесса реализации тура.

Работа туристических операторов, которые одновременно предлагают различные туры и работают по сбыту с сетью агентов требует обработки большого объема информации. Увеличение количества клиентов, особенно в часы максимального спроса значительно затрудняют работу управленческого персонала. Целесообразно перевести рутинную работу на плечи компьютера [6].

Таким образом, функции турагента находятся под исторической угрозой: вскоре их будет получить проще и дешевле без турагента.

Угроза «отнять у турагента роль консультанта» продолжает развиваться, по меньшей мере, в трех направлениях:

- рост качества страноведческого контента на порталах и сайтах туроператоров, а также форм его подачи (прежде всего, видео). Этому способствует и перетекание рекламы от бумажных носителей в пользу порталов, обеспечивая интернет-редакциям экономическую основу;

- развитие алгоритмов поисковых систем. В топ-10 поисковой выдачи попадают почти всегда только лишь добротные материалы, а вскоре топ выдачи станет содержать исключительно релевантные и качественные страницы;

- развитие социальных сетей и сервисов отзывов туристов позволяет не только получить «официальную», точную информацию, но также мнения и советы путешественников, близких по потребностям и стилю жизни [4].

Глобальная доля российского туристического рынка составляет 2,6%.

По мнению PhoCusWright1, в России средний класс составляет 17% или 25 млн. человек, еще 10% - это растущий средний класс. 15 млн. семей имеют годовой доход 20 000 долларов США и выше. Всего выехать за границу могут себе позволить 7% населения [5].

Большая часть туристических поездок в России продается через туроператоров, около половины используют интернет для планирования путешествий, при этом покупают все равно в офлайне. Причиной является низкая кастомизация2 сервисов при высоких технологиях. Нет возможности гибкого поиска или возможности поиска по неточным данным. По данным исследования Oktogo.ru3, 50% бронирований требуют участия службы поддержки.

Еще одной причиной является низкий процент использования кредитных карт при оплате через интернет. В России 13 млн. активных кредитных карт.

Каналы электронных платежей распределены следующим образом:

- 40% кредитных карт;

- 20% электронных денег;

- 40% денежные переводы, в том числе через специальные терминалы (QIWI) [5].

Исследования агентства Data Insight4 показывают, что с середины 2010 г. по 2012 г. в России количество пользователей, совершающих онлайн-платежи с использованием банковской карты, выросло более чем на 80%. В течение ближайших пяти лет количество пользователей карточных онлайн-платежей повысится как минимум в 2,4 раза, а возможно и в 3-4 раза, увеличившись с нынешнего уровня в 10 млн. человек до 25-40 млн [1].

Объем российского рынка онлайн-туризма к 2015 г. вырастет в 2,5 раза по сравнению с 2011 г., до $10 млрд. Драйверами развития станет увеличение количества интернет-пользователей в России и рост доверия к электронной коммерции. Пока доля интернет-сервисов путешествий на отечественном туристическом рынке составляет только 7% [1].

Ведущими компаниями на российском рынке названы:

- anywayanyday5 и ozon.travel6 как глобальные операторы,

- vip service и agent.ru в сегменте авиабилетов,

- oktogo.ru в сегменте бронирования отелей.

На долю Booking.com приходится 60% всех онлайн бронирований в России [5].

Что касается Дагестана, то заказы туров по интернет популярностью не пользуются. Только турагенство «Сафари» осуществляет такие заказы, хотя таких случаев было очень мало. Для неопытного пользователя пока трудно самому через онлайн сервис сконструировать себе путешествие.

Немаловажно и практически полное отсутствие информации рекламного характера, которая стимулировала бы клиентов самостоятельно бронировать билеты и любое наземное обслуживание, не выходя из дома [8].

Самая значительная доля на рынке онлайн-туризма приходится на авиакомпании, объем проданных ими в Интернете билетов в 2012 г. составит 1,644 млрд долл. Среди российских авиакомпаний, по данным onetwotrp.com, больше всего билетов в Интернете продает "Аэрофлот" — на 780 млн долл. ежегодно. Объемы S7 Airlines составляют 336 млн долл. ежегодно, «Трансаэро» — 180 млн долл [2]. Так и в Дагестане бронирование авиабилетов является более востребованным. Далее следуют отели с 1,47 млрд долл., затем — онлайн-трэвел-агентства (ОТА) с 1,35 млрд долл. Из всех участников туристической отрасли меньше всего онлайн-продаж у «Российских железных дорог» (РЖД) — они составят всего 40 млн долл [3].

В таблице 1 представлены страны-лидеры по въезду на территорию РФ за 1п. 2013г и страны-лидеры по выезду граждан РФ за 1п. 2013г [10, 11].

Таблица 1

Cтраны-лидеры по въезду и по выезду граждан России за 2013г

 

Страны-лидеры по въезду

кол-во поездок

Уд. вес

Страны-лидеры по выезду

кол-во поездок

Уд. вес

1.

Польша

789 480

28,3

Финляндия

2 702 463

35,1

2.

Финляндия

682 382

24,5

Эстония

1 057 408

13,7

3.

Германия

286 754

10,3

Германия

760 442

9,9

4.

Литва

280 715

10,1

Польша

671 183

8,7

5.

Латвия

194 471

7,0

Испания

503 277

6,5

6.

Эстония

194 406

7,0

Италия

490 937

6,4

7.

Франция

110 999

4,0

Греция

468 598

6,1

8.

Великобритания

109 867

3,9

Литва

449 979

5,8

9.

Италия

97 575

3,5

Чехия

304 684

4,0

10.

Испания

43 015

1,5

Франция

288 729

3,8

Итого

 

2 789 664

100,0

 

7 697 700

100,0

Источник: Составлена автором по данным Федерального агентства по туризму

Возникает вопрос о том, какому туроператору стоит доверить организацию поездки. Для этого был составлен рейтинг туроператоров России 2013, основываясь на количестве запросов, которые делают интернет-пользователи в Яндекс (см. табл. 2)

Таблица 2

Рейтинг туроператоров России

 

Туроператор

Кол-во запросов

 

Туроператор

Кол-во запросов

1

Coral Travel

355198

6

НТК Интурист

45715

2

Библио Глобус

354018

7

Tez Tour

40660

3

Natalie tours

166405

8

Экспресс Тур

35304

4

Лабиринт

87025

9

Pegas Touristik

34835

5

Тройка Тревел

64061

10

Sunmar Tour

32370

Источник: RLN

Coral Travel появился на рынке туруслуг 20 лет назад и в настоящее время является лидером в индустрии путешествий. Компания является частью крупной международной корпорации OTI HOLDING [7].

В Республике Дагестан представлен турагоператор Pegas Touristik из перечисленных, а также еще двумя туроператорами: Anex Tour и Sensation Tour. В Республике имеются также 10 турагенств, ведущими из которых являются: ДагТурКаспий, ДагТур, Интурбюро Мастер Лайн, Tez Tour Махачкала, Азия.

В недалеком прошлом, когда путешествовать можно было только внутри страны, в Дагестан стремились приехать все жители одной шестой части суши. На данный момент услуги турфирм Махачкалы сейчас не ограничиваются организацией отдыха в Дагестане. Естественно, маршруты по территории Дагестана тоже существуют. Спрос на них в России в последнее время увеличился [9].

Особой популярностью среди дагестанцев пользуются летом путевки в Турцию и Италию, в прохладное время года - горнолыжные курорты. В основном все турфирмы Махачкалы ориентированы на организацию отдыха за границей и в городах России, визовой поддержки, продажу авио и ж/д билетов. Турагенство «Изумруд» в основном занимается отправкой туристов в Стамбул для осуществления торговой деятельности, а также принимает туристов из городов России. Что касается туристов из-за границы, то они не часто посещают Дагестан. Можно назвать некоторые случаи. Турагенство «ДагТурКаспий» принимало группу туристов из Гонконга, которая посетила Дагестан в целях санаторно-курортного отдыха. Турфирма «Сафари» принимала туристов из Болгарии и из городов России, которые брали экскурсионно-познавательные туры, приезжали отдыхать на берегу моря. Туристы из Ирана приезжали в командировку. Турфирма «Лазурный берег» осуществляет прием туристов, размещение в гостиницах и санаториях, экскурсии по Дагестану, экзотические туры, санаторные путевки, продажа авиабилетов. Для осуществления своей работы турфирмы используют соответствующее программное обеспечение. Большой популярностью пользуется программное обеспечение SAMO-incoming от фирмы САМО-Софт. SAMO-incoming предназначен для автоматизации турфирм, обслуживающих туристов на приеме. Здесь учтены все этапы технологического процесса принимающей фирмы: от подготовки цен туроператорам до продажи экскурсий и получения статистических отчетов. Данное ПО используется практически во всех турфирмах Махачкалы.Pegas touristik в перспективе собирается перейти на программу САМО-ТурАгент этой же фирмы.Эта программа функционирует на отдельном компьютере, в локальной вычислительной сети, а также в удаленной сети по каналам Интернет. Все данные хранятся в центральной базе данных.

Из других ПО, используемых турфирмами Республики заслуживает внимания ПО TourManager, предназначенная для автоматизации внутренних бизнес-процессов туристического агентства.

Она поддерживает единую базу сделок в рамках одного агентства и позволяет выполнять следующие функции:

- генерацию отчетов по различным аспектам работы;

- автоматическая печать документов («Договор», «Тур-1», «Приходный ордер» и т.д.), с заполненными данными клиентов, а также создание шаблонов для печати собственных форм;

- поддержка базы клиентов и контрагентов;

- подбор цены туроператора в режиме реального времени и экспорт параметров заявки в программу и т.д.

Проанализировав турпоток (граждан России) за 2010 год видно, что наибольшее число туристов в Центральном федеральном округе (3092345 чел.), затем в Сибирском федеральном округе (835483 чел.), а наименьшее в Северокавказском федеральном округе (56693 чел.).

В Северо-Западном федеральном округе за 2010 год наибольшее число принятых туристов – 81078 чел. Наиболее популярным среди иностранных граждан является город Санкт-Петербург, его посетило 58772 туристов. Также значительное число туристов наблюдается в Центральном федеральном округе (53991 чел.). Наименьшее число туристов в 2010 году в Уральском федеральном округе.

Наибольшая средняя численность работников турфирм за 2010 год в Центральном федеральном округе (34%), затем в Приволжском федеральном округе (15%). Наименьшая средняя численность работников турфирм за 2010 в Дальневосточном федеральном округе (4%) [2].

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для эффективной работы туристические фирмы используют компьютеры и глобальную сеть, обновляют техническое и программное обеспечение. Однако, клиент сделать заказ через интернет пока еще не готов. И к тому же это будет не выгодно для турагенств, так как клиенты смогут осуществлять заказы напрямую у туроператоров по более низкой цене.

Список использованной литературы:

1.Былевский В. Онлайн-туризм на взлете. http://www.comnews.ru/node/62895

2. Денисов В.О. Изучение деятельности туристических фирм в России.

http://knowledge.allbest.ru/emodel/3c0b65625b3bc78a5c43b88421206c27_0.html

3. Зверева П. Объем российского рынка онлайн-туризма составит 4,7 млрд долларов. http://www.ato.ru/content/obem-rossiyskogo-rynka-onlayn-turizma-sostavit-47-mlrd-dollarov

4.Озолинь А. Фундаментальные угрозы бизнесу турагентов.

http://tonkosti.ru/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE4.

5.Онлайн-туризм, Online-Travel (рынок России).

http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Онлайн-туризм_(рынок_России)#

6. Разработка информационной системы работы туристического агентства.

http://tourfaq.net/travel-agency/razrabotka-informacionnoj-sistemy-raboty-turisticheskogo-agentstva/

7. Рейтинг туроператоров России 2013.

http://rln.fm/arhiv/entertainment/1400-reyting-turoperatorov-rossii-2013.html

8. Рынку электронной торговли туристическими услугами прочат быстрый рост. http://www.onlinetravelrussia.ru/?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=63

9. Турфирмы Махачкалы. http://makhachkala.givetour.ru/

10.Федеральное агентство по туризму. Выезд российских граждан за рубеж. http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140229/

11. Федеральное агентство по туризму. Въезд иностранных граждан в Россию.

http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140228/

1 PhoCusWright - ведущая международная конференция по туризму

2Кастомизация - это адаптирование имеющегося продукта под конкретного потребителя.

3 Oktogo.ru - российский сервис по бронированию отелей онлайн, головной офис которого находится вСанкт-Петербурге

4 Data Insight - исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции.

5 Anywayanyday - международный онлайн-сервис для покупки авиабилетов и бронирования отелей. С его помощью пользователи могут приобрести или забронировать авиабилеты различных авиакомпаний, а также забронировать номера в отелях.

6 OZON.travel – туристический проект холдинга OZON

 

Просмотров работы: 1071