Аутсорсинг – это услуга, сущность которой сводится к делегированию определенной части полномочий сторонней организации. Существуют различные виды аутсорсинга, отличающиеся друг от друга сутью задач, подлежащих передаче профессионалам фирмы-исполнителя [5].
Аутсорсинг используется практически во всех сферах экономики. Особо важное значение и широкое применение аутсорсинг получил в сфере информационных технологий и услуг. Поставщиками или разработчиками ИТ-услуг выступают ИТ-компании, а пользователями или потребителями – компании всех сфер экономики.
В принципе большинство видов информационных услуг могут быть переданы на аутсорсинг, в частности следующие виды [4]: часть ИТ-инфраструктуры; аппаратное обеспечение; программное обеспечение; отдельные процессы в рамках всей ИТ-инфраструктуры.
Возможен и полный аутсорсинг.
По данным аналитиков около трети крупных российских компаний отдают различные ИТ-функции на аутсорсинг внешним компаниям. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследования, которое провели Marketvisio и Orange Business Services. Когда говорят о преимуществах ИТ-аутсорсинга, в первую очередь, имеют в виду сокращение ИТ-бюджета, повышение контроля над ИТ-инфраструктурой и бизнесом в целом [1].
Уровень аутсорсинга на российском рынке ИТ-услуг пока заметно отстает от аналогичного показателя в Западной Европе, но на его развитие достаточно динамично. Так, 37% компаний корпоративного сегмента уже используют в том или ином объеме ИТ-аутсорсинг, 28% из них планируют увеличить эту статью расходов, передавая все больше полномочий специализированным ИТ-провайдерам.
В таблице 1 приведены мотивационные факторы для использования аутсорсинга, полученные аналитической компанией MarketvisioConsulting.
К использованию аутсорсинга крупный бизнес побуждают недостаточная экспертиза в области информационных технологий, нехватка ИТ-персонала и отсутствие передовых технологий, доступных внешним ИТ-провайдерам. Среди сдерживающих факторов
Таблица 1
Мотивационные факторы для использования аутсорсинга
(506 респондентов)
Наименование фактора |
Уд.вес, % |
Недостаток собственной ИТ-экспертизы |
34,2 |
Нехватка собственного ИТ-персонала |
26,7 |
Передовые технологии ИТ-провайдера |
22,3 |
Сжатые сроки на реализацию ИТ-проекта |
18,8 |
Необходимость повышения качества для внутренних пользователей |
17,8 |
Нехватка собственного оборудования |
12,8 |
Сокращение затрат |
1,8 |
Другое |
10,5 |
Источник: MarketvisioConsulting
применения аутсорсинга респонденты назвали высокую стоимость услуг стороннего провайдера в сравнении с содержанием собственного штата специалистов (47%) и угрозу потери контроля над собственными данными (32%) [2].
Характер передаваемых на аутсорсинг услуг разнообразен. Основные направления аутсорсинга представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные направления аутсорсинга (230 респондентов)
Направление аутсорсинга |
Уд.вес, % |
Развитие бизнес-приложений и интеграция |
41,7 |
Аутсорсинг ИТ-инфраструктуры |
33,9 |
Аутсорсинг менеджмента ИТ-инфраструктуры |
23,0 |
Сопровождение рабочих станций |
18,7 |
Аутсорсинг службы поддержки |
16,5 |
Хостинг и менеджмент бизнес-приложений |
16,1 |
Хостинг сетевой инфраструктуры |
16,1 |
Хостинг ЦОД |
12,2 |
Хостинг систем хранения данных |
10,0 |
Хостинг контакт-центра |
10,0 |
Аутсорсинг унифицированных коммуникаций |
8,7 |
Аутсорсинг проектного офиса |
7,0 |
Хостинг печати |
5,7 |
Услуги облачных вычислений |
4,3 |
Аутстаффинг |
3,5 |
Другое |
0,9 |
Источник: Marketvisio Consulting
По оценкам Минкомсвязи, рост российского IT-рынка в 2011 году составил 14,6%, до 649 млрд. руб. (в 2010 году этот рост был равен 14%). В 2011 году IT-рынок превысил докризисные показатели. При этом, крупнейшим заказчиком IT-решений и услуг был и остался госсектор [7].Аутсорсинг зависит от многих факторов, в частности от размера предприятия.Издание Digit.ru и агентство «РИА Рейтинг» подготовили рейтинг 50-ти крупнейших IT-компаний России по размеру выручки в 2012 г. на основе данных, предоставленных этими компаниями.Первое место заняла «Национальная компьютерная корпорация» (НКК) с выручкой 137,8 млрд. руб. На втором месте компания ЛАНИТ (73,6 млрд. руб.), на третьем - «ЭнвижнГруп» (59 млрд. руб.), четвертом - «Техносерв» (43,1 млрд. руб.), пятом - КРОК (33,8 млрд. руб.).
В таблице 3 приведены данные об объеме выручки и численности работников в 2011-2012 гг.ТОП-10 российских IT-компаний.
Таблица 3
Объем выручки и численность работников
ТОП-10 российских IT-компаний
Место |
Название Компании |
Выручка, тыс.руб. |
Численность, чел. |
|
2011 |
2012 |
|||
1 |
НКК, «Нацональная компьютерная корпорация» |
103 612,7 |
137 804,9 |
4776 |
2 |
ЛАНИТ |
58 783,3 |
73 583,0 |
5427 |
3 |
ЭнвижнГруп (NvisionGroup) |
24 400,0 |
59 000,0 |
4145 |
4 |
ГК «Техносерв» |
40 334,1 |
43 117,2 |
2417 |
5 |
КРОК |
38 015,8 |
33 762,2 |
2052 |
6 |
IBS |
26 054,0 |
29 900,0 |
8470 |
7 |
ITG (INLINE TechnologiesGroup) |
17 519 ,0 |
28 381,0 |
1568 |
8 |
Softline |
16 291,4 |
23 568,9 |
2200 |
9 |
Ай-Теко |
16 900,0 |
21 495,0 |
|
10 |
Группа «Астерос» |
17 258,4 |
19 156,8 |
1620 |
Источник. Составлена авторами по материалам из [6]
Одной из частых ошибок при обращении к аутсорсингу - сильный фокус на минимизации стоимости контракта. Получить экономический эффект - это вполне понятное желание любого бизнеса. Однако, погоня за минимальной ценой не всегда является лучшим решением.
Очень важно, по мнению специалистов, при выборе провайдера внимательно ознакомиться с его опытом: пообщаться с его клиентами, посмотреть на кейсы, изучить подобные контракты, заключенные ранее.
К сожалению, в России пока такой подход не обеспечивается и, как правило, всё ограничивается организацией формального тендера и изучением поданных документов. Поэтому издержки такой экономии нередко превосходят возможные выгоды.
Если речь идет о передаче на аутсорсинг конкретной ИТ-функции, и при этом есть локальный поставщик с необходимым опытом и методологией в этой предметной области, то очевидна целесообразность выбора такого локального поставщика.
В России еще нет достаточного опыта предоставления масштабных аутсорсинговых сервисов и использования передовых моделей работы.
Отечественные компании часто боятся быть первыми при внедрении инновационных для этого рынка моделей, в т.ч. аутсорсинга [8]. По мнению аналитиков в использовании продвинутых моделей аутсорсинга Россия отстает от западных стран на 10 лет [3].
Литература
ИТ-аутсорсинг 2013. http://events.cnews.ru/events/it_autsorsing_2013.shtml
ИТ-аутсорсинг (рынок России). http://www.tadviser.ru/index.php/
3. Николаева Н. ИТ-аутсорсинг в России. Бизнес требует сложных услуг. http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/03/22/523235_1
4. Основные виды аутсорсинга. http://www.upcoo.ru/61
5. Основные виды аутсорсинга компании. http://tbn-tv.ru/osnovnye-vidy-autsorsinga-kompanii/
6. Рейтинг крупнейших IT-компаний России: «Большая пятерка» снова в седле. http://digit.ru/business/20130513/401400443.html#ixzz2kHduKn2h
7. Рейтинг крупнейших IT-компаний России: консолидация рынка продолжается. http://digit.ru/top30-2011#ixzz2kHeioKgS
8. Соколов Е. Аутсорсинг в России: основные проблемы и пути их решения. http://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=142224