ПРОБЛЕМЫ ИТ-АУТСОРСИНГА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ИТ-АУТСОРСИНГА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аутсорсинг – это услуга, сущность которой сводится к делегированию определенной части полномочий сторонней организации. Существуют различные виды аутсорсинга, отличающиеся друг от друга сутью задач, подлежащих передаче профессионалам фирмы-исполнителя [5].

Аутсорсинг используется практически во всех сферах экономики. Особо важное значение и широкое применение аутсорсинг получил в сфере информационных технологий и услуг. Поставщиками или разработчиками ИТ-услуг выступают ИТ-компании, а пользователями или потребителями – компании всех сфер экономики.

В принципе большинство видов информационных услуг могут быть переданы на аутсорсинг, в частности следующие виды [4]: часть ИТ-инфраструктуры; аппаратное обеспечение; программное обеспечение; отдельные процессы в рамках всей ИТ-инфраструктуры.

Возможен и полный аутсорсинг.

По данным аналитиков около трети крупных российских компаний отдают различные ИТ-функции на аутсорсинг внешним компаниям. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследования, которое провели Marketvisio и Orange Business Services. Когда говорят о преимуществах ИТ-аутсорсинга, в первую очередь, имеют в виду сокращение ИТ-бюджета, повышение контроля над ИТ-инфраструктурой и бизнесом в целом [1].

Уровень аутсорсинга на российском рынке ИТ-услуг пока заметно отстает от аналогичного показателя в Западной Европе, но на его развитие достаточно динамично. Так, 37% компаний корпоративного сегмента уже используют в том или ином объеме ИТ-аутсорсинг, 28% из них планируют увеличить эту статью расходов, передавая все больше полномочий специализированным ИТ-провайдерам.

В таблице 1 приведены мотивационные факторы для использования аутсорсинга, полученные аналитической компанией MarketvisioConsulting.

К использованию аутсорсинга крупный бизнес побуждают недостаточная экспертиза в области информационных технологий, нехватка ИТ-персонала и отсутствие передовых технологий, доступных внешним ИТ-провайдерам. Среди сдерживающих факторов

Таблица 1

Мотивационные факторы для использования аутсорсинга

(506 респондентов)

Наименование фактора

Уд.вес, %

Недостаток собственной ИТ-экспертизы

34,2

Нехватка собственного ИТ-персонала

26,7

Передовые технологии ИТ-провайдера

22,3

Сжатые сроки на реализацию ИТ-проекта

18,8

Необходимость повышения качества для внутренних пользователей

17,8

Нехватка собственного оборудования

12,8

Сокращение затрат

1,8

Другое

10,5

Источник: MarketvisioConsulting

применения аутсорсинга респонденты назвали высокую стоимость услуг стороннего провайдера в сравнении с содержанием собственного штата специалистов (47%) и угрозу потери контроля над собственными данными (32%) [2].

Характер передаваемых на аутсорсинг услуг разнообразен. Основные направления аутсорсинга представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные направления аутсорсинга (230 респондентов)

Направление аутсорсинга

Уд.вес, %

Развитие бизнес-приложений и интеграция

41,7

Аутсорсинг ИТ-инфраструктуры

33,9

Аутсорсинг менеджмента ИТ-инфраструктуры

23,0

Сопровождение рабочих станций

18,7

Аутсорсинг службы поддержки

16,5

Хостинг и менеджмент бизнес-приложений

16,1

Хостинг сетевой инфраструктуры

16,1

Хостинг ЦОД

12,2

Хостинг систем хранения данных

10,0

Хостинг контакт-центра

10,0

Аутсорсинг унифицированных коммуникаций

8,7

Аутсорсинг проектного офиса

7,0

Хостинг печати

5,7

Услуги облачных вычислений

4,3

Аутстаффинг

3,5

Другое

0,9

Источник: Marketvisio Consulting

По оценкам Минкомсвязи, рост российского IT-рынка в 2011 году составил 14,6%, до 649 млрд. руб. (в 2010 году этот рост был равен 14%). В 2011 году IT-рынок превысил докризисные показатели. При этом, крупнейшим заказчиком IT-решений и услуг был и остался госсектор [7].Аутсорсинг зависит от многих факторов, в частности от размера предприятия.Издание Digit.ru и агентство «РИА Рейтинг» подготовили рейтинг 50-ти крупнейших IT-компаний России по размеру выручки в 2012 г. на основе данных, предоставленных этими компаниями.

Первое место заняла «Национальная компьютерная корпорация» (НКК) с выручкой 137,8 млрд. руб. На втором месте компания ЛАНИТ (73,6 млрд. руб.), на третьем - «ЭнвижнГруп» (59 млрд. руб.), четвертом - «Техносерв» (43,1 млрд. руб.), пятом - КРОК (33,8 млрд. руб.).

В таблице 3 приведены данные об объеме выручки и численности работников в 2011-2012 гг.ТОП-10 российских IT-компаний.

Таблица 3

Объем выручки и численность работников

ТОП-10 российских IT-компаний

Место

Название

Компании

Выручка, тыс.руб.

Численность,

чел.

2011

2012

         

1

НКК, «Нацональная компьютерная корпорация»

103 612,7

137 804,9

4776

2

ЛАНИТ

58 783,3

73 583,0

5427

3

ЭнвижнГруп (NvisionGroup)

24 400,0

59 000,0

4145

4

ГК «Техносерв»

40 334,1

43 117,2

2417

5

КРОК

38 015,8

33 762,2

2052

6

IBS

26 054,0

29 900,0

8470

7

ITG (INLINE TechnologiesGroup)

17 519 ,0

28 381,0

1568

8

Softline

16 291,4

23 568,9

2200

9

Ай-Теко

16 900,0

21 495,0

 

10

Группа «Астерос»

17 258,4

19 156,8

1620

Источник. Составлена авторами по материалам из [6]

Одной из частых ошибок при обращении к аутсорсингу - сильный фокус на минимизации стоимости контракта. Получить экономический эффект - это вполне понятное желание любого бизнеса. Однако, погоня за минимальной ценой не всегда является лучшим решением.

Очень важно, по мнению специалистов, при выборе провайдера внимательно ознакомиться с его опытом: пообщаться с его клиентами, посмотреть на кейсы, изучить подобные контракты, заключенные ранее.

К сожалению, в России пока такой подход не обеспечивается и, как правило, всё ограничивается организацией формального тендера и изучением поданных документов. Поэтому издержки такой экономии нередко превосходят возможные выгоды.

Если речь идет о передаче на аутсорсинг конкретной ИТ-функции, и при этом есть локальный поставщик с необходимым опытом и методологией в этой предметной области, то очевидна целесообразность выбора такого локального поставщика.

В России еще нет достаточного опыта предоставления масштабных аутсорсинговых сервисов и использования передовых моделей работы.

Отечественные компании часто боятся быть первыми при внедрении инновационных для этого рынка моделей, в т.ч. аутсорсинга [8]. По мнению аналитиков в использовании продвинутых моделей аутсорсинга Россия отстает от западных стран на 10 лет [3].

Литература

  1. ИТ-аутсорсинг 2013. http://events.cnews.ru/events/it_autsorsing_2013.shtml

  2. ИТ-аутсорсинг (рынок России). http://www.tadviser.ru/index.php/

3. Николаева Н. ИТ-аутсорсинг в России. Бизнес требует сложных услуг. http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/03/22/523235_1

4. Основные виды аутсорсинга. http://www.upcoo.ru/61

5. Основные виды аутсорсинга компании. http://tbn-tv.ru/osnovnye-vidy-autsorsinga-kompanii/

6. Рейтинг крупнейших IT-компаний России: «Большая пятерка» снова в седле. http://digit.ru/business/20130513/401400443.html#ixzz2kHduKn2h

7. Рейтинг крупнейших IT-компаний России: консолидация рынка продолжается. http://digit.ru/top30-2011#ixzz2kHeioKgS

8. Соколов Е. Аутсорсинг в России: основные проблемы и пути их решения. http://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=142224

 

Просмотров работы: 1271