РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ РД) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ РД)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ

В данной статьедается описание важности роли себестоимости, ее анализа и прогнозирования для предприятий,а также дается демонстрация разработанного нами программного обеспечения для анализа и прогнозирования себестоимости продукции предприятий на объектно-ориентированном языке программирования.

ABSTRACT

This articledescribes theimportance ofthe role ofcost, analysis and forecastingfor companiesand givesusa demonstrationof the developedsoftware foranalysis and forecasting ofthe cost of productionenterprisesin object-orientedprogramming language.

Ключевые слова: себестоимость; анализ; прогнозирование; программное обеспечение.

Keywords:cost price;analysis; prediction; software.

Себестоимость продукции, работ и услуг это понятие, которое включает затраты всех видов ресурсов, выраженные в денежной форме. себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости [1].

Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место, расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях [2].

В настоящее время большое внимание уделяется анализу и прогнозированию себестоимости продукции. Это связано тем, что предприятия стремятся снизить затраты на производство и тем самым увеличить прибыль. Чтобы добиться снижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики, методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистического анализа и прогнозирования.

Из всего вышесказанного можно представить актуальность данной темы, которая заключается в том, что снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, представляет собой основу измерения доходов и расходов.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции [3].

Задачи анализа себестоимости заключаются в следующем:

1. определение величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации;

2. управление стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства;

3. анализ затрат, исследование данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия [4].

Существует множество различных методов анализа себестоимости продукции, но в рамках нашей программы были реализованы три метода: анализ себестоимости по экономическим элементам затрат, факторный анализ себестоимости продукции и анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции.

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особую роль в современном менеджменте играет прогнозирование как предвидение результатов развития хозяйственной структуры и перспективное планирование в качестве системы мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров.

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием [5].

По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, но в рамках нашей программы реализован метод удельных показателей.

В настоящее время имеется большой выбор программных средств для анализа и прогнозирования, которые входят в состав ERP и ECM систем.Данные программные средства различаются в зависимости от масштаба предприятия, функциональности, работы в сети, сложности задач и т.д. Наиболее популярными отечественными системами являются: ProjectExpert (ф. ПРО-ИНВЕСТ-ИТ, Москва), Альт-Инвест (ф. Альт, Москва-СПб), 1С-ВИПАнатех. ABIS.ABC. Управленческий учет и расчет себестоимости (ф. 1С и ВИПАнатех - Москва), БЕСТ (ф. БЕСТ, Москва), ForecastExpert (ф. ПРО-ИНВЕСТ-ИТ). Зарубежныесистемы: COMFAR (ф. United Nations Industry Development Organization, UNIDO), системы Microsoft Project (ф. Microsoft, USA), ABC Focus, Cash Focus, Strategic Focus (ф. Cash Focus Pty Ltd, Australia) [6].

Разработанное нами ПО для анализа и прогнозирования себестоимости продукциивыполняет необходимый анализ и прогнозирование соответствующих показателей себестоимости продукции, выполнять стандартные операции обработки информацииза счет использования соответствующей панели навигатора, в том числе такие как: добавление, редактирование, сортировку, обработку, печать, вывод информации по запросу пользователя. Программа реализована на языке программирования Delphi 7.В процессе работы программа использует данные о себестоимости продукции предприятия, хранящиеся в базе данных.Базы данных сформированы в среде MicrosoftOfficeExcel и Access.

Чтобы запустить программу и приступить к непосредственной работе с ней, необходимо два раза щелкнуть на значке программы. После запуска программы открывается главное меню (см.рис.1), в левом верхнем углу которого расположено горизонтальное ниспадающее меню. В правом верхнем углу главного меню имеются стандартные кнопки работы с программой (свернуть, развернуть, закрыть), которые присутствуют во всех окнах программы.

Рисунок 1. «Главное меню»

Главное меню программы состоит из четырех пунктов: анализ (см. рис. 2), прогноз, справка и выход. В свою очередь при нажатии на любой из пунктов главного меню появляется ниспадающий список меню второго уровня.

Рисунок 2. «Окно анализа элементов затрат»

Пользователю для выполнения всех аналитических или прогнозных расчетов необходимо ввести исходные данные в те столбцы таблицы, заголовки которых синего цвета. После того как пользователь нажмет на кнопку «Рассчитать» сформируются все результатные данные, которые будут находиться в столбцах красного цвета. Для наглядности программа формирует автоматически диаграммы по результатам анализа.Программа также позволяет пользователю при необходимости вывести на печать все результаты расчетов, для этого ему необходимо щелкнуть мышью на кнопке «Печать». После этого откроется окно предварительного просмотра страницы, где пользователь, если его все устраивает все, может вывести данные на печать.Информация о программе, о её разработчиках находится в пункте меню справка.

Также в пункте меню «Справка» содержится раздел «руководство пользователя» где подробно описан алгоритм работы с программой.

При возникновении необходимости распечатать соответствующее окно с расчетами в программе имеется кнопка «Печать», при нажатии на которую оно подготавливается для печати. Для выхода из программы необходимо выбрать пункт меню «Выход».

Список литературы:

1. Баканов. М.И., Шеремет. А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2007.

2 . Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия. 3-е издание, - М: Инфра-М, 2004.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Хлыстова О.В. Экономический анализ. – М.: Конспект лекций, 2007.

5. Прогнозирование и планирование экономики: учебник /Под общ.ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича.-Мн.:Современная школа,2005.-476с.

6. Программные средства автоматизации расчетов для калькулирования себестоимости продукции.

[Электронный ресурс]. URL:http://urf.podelise.ru/docs/478/index-636485.html?page=4

Просмотров работы: 2959