ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний [1].

В развитых странах и в большинстве развивающихся стран разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности.Становление информационного общества в нашей стране основывается на мировом опыте стран Европейского Союза, США, Японии и других развитых стран. Они рассматривают все используемые сетевые технологии (электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т. д.) не как изолированные сферы деятельности, а как интегрированную и взаимозависимую совокупность этих технологий, которая составляет единый фундамент перехода к информационному обществу.

Во всех стратегиях отмечается ведущая роль государства в формировании национальной стратегии информационного развития, в консолидации всех слоев общества для решения сформулированных целей информационного развития, в координации партнерской деятельности государства, бизнеса, всех общественных институтов и граждан по реализации национальной стратегии [2].

ИТ–отрасль, сервисная по отношению к другим отраслям, чрезвычайно чувствительна к малейшим конъюнктурным колебаниям и состоянию экономики в целом. Разработка законодательной базыдолжна детализировать правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие гарантированную и всестороннюю реализацию конституционных норм в сфере информационных отношений. Одними из первостепенных мероприятий государственной поддержки развития российских компаний должны стать меры, направленные на институциональное развитие, совершенствование законодательства, оптимизацию внутреннего рынка.В России наступил период, когда крайне необходимо активное принятие и осуществление решений по корректировке самой парадигмы развития высокотехнологичной ИТ–индустрии в целом. Отрасль ИТ обладает весомыми возможностями для того, чтобы стать не только технологическим, но и институциональным инструментом модернизации страны и формирования прогрессивного информационного общества. Освоение экономики «знаний»должно стать одним из главных ресурсов развития страны и роста конкурентоспособности российской экономики [5].

Начиная с 2012 года из бюджета госпрограммы «Информационное общество» ежегодно выделяются субсидии для софинансирования региональных проектов в сфере информационных технологий.

Постановлением Правительства Российской Федерации №560, которое подписано Дмитрием Медведевым6июня 2012 года, утверждены правила предоставления субсидий. Принятый документ направлен на обеспечение единого подхода к формированию информационного общества в субъектах Российской Федерации, сокращение цифрового разрыва между регионами и поощрение создания образцов лучшей региональной практики. Общий объем финансирования программы «Информационное общество» на 2012 год составил 670 млн. руб., а по окончания в 2020 г. должно составить - 6,76 млрд. руб. Размер суммы субсидий для одного субъекта Российской Федерации не должен превышать 50 млн. руб. при условии, что столько же будет вложено из бюджета региона. Для получения федерального софинансирования на информатизацию регионам нужно будет пройти конкурсный отбор. Деньги будут выделяться тем субъектам, которые смогут обосновать наиболее эффективное их использование. Оценка заявок будет осуществляться специально созданной конкурсной комиссией Минкомсвязи России. Регион, получивший финансирование, в свою очередь, должен будет ежемесячно отчитываться перед Минкомсвязью. Итоговый отчет о достижении целевых показателей субъект предоставляет в декабре того года, в течение которого был реализован проект. В случае, если в отчетном финансовом году установленные соглашением значения показателей результативности предоставления субсидии достигнуты субъектом Российской Федерации менее чем на 90 процентов, заявка субъекта Российской Федерации на предоставление субсидий в следующем финансовом году не подлежит рассмотрению [4].

Институт Развития Информационного Общества (ИРИО) и компания Microsoft в рамках международного экономического форума объявили орезультатах исследования «Роль ИКТ-компетенций в социально-экономическом развитии России». Согласно результатам исследования, проведенного ИРИО, уровень ИКТ-компетенций россиян сегодня отстает от среднеевропейских показателей, но этот разрыв быстро сокращается. С 2008г. разница в доле пользователей Интернета в России и странах Европейского союза (ЕС) сократилась более чем вдва раза. При этом существенное отставание еще остается, как количественное (число компьютеров надушу населения), так икачественное (то, как используются технологии, госуслуги в электронном виде и т.п.).

Согласно результатам исследования, проведенного ИРИОв 2012г. вРоссии компьютером не реже одного раза в неделю пользуется58% населения, в то время как в ЕС этот показатель составляет 69%. Приблизительно такоеже соотношение имежду пользователями Интернета: 56% в России и 68% в ЕС. Лидером в освоении информационно-коммуникационных технологий в России является молодежь. Доля пользователей, еженедельно работающих закомпьютером, среди молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет составляет 87% (92% в Европе), а в значительно более старшей группе (от 55 до 74лет) компьютером пользуется лишь 18% (42% в ЕС). По мнению экспертов, в развитии ИКТ-компетенций ведущую роль играют программы повышения компьютерной грамотности. И это подтверждается исследованиями: 48% людей, когда-либо проходивших специальное обучение, свободно владеют компьютером и выполняют большинство базовых операций, тогда как среди людей, не обучавшихся на компьютерных курсах, опытных пользователей насчитывается только 17%. Одной из наиболее эффективных программ повышения компьютерной грамотности стала инициатива Microsoft «Твой курс», которая была запущена в России в феврале 2010 года. Всего за 2010–2012 гг. поддержку в рамках этого проекта в форме консультаций и обучения получили около 700 тыс. граждан России, втом числе более 200тыс. человек окончили курсы компьютерной грамотности. Обучающие семинары и курсы проводились в100 городах России 120 партнерскими организациями-участниками проекта.Подобные программы нетолько повышают личный профессиональный уровень каждого человека, ноивлияют наэкономический рост, повышение конкурентоспособности страны. Так, в2012г. Россия поднялась на56-е место вмире вГлобальном индексе инноваций, а в2008г. находилась на68-ом [7].

Свободное ПО – один из важнейших инструментов как развития отечественного ИТ-рынка, так и реализации программ электронного государства. Применение СПО при разработке систем для госорганов –это не только обеспечение национальной безопасности, но и огромная экономия средств. В настоящий момент, по оценкам Д. Комиссарова, 80% систем, используемых в госорганах, можно в течение пяти лет перевести на СПО. При всей значимости развития отечественного ИТ-рынка и СПО, в частности, мероприятия по программе «Информационное общество 2010-2020гг.» в 2012 году в части создания национальной программной платформы не были реализованы [6].

Компания «Телеком-защита» успешно завершила проект по внедрению аппаратно-программной платформы Avaya Interaction Center для новой площадки единого распределенного Центра поддержки пользователей проектов «Информационное общество» Ростелеком Контакт-центр. Данная платформа создана с целью консолидации экспертизы и формирования центра компетенции по проектам Информационного общества: госуслуги, система межведомственного взаимодействия, госторги и другие. Площадка единого распределенного Центра поддержки пользователей проектов «Информационное общество» представляет собой крупный многофункциональный современный контакт-центр, способный обрабатывать свыше 1000000 обращений вмесяц иоборудована всоответствии ссамыми современными требованиями понадежности инепрерывности оказания услуг [8].

В 2012 году компании «Ростелеком» и ЛАНИТ по заказу и при поддержке правительства Республики Дагестан создали программно-технологическую базу для работы электронного правительства региона. С помощью системы межведомственного электронного взаимодействия специалисты компаний обеспечили реализацию ряда социально значимых государственных и муниципальных услуг в сфере имущества, строительства, социальной защиты населения, транспорта, образования, здравоохранения и ряд других. Жителям республики стали доступны на региональном портале государственных услуг (www.05.gosuslugi.ru) 116 первоочередных социально значимых государственных и муниципальных услуг, определенных законодательством. Масштабный проект, реализованный в Дагестане, предусматривал формирование региональной инфраструктуры электронного правительства республики, перевод в электронный вид услуг региональных и муниципальных органов власти, а также реализацию межведомственного и межуровневого взаимодействия в электронном виде. «Ростелеком» развернул для региона инфраструктуру электронного правительства по «облачной» модели - на базе ресурсов сети центров обработки данных. Компания предоставила доступ к компонентам электронного правительства, в первую очередь, к региональному порталу государственных услуг (РПГУ), региональной системе межведомственного электронного взаимодействия и др. Специалисты ЛАНИТ развернули и настроили ведомственную информационную систему автоматизации деятельности органов государственной власти по предоставлению услуг. Система исполнения регламентов является собственной разработкой компании и позволяет быстро автоматизировать процессы любой сложности. Компания также разработала электронные формы заявлений для РПГУ и предусмотрела их интеграцию с системой исполнения регламентов. По итогам проекта Республика Дагестан вошла в пятерку лидеров среди субъектов, перешедших на межведомственное электронное взаимодействие [3].

Список использованной литературы:

  1. Информационное общество. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%

  2. Информационное развитие как путь России к информационному обществу. 4.01. 2010 г. http://mor-io.narod.ru/iorf.html

  3. Пресс-служба ГК ЛАНИТ. «Ростелеком» и ЛАНИТ создали основу электронного правительства Дагестана. 25.12. 2012 г. http://www.crn.ru/news/detail. php?ID=74342

  4. Пресс-служба Минкомсвязи РФ. Утверждены правила предоставления субсидий регионам на становление информационного общества.14.06.2012г. http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=66360

  5. Пресс-служба НИУ ВШЭ. Деловой климат в сфере информационно-технологических услуг. 23.08.2011г. http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=55654

  6. Российский ИТ-год 2012: электронное государство, кибербезопасность, СПО.09.01.2013, http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=20907&sphrase_id=327558

  7. Россия резко сократила разрыв с Европой в области ИКТ-компетенций. 22.06.2012 г. http://www.itbestsellers.ru/news/detail.php?ID=19828

  8. «Телеком-защита» завершила внедрение контакт-центра для ЗАО «МЦ НТТ». 23.04.2013г. http://www.pcweek.ru/infrastructure/news-company/detail.php?ID=150178

 

Просмотров работы: 1421