В литературе имеются лишь единичные отрывочные сведения об аллергической
альтерации лейкоцитов. Представлялось интересным детально изучить этот процесс.
Материал и методы исследования.
Опыты проведены на 30 половозрелых кроликах породы Шиншила. Животных сенсибилизировали трехкратным внутривенным введением противокоревого человеческого гамма-глобулина в дозе 0,2 мл на кг веса. На 21-е сутки вызывали несмертельный анафилактический шок средней тяжести введением разрешающей дозы того же антигена. Кровь для получения мазков брали дважды до начала эксперимента, через 7, 14 и 21 сутки после введения 3-й сенсибилизирующей инъекции, а также на 2-й 5-й, 10 –й и 30 –й минуте анафилактического шока. Для фиксации и окраски мазков крови использовали инновационные гематологические фиксаторы и красители, защищенные патентами на изобретения. Щелочную фосфатазу выявляли модифицированным метолом одновременного азосочетания. Для выявления кислой фосфатазы использовали оригинальный метод азосочетания, опубликованный нами в журнале “Folia Haematologica”. Пероксидазу выявляли бензидиновым методом, а СДГ – по Нахласу.
Полученные результаты. На 14-е и 21-е сутки сенсибилизации наблюдается умеренный лейкоцитоз с повышением псевдоэозинофилов, базофилов и средних лимфоцитов с увеличением объема цитоплазмы. Уже на 2-й минуте шока определяется резкая лейкопения с выраженными признаками аллергической альтерации лейкоцитов. В псевдоэозинофилах уменьшается количество специфической зернистости, которая перемещается к одному полюсу клетки. Другой полюс клетки содержит беззернистую базофильную цитоплазму. В ряде псевдоэозинофилов в цитоплазме остается очень мало гранул и от клетки вытягивается длинный отросток с единичными специфическими гранулами. Нередко в псевдоэозинофилах наблюдается хроматинолиз сегментов ядра и почти полное и даже полное разрушение клетки. Встречаются тени Боткина-Гумпрехта, содержащие единичные псевдоэозинофильные гранулы, свидетельствующие, что вышеуказанные тени образовались и з псевдоэозинофилов. Начальные этапы аллергической альтерации псевдоэозинофилов выражаются в том, что на периферии клетки появляются один, два или три беззернистых базофильных участка цитоплазмы различных размеров. В базофильных лейкоцитах резко уменьшается количество метахроматических гранул и ослабление их окраски. Во многих базофилах наблюдается хроматинолиз, сохраняются лишь единичные специфические гранулы и наблюдается полное разрушение клетки. В псевдоэозинофилах резко снижается активность щелочной фосфатазы. Если у контрольных животных вся цитоплазма заполнена огромным количеством гранул азокрасителя, вплотную прилежащих друг к другу, то при шоке отложений азокрасителя мало, зачастую они единичные. Единичные гранулы азокрасителя в тенях Боткина – Гумпрехта свидетельствуют, что они образовались из псевдоэозинофилов. При шоке резко снижается активность кислой фосфатазы в псевдоэозинофилах. Часто вблизи остатков ядра псевдоэозинофила видны очень маленькие отложения азокрасителя. В тенях Боткина – Гумпрехта имеются отдельные мелкие следы азокрасителя, свидетельствуюшие об их образовании из псевдоэозинофилов.
На 5-ой и 10 – й минутах шока сохраняется резкая лейкопения со снижением уровня псевдоэозинофилов, базофилов и эозинофилов. В псевдоэозинофилах еще более выражены описанные выше морфологические признаки аллергической альтерации, больше клеток Боткина – Гумпрехта, образовавшиеся из разрушенных псевдоэозинофилов. В базофилах остаются лишь единичные метахроматические гранулы, наблюдается хроматинолиз компонентов ядра, что завершается полным разрушением клетки. При шоке резко снижается активность щелочной фосфатазы в псевдоэозинофилах, в которых содержатся лишь единичные гранулы азокрасителя. На фоне хроматинолиза сегментов ядра видны единичные отложения азокрасителя. При аллергической альтерации лейкоцитов резко снижается активность кислой фосфатазы. На фоне разрушенных структур псевдоэозинофилов имеются единичные отложения азокрасителя.
На 20 –й и 30 – й минутах шока морфологические изменения, отражающие аллергическую альтерацию псевдоэозинофилов и базофилов выражены слабее по сравнению с предыдущими сроками.
Таким образом аллергическая альтерация псевдоэозинофилов и базофилов при анафилактическом шоке определяется с помощью морфологических и цитохимических методов исследований. Морфологические признаки аллергической альтерации псевдоэозинофилов выражаются резким уменьшением количества специфических гранул, появлением на периферии клеток беззернистых базофильных участков цитоплазмы, хроматинолизом и полным разрушением клетки. Морфологические признаки аллергической альтерации базофилов определяются снижением количества метахроматической зернистости, уменьшением интенсивности окраски гранул, хроматинолизом ядра и полным разрушением клетки. Цитохимические признаки аллергической альтерации псевдоэозинофилов выражаются снижением активности щелочной и кислой фосфатаз до единичных гранул и отложений азокрасителя в цитоплазме, а также на фоне разрушенных клеток.