ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе индустрия туризма является динамично развивающейся отраслью. Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в сферу туристической деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, внедрение современного оборудования и прогрессивных технологий, обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях в развитии частной инициативы и предпринимательства.

Как показывает мировой опыт в создании эффективного механизма развития и стратегического управления структур бизнеса, в современной экономике прослеживаются две основные тенденции:

1) в среднем и крупном бизнесе - реструктуризация т.е. трансформация организационных структур в направлении децентрализации с образованием бизнес - единиц с высокой степенью автономности в отношении принятия управленческих решений в сфере текущих операций;

2) в малом бизнесе - это интеграционные процессы со средним и крупным бизнесом, открывающие доступ малому бизнесу не только более совершенным технологиям, но и дающие возможность работы под известной торговой маркой.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики определяется интеграцией крупных и малых компаний. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства. За рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Одной из таких популярных форм интеграции малого и крупного бизнеса является франчайзинг.

Организованная структура управления между участниками франчайзинговой системы способствует дальнейшему развитию туристической сети на основе франчайзинговой формы ведения бизнеса, которая является в современных экономических реалиях наиболее выгодным и перспективным направлением и не требует столь значительных капиталовложений.

Франчайзинговая форма управления существующим турпредприятиям представляет массу преимуществ - это узнаваемый бренд, опыт управляющей компании, рекламная поддержка, единый центр, повышенная комиссия от поставщиков-туроператоров.

В настоящее время франчайзинг получил чрезвычайную популярность в развитых странах. Годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в США достигает более 40% общего объема продаж и оценивается американскими экспертами фантастической цифрой 1 трлн. долларов США. Не так давно он появился и в России, при этом, в силу существующих в Росси экономических, организационно-правовых и социально-психологических проблем, наблюдается вялотекущий процесс развития франчайзинга как перспективного механизма и метода ведения хозяйства в рыночных условиях.

В этой связи все более актуальным становятся задачи, связанные с осмыслением специфики франчайзинга как особой формы хозяйствования и как механизма формирования стратегии развития сетевых организаций.

Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что в России сформировались реальные возможности для выбора таких технологий ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить нормальную деловую атмосферу и эффективную его организацию. В этом смысле достаточно своевременной для России представляется форма деятельности субъектов рынка, аналогичная применяемой в мировой практике системе франчайзинга.

Очевидно, что в сложившейся рыночной обстановке без разработки и реализации механизма обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на основе франчайзинга дальнейшее эффективное развитие российской экономики затруднительно.

В этой связи все более актуальным становятся задачи, связанные с осмыслением специфики франчайзинга, как особым механизмом формирования стратегии развития туризма в современной России, что собственно и взято за основу нашего исследования.

Проблеме франчайзинга посвящено значительное количество монографий, статей в журналах и в периодической печати.

Наибольший вклад в исследование франчайзинга внесли такие зарубежные авторы, как Ж. Дельтей, М. Мендельсон, Д. Стэнворд, Б. Смит, Д. Хенсон и другие. Из работ отечественных авторов можно выделить исследования и публикации В.Довганя, Д.Землякова, Д.Колесникова, А.Майлера, В.Масленникова, С.Макашева, И.Рыковой, С.Силинга и многих других.

В работах названных авторов проводится анализ зарубежного и отечественного опыта и обосновывается необходимость применения и возможность использования франчайзинга в России, рассматриваются некоторые аспекты формирования и функционирования франчайзинговой системы в различных отраслях экономики в новых условиях хозяйствования.

Вместе с тем необходимо отметить, что имеющиеся отечественные теоретические работы, публикации, практические рекомендации по данной проблематике не раскрывают всех аспектов функционирования франчайзинга, практические возможности реализации франчайзинговых отношений в российской экономике, не в полном объеме освещают проблемы, которые оказывают сдерживающий эффект на развитие франчайзинга в России.

Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Что и предопределило выбор темы, цели и содержание исследования, а также необходимость постановки и решения следующих задач:

- изучить сущность и характерные особенности франчайзинга;

- рассмотреть возможности использования мирового опыта применения франчайзинга в современных российских условиях;

- обосновать принципы формирования и выявить специфические характеристики механизма взаимоотношений делового партнёрства в системе франчайзинга;

- представить характеристику рынка франчайзинга в Российской Федерации;

- раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России;

- показать необходимость реформирования действующего российского законодательства;

По данным Международного совета по туризму и путешествиям в 2004 г. в индустрии туризма было занято 8,1% трудоспособного населения всех стран, а по прогнозу к 2014 г. этот показатель вырастет до 8,6%. Оборот мировой индустрии туризма в 2004 г. достиг 5,5 млрд. долл. и увеличится почти до 9,6 млрд. долл. в 2014 г.

Как показывает мировой опыт, франчайзинг наиболее интенсивно развивается в тех странах и сферах бизнеса, где существует возможность добиться максимального охвата территории и, следовательно, существенного роста прибыли. Привлекательность этого бизнеса для кандидатов во франчайзи подтверждается статистикой Международной ассоциации франчайзинга: в среднем - более 85% независимых малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование в течение пяти лет, а в системе франчайзинга - лишь 14%.

Сегодня растущий мировой рынок франчайзинга считается одним из самых перспективных. Франчайзинговые фирмы, успешно функционирующие в 80 странах, создают около 13% валового национального продукта. Есть основания полагать, что в скором времени более половины розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга.

Бесспорным мировым лидером и родоначальником современного франчайзинга являются США. К 2009 году в США было создано 883 292 франчайзинговых компании. Они обеспечили 9,5 млн. рабочих мест и произвели $844,7 млн. продукции для национальной экономики.

Среди самых известных, популярных и активных американских франчайзеров, функционирующих в сфере услуг можно назвать «Америка Центр» (услуги), «А-15» (прокат автомобилей), «Баскин Роббинс» (мороженое), «Бургер Кинг» (быстрое питание) «Век XXI» (недвижимость), «Кем Драй» (услуги по химической чистке).

Среди европейских стран лидирующие позиции по распространению франчайзинга занимает Франция, затем Германия и Великобритания. Во Франции насчитывается, более 1037 франчайзеров и 35 тыс. франчайзи. По данным FRANDATA Corporation, сферами экономики, в которых франчайзинг получил на сегодняшний день наибольшее распространение, являются заведения фаст-фуда - около 20 % общемирового количества франчайзи, розничная торговля (в том числе продуктами питания) - 15 %, сфера услуг (в том числе спортивных и туристических) - около 12 %, автомобильные перевозки и обслуживание - 8 %, строительство - 7 %.

В Германии насчитывается 910 франчайзинговых сетей, 55700 франчайзи. Такие французские брэнды как «Ив Роше», «Кукай», «Промод», «Пимки» уже долгое время развиваются на немецком рынке. 40 % всего рынка франчайзинга Германии занимают услуги, 28 % - рестораны и отели, 8 % занимает торговля. В ней насчитывается около 800 франчайзеров с годовым объёмом продаж в 21,7 млрд долл., и более 340000 непосредственно занятых специалистов в секторе Франчайзинг в Великобритании представляет собой идеальную систему бизнеса, как это демонстрируют 92 % франчайзи, которые считают франчайзинг очень выгодной формой организации бизнеса.

В России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1995 году. При этом, только в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год.

На рисунке № 1 хорошо просматривается рост количества франшизных систем в России по годам.

Рис. № 1. Рост количества франшизных систем в России

Таким образом, франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития.

Участниками отношений франчайзинга являются франчайзеры - преимущественно крупные компании, передающие право на продажу товара или услуги от их имени; и франчайзи - мелкие компании или ИП, покупающие данное право и обязующиеся продавать товар или услугу по заранее определенным условиям и правилам ведения бизнеса, установленным франчайзером.

Механизм взаимоотношений в системе франчайзинга строится на определенных принципах. Изначально проводятся доконтрактные встречи, включающие полное раскрытие информации о доходах, обязательствах, правах сторон. Франчайзер не должен устанавливать особых отношений ни с кем из франчайзи, это может оказать отрицательное влияние на деятельность сети в целом. Очень важен этап обучения франчайзером, а также предоставление планов и стратегии ведения бизнеса.

Франчайзи в свою очередь обязуется выполнять свою работу должным образом и с полной отдачей, соблюдая все правила и стандарты.

Рис. № 2. Схема взаимодействия в системе франчайзинга.

Выделяют следующие франчайзинговые схемы ведения бизнеса в зависимости от направления деятельности: товарный, производственный, сервисный и деловой франчайзинг. По уровню посредничества выделят прямой франчайзинг и мастер-франчайзинг. По степени участия партнера в уставном капитале выделяют: франчайзи-учредитель, совместное учреждение предприятия, привлечение органов местной власти в качестве учредителя.

В юридическом плане отношения франчайзинга в России регулируются договором коммерческой концессии (ГК РФ, ч. 2, гл. 54). По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). В Российской Федерации можно выделить восемь основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг. На рис.3. видно, что из представленных восьми основных видов деятельности безусловным лидером является торговля, которая занимает 48% рынка франчайзинга, 23% рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание (12%), сфера развлечений, путешествий и спорта (5%) и т.д. Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса (уборка офисных и производственных помещений, заправка картриджей, бухгалтерское обслуживание и др.)

Рис. № 3 Диаграмма распределения франшизных систем по видам деятельности.

Более наглядно структура франшизных рынков России в сравнении с рынками США и Европы в 2011 году представлена на рисунке 4

Рис. № 4 Структура франшизных рынков России, Европы и США (2011г.)

Оба наглядных рисунка показывают, что в России практически не развит франчайзинг в производственной сфере, а наибольшей популярностью пользуется в розничной торговле и питании. Популярность товарного франчайзинга объясняется тем, что обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций которых тратится на закупку товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров.

За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro», «Subway», «Xerox» и др.

В гостиничном туризме, наиболее распространен франчайзинговый договор, предусматривающий продажу лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети: отель «Националь» (сеть «Le Royal Meridien»), московские гостиницы «Марриотт Ройял», «Марриотт Грандъ», «Тверская» (сеть «Маrriott»), отель «Холидэй Ин Виноградово» (сеть «Ноliday»). При данной форме сотрудничества мировая гостиничная сеть не занимается вопросами менеджмента в отдельно взятой гостинице. Так, например, три московских отеля сети «Маrriott» управляются компанией «Interstate», а гостиница «Националь» является муниципальным предприятием.

Широкое развитие франчайзинг получил также и у туристских фирм: американская сеть туроператоров «Carison Wagonlits» (объединяет около 3,5 тыс. компаний), «Thomas Cook», «Tub», «Nekkerman». В настоящее время франчайзинг в той или иной форме существует более чем в 80 странах.

Другим видом межфирменного обмена является заключение между организациями индустрии туризма контрактов на управление. Так, например, с 1 июля 2006 г. требования к турагентствам повысила одна из крупнейших туристических розничных сетей - «Куда.ru». Если ранее франшиза стоила около 10 тыс. долл. в год (9600 долл.), то теперь она увеличилась в 2 раза. Такова цена бренда (по экспертным оценкам, «Куда. ру» ежегодно тратит на его продвижение 2-2,5 млн. долл.). Те, кто находит плату чрезмерной, могут перейти на другой, более демократичный бренд, принадлежащий компании «Магазин горящих путевок».

Важное значение в определении стратегии развития туризма или другого направления, играет неоднородное развитие франчайзинга в России в разрезе территорий и постепенное увеличение числа региональных франшиз.

На начало 2011 года можно назвать только несколько российских городов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва и Санкт-Петербург

Рис.№ 5 Географическое распределение франчайзеров в России (2011 г.)

Для региона присутствие крупных франчайзеров крайне выгодно как по локально-выгодным соображениям(создание значительного числа рабочих мест, вовлечение более широких слоев населения в современные экономические процессы, развитие в регионе третичного сектора экономики), так и на более широком уровне (постепенное нивелирование степени экономического развития между регионом и центром, качественные преобразования в развитии региона в целом, особенно в части инфраструктуры услуг, товаров и работ).

Использование франчайзинга снижает издержки, повышает эффективность рекламы, внедрения технических и технологических новшеств, увеличивает объем продаж и прибыль предприятий, что в совокупности способствует развитию экономики региона в целом. Также следует отметить, что присутствие франчайзера в регионе изменяет потребительские требования клиентов, что вынуждает использовать новые методы работы остальных участников рынка. Таким образом, появление на том или ином региональном рынке франчайзинговых схем довольно сильно меняет саму структуру этого рынка.

Рис.№ 6 Структура франшиз России по федеральным округам (2011г)

Как видно, перспективы развития франчайзинга в России очень велики, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Следует отметить, что именно в крупных странах с большим количеством регионов, разбросанных на большие расстояния, франчайзинг с его системой регионального развития, основанной на так называемых «мастерских» франшизах, получил огромную популярность.

Вывод

Таким образом, франчайзинг является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов бизнеса. В будущем, по словам Александра Майлера, президента Российской Ассоциации Франчайзинга, отечественные франчайзеры должны занять 70% рынка.

В то же время, Россия имеет много особенностей в ведении бизнеса по франчайзингу, определение которого даже не закреплено законодательно.

Для ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса необходимо принять закон о франчайзинге, внести соответствующие изменения в 54 главу ГК РФ и включить в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Также необходимо создать систему налоговых льгот для франчайзи и предоставления возможности применения им упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

Библиографический список

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Части I, II, III) - Официальный

текст. - М.; «Издательство ЭЛИТ», 2010 г. 384 с.

2. Ливандовская, А.Д. Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития / А.Д. Ливандовская, В. Бирюкова // Вестник ДВГАЭУ. - 1999. - № 3 (11). - С. 23-32.

3. Панюкова, В.В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке / В.В. Панюкова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 2. С. 75-80.

4. Устюжанин, А.А. Особенности развития франчайзинга в России // Россия в мировой экономике /Под ред. д.э.н., профессора Касаткиной Е.А., к.э.н. Грабоева В.В.-М.: МАКС Пресс, 2007. с.276-299 5. Земляков Д. Н., Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса. - М.: Юнити-Дана, 2009.

6. Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchise.org

7. Франчайзинг в России: перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sellbrand.ru

Просмотров работы: 6661