На сегодняшний день во многих школах и вузах Российской Федерации наблюдается недостаточный уровень мотивированности обучаемых к учебной деятельности. Это выражается в пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, недостаточном внимании на занятиях и, как следствие, недостаточном уровне освоения учебной дисциплины. Некоторые преподаватели считают мотивацию чем-то, зависящим строго от волевых качеств и внутренних установок обучаемых. Автор не согласен с этим мнением и считает, что можно (и нужно!) влиять на уровень мотивации и заинтересованности.
При подготовке учителей и преподавателей проблеме мотивации уделяется немало внимания, но, тем не менее, проблема по-прежнему является актуальной. Психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев считает, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% — от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести [2]. Таким образом, повысив мотивацию студентов, мы добьемся улучшения их результатов, как учебных, так и профессиональных и социальных. При этом важно правильно задать «мотивационный вектор». Студенты должны желать освоить дисциплину, получить знания и применять эти знания на практике, а не получить диплом о высшем образовании.
Каким же образом можно повысить мотивацию студентов к обучению? Самый действенный способ — заинтересовать их. Ответственность за интерес обучающихся к дисциплине лежит на преподавателе. Многие школьники и студенты рассказывают, как с одним преподавателем они хотели учиться, разбираться в предмете, им было интересно. С другим преподавателем, ведущим этот же предмет, учиться не хотелось. Чаще всего данная ситуация возникает с преподавателями, которые делают ставку на лекции и сами не проявляют интереса к своему предмету. Положительно на мотивацию влияет наличие связи между изучаемой дисциплиной и практической деятельностью. Студент должен видеть, каким образом знание предмета поможет ему в жизни. Существуют типичные ошибки в преподавании, негативно влияющие на мотивацию. Первая — это отсутствие уважения к студентам. Как известно из результатов исследования, проведенного У. Крано и Ф. Меллон, лестное мнение педагога об учащемся может быть не только следствием академических успехов последнего, но также и их причиной [1]. Вторая — выдача знаний, не связанных с практической и профессиональной деятельностью. Студентам тяжело поддерживать интерес к предмету, если они не знают в чем его польза.
С учетом вышесказанного, автором разрабатывается факультативный курс «Основы робототехники». Робототехника на данный момент является актуальным направлением и занимает все большее место в различных областях жизни. Все больше роботы используются как в промышленности, на производстве, так и в быту. Примером могут служить различные роботы-пылесосы, роботизированная бытовая техника, роботы-помощники, и, конечно же, умные дома, которые построены на использовании микроконтроллеров, обрабатывающих сигналы датчиков.
После апробации и адаптации, курс может быть рекомендован к включению в учебный план подготовки бакалавров педагогического образования технологического и физико-математического профилей. Учителя информатики, обладающие компетенцией в области преподавания робототехники, помогут заинтересовать школьников и оказать влияние на их профессиональную ориентацию. Также, курс может быть адаптирован для внедрения в школы.
Опыт показывает, что школьники и студенты проявляют интерес к изучению робототехники. По отзывам преподавателей можно сделать выводы, что некоторые ученики, отстающие по многим основным предметам, в робототехнике показывают очень высокие результаты, выступают и конкурсах и занимают призовые места. На данный момент наиболее распространенной технической базой учебной робототехники является Lego. Автор в качестве аппаратно-программной базы выбрал платформу Arduino, т.к. она имеет ряд преимуществ, о которых будет сказано далее. Чтобы обучаемые понимали и видели возможные результаты изучения и применения робототехники, им на первом занятии демонстрируются ролики с оригинальными и интересными проектами, выполненными на базе Arduino. Обучение является преимущественно практическим. Лекций очень немного, все необходимое обучаемые познают в работе.
В ходе работы учащиеся осваивают управление светодиодами, обработчик событий тактовой кнопки, управление двигателями и обработку данных, получаемых с датчиков. Итоговым заданием является сборка и программирование робота (есть несколько вариантов роботов).
Из сравнительного анализа (см. таблицу 1) видно, что Arduino больше подходит для использования в быту и является более универсальным средством разработки. Именно поэтому она и была выбрана в качестве аппаратно-программной базы.
Arduino |
Lego |
|
Цена |
Невысокая |
Высокая |
Комплектующие |
Стандартные радиодетали |
Детали производства Lego |
Габариты деталей |
Компактные |
Громоздкие |
Наличие конструктора |
Нет |
Есть |
Подключение деталей |
Стандартное радиоэлектронное |
Унифицированный разъем |
Программирование |
Си-подобный язык |
Язык, разработанный |
Выбор программы |
Нет |
Есть |
Таблица 1. Сравнение Arduino и Lego
Т.к. данное направление интересно школьникам и студентам, они видят применение робототехники в быту и изучают роботов не только теоретически, но и практически, выполняют проекты (в том числе и инициированные ими самими), у обучаемых наблюдается высокий уровень мотивации и соответствующие результаты.
На настоящий момент была проведена частичная апробация в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете со студентами первого курса направления «Педагогическое образование» по профилю «Информатика и ИКТ». Было дано на выбор два задания. Первая группа выполняла имитацию светофора на трех цветных светодиодах. Вторая группа реализовывала работу «бегущий огонек» (на восьми светодиодах создавалась иллюзия перемещающегося огонька). В итоге, все студенты справились с заданиями, некоторые успели выполнить дополнительные задания. Около 70% обучающихся проявили желание продолжить изучение данной области.
Факультативная дисциплина разрабатывается в рамках выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), научный руководитель — доцент А.П. Шестаков.
Библиографический список
Майерс, Д. Социальная психология/Д. Майерс. – Спб: Питер, 2007 – 794с.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/598947/ (дата обращения: 28.01.2014)
Selfdevelop.ru онлайн-журнал о саморазвитии. URL: http://selfdevelop.ru/advance/motivaciya-studentov-kak-ee-povysit.htm (дата обращения: 28.01.2014)