ТАНДЕМ-МЕТОД КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИНТЕНСИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТАНДЕМ-МЕТОД КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИНТЕНСИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях интенсивного развития современного общества, когда глобализация становится неотъемлемой частью всех сфер человеческой жизни, одним из самых главных требований социума к человеку и каждого человека к самому себе является изучение иностранных языков. При этом знание одного иностранного языка уже считается недостаточным условием для успешного карьерного роста и развития.

В сложившейся ситуации все больше взглядов ученых, педагогов, преподавателей иностранного языка и людей, изучающих иностранный язык, обращается к методам, позволяющим быстрее и качественнее овладеть тем или иным иностранным языком. Одним из таких методов является, на наш взгляд, «тандем-метод», который подразумевает непосредственное общение с носителем изучаемого языка.

В методической и педагогической литературе тандем-метод относят к интенсивным методам изучения иностранного языка, поскольку он подразумевает непосредственное погружение в язык в процессе общения с его носителем. Тандем-метод определяется как способ самостоятельного изучения иностранного языка двумя партнерами с различными родными языками, работающими в паре [4, с. 28]. Из этого определения вытекает также и понятие тандем-партнера, то есть одного из участников такого процесса обучения.

Тандем-метод сформировался в 60-е годы XX века в Германии, на базе немецко-французских студенческих встреч, в процессе которых студенты, носители разных языков – немецкого и французского, изучали языки друг друга. Впервые термин «тандем» был использован для обозначения встреч студентов, изучающих иностранные языки на основе заранее подготовленных рабочих материалов, в рамках «Рабочей группы по прикладной лингвистике французского языка» в 1970 году в Германии. В дальнейшем, в 1980-х годах, в университетах Европы начали появляться первые тандем-курсы [3, с. 9-11]. В 1992-1994 годах началась работа по созданию международной тандем-сети в Интернете [4, с. 29]. На данный момент существует множество тандем-центров в различных ВУЗах, а также сайтов в сети Интернет, где организуются все необходимые условия для создания тандем-пар для изучения иностранных языков. Участники тандем-пар подбираются на основе опросников, разработанных специально для этой цели, где учитываются индивидуальные запросы и особенности каждого, кто желает найти тандем-партнера для изучения иностранного языка, например: пол, возраст, интересы и увлечения, место работы или учебы, уровень владения изучаемым языком, личная мотивация и т.п. Через центры и сайты по поиску тандем-партнеров создаются контакты между желающими изучать иностранный язык. В основном такие сайты ориентированы на немецкий и английский языки, однако существуют и международные сети по поиску тандем-партнера.

После создания тандем-пары процесс обучения может быть разным, в зависимости от формы организации тандем-центра или пожеланий самих тендем-партнеров. Так, существуют коллективная и индивидуальная форма обучения, последняя, в свою очередь, может быть как личной, так и виртуальной – при помощи средств удаленной коммуникации.

Целью тандем-метода является овладение иностранным языком, носителем которого является тандем-партнер, в процессе общения, знакомство с культурой страны изучаемого языка, а также получение информации по любым интересующим областям знаний. Кроме того, в процессе обучения в тандеме достигается цель, очень важная для свободного владения иностранным языком, в особенности для тех, кто намерен в дальнейшем пользоваться полученными знаниями на практике. Такой целью является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителем языка.

Термин «коммуникативная компетенция» впервые возник на основе идей Н. Хомского, и позднее был расширен и дополнен такими учеными, как Д. Хаймс, М. Канейл и М. Свейн во второй половине XX в. [2, с. 2].

Отсутствие коммуникативной компетенции подразумевает неспособность общаться на иностранном языке. Коммуникативная компетенция включает в себя не только лингвистические составляющие, но и психологические, и социальные. И именно изучение языка в тандеме наилучшим образом может способствовать формированию всех компонентов коммуникативной компетенции, а именно следующих: лингвистической компетенции (в некоторых источниках – грамматической), социолингвистической компетенции, дискурсивной компетенции и социокультурной компетенции. Кроме перечисленных составляющих, некоторые ученые также включают в понятие коммуникативной компетенции такие компоненты, как стратегическая, социальная и компенсаторная компетенции [2, с. 3].

На начальном этапе изучения языка тандем-метод может сыграть ведущую роль в формировании фонетических навыков обучающихся, в постановке произношения и восприятия иностранного языка на слух, в формировании лингвистической компетенции – систематического знания грамматических правил, словарных единиц и фонологии [1, с. 5].

На более продвинутом этапе изучения языка тандем-метод помогает скорректировать возможные ошибки в изучении языка, сформировать дискурсивную компетенцию – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи [1, с. 6].

В качестве вспомогательного метода при изучении иностранного языка в ВУЗе тандем-метод также оказывает огромное влияние на процесс обучения, поскольку с помощью данного метода восполняются пробелы в составляющих коммуникативной компетенции. Также происходит процесс применения усвоенных знаний на практике.

На любом этапе изучения иностранного языка тандем-метод является эффективным способом формирования социокультурной компетенции – знания культурных особенностей носителя языка, его привычек и традиций, норм поведения и этикета и умения их понимать и использовать в процессе коммуникации, а также социолингвистической компетенции – способности выбирать и использовать подходящие языковые средства в зависимости от ситуации и цели общения [1, с. 5-6].

Наличие коммуникативной компетенции у изучающего иностранный язык наиболее полно отражает не только знание иностранного языка, но и способность общаться на иностранном языке, что подразумевает отсутствие затруднений в процессе коммуникации. Именно тандем-метод обладает несомненным преимуществом при необходимости преодоления так называемого «языкового барьера», причем как лингвистической его составляющей, так и социальной, и психологической.

Что касается языков, затронутых методом изучения в тандеме, то определенно можно обозначить два самых изучаемых по данному методу языка – немецкий и английский. Это объясняется тем, что тандем-метод появился и сформировался именно в Германии, поэтому наиболее разработан для немецкого языка. А поскольку целью большинства изучающих иностранный язык по всему миру является именно английский, как международный язык, то в международных тандем-сетях при заполнении опросов и анкет в графе «изучаемый язык» чаще всего указывается именно английский. Этим же объясняется и то, что тандем-метод практически не разработан для китайского и русского языков. В частности, нет данных о тандем-сетях или тандем-курсах, направленных непосредственно на китайский язык, а также об ученых, которые изучали бы эту тему.

На данный момент на базе второго курса ФФиМК Забайкальского государственного университета планируется методический эксперимент, в ходе которого группе студентов будет предложено изучение китайского языка тандем-методом, в качестве дополнения к базовому курсу обучения в ВУЗе. Для данного эксперимента при помощи опроса отобраны студенты второго курса бакалавриата, изучающие китайский язык по направлению «Лингвистика/перевод и переводоведение» (носители русского языка), и студенты второго курса магистратуры, изучающие русский язык по направлению «Филология» (носители китайского языка). Уровень знания иностранного языка при этом у обеих групп примерно одинаковый – около двух лет изучения иностранного языка, и никто из участников эксперимента ранее не имел опыта занятий по тандем-методу. На основе опросников, заполненных студентами, было отобрано 8 тандем-пар. Проведение эксперимента планируется на март-июнь 2014 г. Целью данного эксперимента является проверка гипотезы о том, что тандем-метод оказывает влияние на процесс изучения иностранного языка и способствует наиболее эффективному и полному формированию коммуникативной компетенции.

Литература:

1. Измайлова, Ю. М. Формирование коммуникативной языковой компетенции и ее компоненты [Электронный ресурс] / Ю. М. Измайлова, Е. М. Пискарева. – Саратов : Институт развития бизнеса и стратегий СГТУ, 2010. – Режим доступа: http://rgupenza.ru/mni/content/files/10_1_Izmajlova,Piskareva.pdf

2. Кобзева, Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку [Текст] / Н. А. Кобзева // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 118-121.

3. Кудрявцева, Е. Л. Использование тандема для изучения русского языка как иностранного и сохранения русского языка как родного у естественных билингвов [Текст]: методические основания / Е. Л. Кудрявцева // Институт иностранных языков и медиа-технологий Университета Грайфсвальда, 2012. – 130 с.

4. Солонцова, Л. П. История методов обучения иностранным языкам [Текст] : учебник для студентов языковых специальностей педагогических вузов и преподавателей иностранных языков средних и высших образовательных учреждений различного типа / Л. П. Солонцова. – Павлодар : ЭКО, 2009. – 104 с.

Просмотров работы: 3555