Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.
Налог на прибыль организаций – форма изъятия части прибыли организаций или хозяйствующих субъектов в бюджет, где прибыль рассчитывается как разница между полученными доходами и произведенными расходами, учитываемыми для целей ее налогообложения.
В настоящее время налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взимается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получают прибыль.
Налог на прибыль организаций служит главным доходным источником федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов, и является одним из инструментов перераспределения национального дохода.
Значение налога на прибыль организаций как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы этот показатель постепенно снижался, и в настоящее время он обеспечивает около 7% всех доходов федерального бюджета вследствие снижения совокупной ставки налога с 35% до 20% .
Из таблицы 1 видно, что доля налога на прибыль организаций в структуре федерального бюджета с каждым годом уменьшается в процентном соотношении к общему объему поступлений. За январь – октябрь 2013 года поступления налога на прибыль в федеральный бюджет составили 303,6 млрд. рублей (17%), или на 5,9% меньше, чем в январе-октябре 2012 года.
Таблица 1 – Структура поступлений в федеральный бюджет РФ за 2011 – 2013 г.г.
Виды налогов |
2011 |
2012 |
Январь-октябрь 2013 |
||||
Млрд. руб. |
В % к объему пост. в фед. бюджет |
Млрд. руб. |
В % к объему пост. в фед. бюджет |
Млрд. руб. |
В % к объему пост. в фед. бюджет |
В % к соотв. периоду 2012 |
|
Всего поступило в бюджет: |
4480,8 |
100,0 |
5166,2 |
100,0 |
4447,5 |
100,0 |
102,6 |
налог на прибыль |
342,6 |
7,6 |
375,8 |
7,3 |
303,6 |
6,8 |
94,1 |
НДС |
1753,2 |
39,1 |
1886,1 |
36,5 |
1553,9 |
34,9 |
96,9 |
акцизы |
231,8 |
5,2 |
341,9 |
6,6 |
374,7 |
8,4 |
135,1 |
НДПИ |
2007,6 |
44,8 |
2420,5 |
46,9 |
2090,8 |
47,0 |
103,7 |
Остальные налоги и сборы |
145,6 |
3,2 |
141,9 |
2,7 |
124,4 |
2,8 |
107,6 |
Налога на прибыль организацийв консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-октябре 2013 года поступило 1 760,9 млрд. рублей, или на 13,7% меньше, чем в январе-октябре 2012 года (Рисунок 1). Однако в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ налог на прибыль занимает 18,8% от общей суммы.
Рисунок 1 – Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за январь – октябрь 2013 года
Снижение поступлений налога на прибыль организаций в январе-октябре 2013 года по сравнению с январем-октябрем 2012 года обусловлено снижением масштабов бизнеса и деловой активности.
Так, по данным Росстата в январе-сентябре 2013 года сальдированный финансовый результат снизился на 16,7%, а убыток вырос на 53,0%, индекс промышленного производства в январе-октябре 2013 года замедлился на 2,8 п.п. и составил 100,0% против 102,8% в соответствующем периоде 2012 года (Таблица 2).
Таблица 2 – Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь – октябрь 2012-2013 г.г.
Виды налогов |
Январь – октябрь, млрд. руб. |
||
2012 |
2013 |
темп, % |
|
НДПИ |
2048,2 |
2124,5 |
103,7 |
НДФЛ |
1748,9 |
1936,3 |
110,7 |
Налог на прибыль |
2032,0 |
1760,9 |
86,7 |
НДС |
1602,9 |
1553,9 |
96,9 |
Имущественные налоги |
698,3 |
810,1 |
116,0 |
Акцизы |
645,5 |
782,2 |
121,2 |
Структура поступлений администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за 10 месяцев 2013 года в Орловской области отражает снижение поступлений налога на прибыль организаций. Таким образом, в консолидированный бюджет субъекта РФ поступило 2605,5 млн. руб., что на 17,6% меньше по сравнению с периодом 10 месяцев 2012 года (Таблица 3).
Таблица 3 – Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за январь - октябрь 2013 года в Орловской области
Администрируемые доходы |
Поступило в консолидированный бюджет РФ |
В том числе: |
||||
В федеральный бюджет |
В консолидированный бюджет субъекта РФ |
|||||
Млн. руб. |
В % в соотв. периоду предыдущ. года |
Млн. руб. |
В % в соотв. периоду предыдущ. года |
Млн. руб. |
В % в соотв. периоду предыдущ. года |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего поступило доходов |
16172,6 |
104,6 |
4246,3 |
102,3 |
11926,2 |
105,4 |
Налог на прибыль |
2605,5 |
82,4 |
166,2 |
67,7 |
2439,3 |
83,6 |
НДФЛ |
6080,5 |
113,7 |
- |
- |
6080,5 |
113,7 |
НДС |
3583,7 |
103,5 |
3583,7 |
103,5 |
- |
- |
Акцизы |
274,7 |
98,3 |
157,1 |
96,7 |
117,6 |
100,5 |
Налог на имущество физических лиц |
19,0 |
126,9 |
- |
- |
19,0 |
126,9 |
Налог на имущество организаций |
1110,5 |
120,2 |
- |
- |
1110,5 |
120,2 |
Транспортный налог |
462,5 |
117,6 |
- |
- |
462,5 |
117,6 |
Земельный налог |
498,4 |
103,1 |
- |
- |
498,4 |
103,1 |
НДПИ |
12,4 |
107,7 |
0,2 |
75,5 |
12,2 |
108,4 |
Остальные налоги и сборы |
1523,9 |
110,2 |
339,1 |
120,9 |
1184,8 |
107,4 |
По состоянию на 1 ноября 2013 года задолженность по налогу на прибыль организаций в Орловской области составляет 329,1 млн. руб. Этот показатель снизился с начала года на 120,8 млн. руб., однако превышает на 21,3 млн. руб. по сравнению с 1 января 2012 года (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Задолженность по налогу на прибыль организаций в Орловской области за январь-октябрь 2013 года
Таким образом, снижение поступлений по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ и консолидированный бюджет РФ обусловлено снижением показателей по субъектам РФ, что негативно влияет на экономическую систему государства.
В отношении налога на прибыль возникает ряд споров, связанных с начислением и уплатой налога. Основными проблемами налогообложения прибыли являются:
неясная формулировка экономической обоснованности и документальной подтвержденности;
в Налоговом Кодексе РФ отсутствует перечень документов обоснованности расходов;
проблема определения периода признания конкретного вида расходов;
в НК РФ не говорится об ошибках и противоречиях, имеющихся в документах.
Для обеспечения бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе разрабатываются основные направления налоговой политики на плановый период, которая предусматривает необходимость сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики.
Таким образом, введение поправок и уточнений в налоговую систему Российской Федерации значительно снизит ошибки, допускаемые при расчете налога на прибыль, что в целом приведет к результативности применяемых экономических решений.