НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.

Налог на прибыль организаций – форма изъятия части прибыли организаций или хозяйствующих субъектов в бюджет, где прибыль рассчитывается как разница между полученными доходами и произведенными расходами, учитываемыми для целей ее налогообложения.

В настоящее время налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взимается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получают прибыль.

Налог на прибыль организаций служит главным доходным источником федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов, и является одним из инструментов перераспределения национального дохода.

Значение налога на прибыль организаций как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы этот показатель постепенно снижался, и в настоящее время он обеспечивает около 7% всех доходов федерального бюджета вследствие снижения совокупной ставки налога с 35% до 20% .

Из таблицы 1 видно, что доля налога на прибыль организаций в структуре федерального бюджета с каждым годом уменьшается в процентном соотношении к общему объему поступлений. За январь – октябрь 2013 года поступления налога на прибыль в федеральный бюджет составили 303,6 млрд. рублей (17%), или на 5,9% меньше, чем в январе-октябре 2012 года.

Таблица 1 – Структура поступлений в федеральный бюджет РФ за 2011 – 2013 г.г.

Виды налогов

2011

2012

Январь-октябрь 2013

 

Млрд. руб.

В % к объему пост. в фед. бюджет

Млрд. руб.

В % к объему пост. в фед. бюджет

Млрд. руб.

В % к объему пост. в фед. бюджет

В % к соотв. периоду 2012

Всего поступило в бюджет:

4480,8

100,0

5166,2

100,0

4447,5

100,0

102,6

налог на прибыль

342,6

7,6

375,8

7,3

303,6

6,8

94,1

НДС

1753,2

39,1

1886,1

36,5

1553,9

34,9

96,9

акцизы

231,8

5,2

341,9

6,6

374,7

8,4

135,1

НДПИ

2007,6

44,8

2420,5

46,9

2090,8

47,0

103,7

Остальные налоги и сборы

145,6

3,2

141,9

2,7

124,4

2,8

107,6

Налога на прибыль организацийв консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-октябре 2013 года поступило 1 760,9 млрд. рублей, или на 13,7% меньше, чем в январе-октябре 2012 года (Рисунок 1). Однако в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ налог на прибыль занимает 18,8% от общей суммы.

Рисунок 1 – Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за январь – октябрь 2013 года

Снижение поступлений налога на прибыль организаций в январе-октябре 2013 года по сравнению с январем-октябрем 2012 года обусловлено снижением масштабов бизнеса и деловой активности.

Так, по данным Росстата в январе-сентябре 2013 года сальдированный финансовый результат снизился на 16,7%, а убыток вырос на 53,0%, индекс промышленного производства в январе-октябре 2013 года замедлился на 2,8 п.п. и составил 100,0% против 102,8% в соответствующем периоде 2012 года (Таблица 2).

Таблица 2 – Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь – октябрь 2012-2013 г.г.

Виды налогов

Январь – октябрь, млрд. руб.

2012

2013

темп, %

НДПИ

2048,2

2124,5

103,7

НДФЛ

1748,9

1936,3

110,7

Налог на прибыль

2032,0

1760,9

86,7

НДС

1602,9

1553,9

96,9

Имущественные налоги

698,3

810,1

116,0

Акцизы

645,5

782,2

121,2

Структура поступлений администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за 10 месяцев 2013 года в Орловской области отражает снижение поступлений налога на прибыль организаций. Таким образом, в консолидированный бюджет субъекта РФ поступило 2605,5 млн. руб., что на 17,6% меньше по сравнению с периодом 10 месяцев 2012 года (Таблица 3).

Таблица 3 – Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за январь - октябрь 2013 года в Орловской области

Администрируемые доходы

Поступило в консолидированный бюджет РФ

В том числе:

В федеральный бюджет

В консолидированный бюджет субъекта РФ

Млн. руб.

В % в соотв. периоду предыдущ. года

Млн. руб.

В % в соотв. периоду предыдущ. года

Млн. руб.

В % в соотв. периоду предыдущ. года

1

2

3

4

5

6

7

Всего поступило доходов

16172,6

104,6

4246,3

102,3

11926,2

105,4

Налог на прибыль

2605,5

82,4

166,2

67,7

2439,3

83,6

НДФЛ

6080,5

113,7

-

-

6080,5

113,7

НДС

3583,7

103,5

3583,7

103,5

-

-

Акцизы

274,7

98,3

157,1

96,7

117,6

100,5

Налог на имущество физических лиц

19,0

126,9

-

-

19,0

126,9

Налог на имущество организаций

1110,5

120,2

-

-

1110,5

120,2

Транспортный налог

462,5

117,6

-

-

462,5

117,6

Земельный налог

498,4

103,1

-

-

498,4

103,1

НДПИ

12,4

107,7

0,2

75,5

12,2

108,4

Остальные налоги и сборы

1523,9

110,2

339,1

120,9

1184,8

107,4

По состоянию на 1 ноября 2013 года задолженность по налогу на прибыль организаций в Орловской области составляет 329,1 млн. руб. Этот показатель снизился с начала года на 120,8 млн. руб., однако превышает на 21,3 млн. руб. по сравнению с 1 января 2012 года (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Задолженность по налогу на прибыль организаций в Орловской области за январь-октябрь 2013 года

Таким образом, снижение поступлений по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ и консолидированный бюджет РФ обусловлено снижением показателей по субъектам РФ, что негативно влияет на экономическую систему государства.

В отношении налога на прибыль возникает ряд споров, связанных с начислением и уплатой налога. Основными проблемами налогообложения прибыли являются:

  1. неясная формулировка экономической обоснованности и документальной подтвержденности;

  2. в Налоговом Кодексе РФ отсутствует перечень документов обоснованности расходов;

  3. проблема определения периода признания конкретного вида расходов;

  4. в НК РФ не говорится об ошибках и противоречиях, имеющихся в документах.

Для обеспечения бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе разрабатываются основные направления налоговой политики на плановый период, которая предусматривает необходимость сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики.

Таким образом, введение поправок и уточнений в налоговую систему Российской Федерации значительно снизит ошибки, допускаемые при расчете налога на прибыль, что в целом приведет к результативности применяемых экономических решений.

Просмотров работы: 6135