НАЛОГОВЫЙ АУДИТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Комплекс услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, включающий проверку правильности исчисления и уплаты налогов и составления налоговой отчетности называют налоговым аудитом.

Налоговый аудит проводится для того, чтобы выявить искажения, которые были допущены в процессе составления бухгалтерской и налоговой отчетности вследствие несоблюдения налогового законодательства РФ.

Налоговый аудит проводят перед плановыми проверками, проводимыми налоговыми органами. Это связано с тем, что ошибки, выявленные налогоплательщиком (посредством проведения налогового аудита), снижают вероятность привлечения к налоговой ответственности.

Услугами налогового аудита в основном пользуются крупные налогоплательщики. Услугами налогового аудита в основном пользуются крупные компании, в том числе компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Обороты таких фирм достаточно велики, следовательно, налоговые обязательства, а также штрафы и пени в случае неправильной уплаты по этим обязательствам составляют крупные суммы. Проведение налогового аудита в организации может заказать собственник или руководитель организации.

Также налоговый аудит имеет смысл проводить организации, в которой сменился главный бухгалтер. По объективным причинам это негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, так как главный бухгалтер часто занимается всеми вопросами по исчислению и уплате налогов. В таком случае налоговый аудит должен помочь новому главному бухгалтеру организовать правильное ведение налогового учета и исправить ошибки, допущенные предыдущим главным бухгалтером.

Методика налогового аудита состоит из трех этапов. На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные контрольные процедуры. На первом этапе налогового аудита проводится предварительная оценка системы налогообложения экономического субъекта. Данные аудиторские процедуры позволяют оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений. С помощью этих процедур рассматривается специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, тестируется соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства.

Вторым этапом методики налогового аудита является проверка правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов. На этом этапе необходимо определить, на каких участках налогового и бухгалтерского учета необходима углубленная проверка. Проводить полный налоговый аудит всех участков учета, как правило, нецелесообразно, так как по результатам предварительного анализа аудиторы выявляют проблемные места (области повышенного риска искажений), на которые следует обращать большее внимание.

Проверку исчисления и уплаты налогов можно проводить в тематическом разрезе. Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом.

При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности (налоговых деклараций), правильности исчисления налогов, сроков уплаты. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.

На третьем этапе производится оформление и представление результатов проведения налогового аудита. В заключении о результатах налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик может заказать дополнительный отчет о результатах налогового аудита, в котором будут подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Аудиторская организации или индивидуальный аудитор несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и отчете аудитора о выявленных им искажениях.

Аудитор несет ответственность за полноту и правильность проведенного налогового аудита, а также сохранение аудиторской и налоговой тайны. В отличие от проверки налоговых органов, которые за несоблюдение действующего налогового законодательства обязаны привлечь хозяйствующий субъект к ответственности, цель аудиторов – дать обоснованные, грамотные рекомендации по исправлению и недопущению ошибок. Если налоговый аудит обнаружит существенные искажения в бухгалтерской и налоговой отчетности, он обязан письменно уведомить руководство предприятия об ответственности за допущенные нарушения и необходимости исправления учетных и отчетных данных путем изменения данных учета, предоставления уточняющих налоговых деклараций и расчетов. Однако решение о соблюдении или несоблюдении данных рекомендаций принимается руководителем проверяемой организации.

Налоговая часть аудиторской проверки не регламентируется действующими нормативными документами в области аудиторской деятельности. Законодательно не определена технология налогового аудита. Также в настоящее время отсутствуют современные методические рекомендации по организации и проведению налогового аудита. Эти факторы придают большую актуальность дальнейшей разработке правовых, методологических и методических основ налогового аудита как саморегулируемыми организациями аудиторов, так и государственными органами. Собственные методики, применяемые аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, могут быть оформлены в виде внутреннего стандарта налогового аудита.

Просмотров работы: 1005