УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В результате глобального финансового кризиса, затронувшего многие аспекты ведения бизнеса, все компании стремятся сохранить экономическую устойчивость путем снижения затрат. Это обусловлено непредсказуемостью рынка потребления, так и ограниченностью ресурсов, наиболее острое проявление, которой чувствуется именно во время кризиса.

Управления затратами на производство и реализацию продукции на предприятии являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат организации, их учета и калькулирования себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления. Трудно переоценить то значение, которое имеет наличие информации о затратах и расходах для деятельности предприятия и результатах этой деятельности. Пользователями такой информации выступают собственники и управляющие предприятием, акционеры, кредиторы, органы исполнительной власти.

Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя – на себестоимость реализованной продукции [1].

Актуальность темы исследования заключается в том что, во всех отраслях экономики сегодня усиливается конкурентная борьба, одним из главных инструментов в которой становится снижение затрат на производство продукции. Для каждого предприятия затраты представляет собой решающий фактор поддержания и повышения конкурентоспособности. Современная практика хозяйствования строится на повседневной работе с издержками, направленной на их оптимизацию, что обеспечивает стабильность позиций на рынке и является наиболее эффективным способом достижения рентабельной работы.

Рассмотрим управление затратами на примере организации ООО «Башкир-Агроинвест» расположенного на территории Чишминского района. Данное предприятие осуществляет сельскохозяйственную деятельность в двух направлениях: растениеводство и животноводство. Под контролем аграрного направления находится более 500 тыс. га земли, в том числе 380 тыс. га – в обработке.

Анализ затрат по культуре сахарная свекла на 2012г.

Номенклатура затрат

Плановая стоимость (тыс.руб.)

Стоимость по данным управ.учета (тыс.руб.)

Отклонение

Аренда земли

1 683

2 185

-502

Аренда ОС, Услуги по уборке

6 379

7 258

-879

ГСМ

11 619

12 841

-1 222

ЗП и налоги с ФОТ

4 898

4 350

548

Минеральные удобрения

52 803

51 242

1 561

Семена

19 250

21 632

-2 382

Средства защиты растений

28 961

22 423

6 538

Транспортные услуги по доставке ГП

14 406

15 825

-1 419

ИТОГО

139 999

137 756

2 243

Исходя из проведенного анализа, следует, что общая сумма перерасхода по сахарной свекле составило существенную сумму в размере 2243 тыс. руб. (см. табл. 17). Значительная часть перерасхода приходится на статью средства химической защиты растений в размере 6538 тыс. руб. Данное отклонение возникло в результате увеличения нормы внесения средств защиты растений на 1 га. Следовательно, в результате таких изменений складывается некорректная себестоимость продукции.

В ходе проведенного анализа выявилось, что предприятие постоянно сталкивается с проблемой связанной с возникновением значительных отклонений фактических данных от данных, заложенных в бюджете. Из анализа следует что данные отклонения характерны как для переменных затрат так и для постоянных [2].

На предприятии, для того чтобы избежать отклонений на большие суммы применяется только один метод, это прогнозирование переменных и постоянных затрат. Но данный способ не дает эффективных результатов, так как по итогам 2012 года бюджет исполнен с большими отклонениями. Основной причинной возникновения данных отклонений является отсутствие финансовой структуру в организации, в которой были бы определены центры финансовой ответственности, отвечающие за некорректное исполнение бюджетных показателей.

А так же в компании не практикуется методы стимулирования персонала направленные на достижения хороших финансовых результатов, то есть не применяются меры поощрения за выполнения плана и меры наказания за полученные отклонения факта от плана.

План-факт анализ исполнения бюджета – один из самых простых способов оценить результаты работы компании. А для того, чтобы получить реальное представление о положении дел, необходимо определить, какие отклонения считать существенными и были ли составленные планы выполнимы.

Организация ООО «Башкир-Агроинвест» не проводит операционного анализа, в связи с этим при определении фактической себестоимости возникают отклонения с плановой себестоимостью. А так же отсутствие данного анализа отрицательно сказывается на ассортименте предприятия, это приводит к тому, что предприятие выращивает культуры, которые являются нерентабельными, более того данные сельскохозяйственные культуры не приносят даже маржинального дохода (это связано с тем, что цена реализации выше себестоимости готовой продукции). Для того что бы избежать данных результатов предприятию при управлении переменными затратами необходимо использовать операционный анализ. Так как этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных методов планирования и прогнозирования деятельности предприятия [3].

Проблема превышения затрат фактических по сравнению с плановыми значениями, которые были заложены и предусмотрены в бюджете является серьезной проблемой для предприятия. Из-за данных отклонений у организации возникают сложности не только с формированием высокой себестоимости на выращиваемую продукцию (а так же уменьшение валовой прибыли если это касается постоянных затрат) но и с процессом финансирования, так как в бюджете не предусмотрены такие объемы расходов.

Следовательно, в бюджете движения денежных средств, а именно в части выбытий данные суммы не запланированы. А финансирование организации осуществляется только на основании утвержденного бюджета движения денежных средств. Данная ситуация проводит к тому что у предприятия увеличивается кредиторская задолженность, которая будет выплачиваться не своевременно.

По большей части организация ООО «Башкир-Агроинвест» кредиторскую задолженность выплачивает только в судебном порядке, по предоставлению исполнительного листа судебными органами . При этом организация помимо долга выплачивает еще госпошлину и штрафы за просрочку платежа. Такие ситуации возникают в результате сложившихся отклонений.

Коренной причиной возникновения отклонений является то, что организация применяет методы, которые не позволяют в полном объеме управлять затратами. Более того, данные методы направлены на анализ полученных результатов (это и есть результат исполнения, происходит только констатация факта, а это означает, что организация может предпринять меры только для дальнейших действий), следовательно, это уже нельзя предотвратить вследствие чего складывается не эффективное управление как переменными и постоянными затратами на предприятии.

Таким образом, управление затратами – это динамический процесс, включающий широкий круг управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами.

Библиографический список

1.Агеев, А.А. Техники планирования затрат. Каким будет завтра. А.А.Васильева//[Текст]- FD.Русское издание британского журнала. – 2010.- №12 . – 15-18 с.

2.Костромина, Д.В. Управление затратами на предприятии. Д.В.Костромина//[Текст] - Финансовый менеджмент.-2011.- №4.-12-15с.

3.Васильева, Г.А Целевое ценообразование как инструмент стратегического управления.А.Г.Васильева//[Текст]- «Экономический анализ: теория и практика».-2011.-№7(64).-10-11с.

Просмотров работы: 2042