ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Понимание того, как это происходит, необходимо учителю для успешного обучения. Во-вторых- это один из видов человеческой деятельности. В-третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт - высказывание.

Один из основных способов, при помощи которого обучаемые могут компенсировать свои пробелы в лингвистической компетенции, когда в ходе коммуникации к ним предъявляются большие требования,- это использование коммуникативных стратегий. Разработан целый ряд таксонимий коммуникативных стратегий. Большинство авторов делят их на основные и прочие стратегии [1].

А. Основные стратегии, которыми пользуется большинство людей на родном языке без специальной подготовки:

-возвращение к сказанному

-парафраз

-замена на общее понятие, синоним, местоимение, показ, жест и т д.

В. Другие стратегии, которыми обычно пользуются говорящие на английском языке:

  • транслитерация

  • создание нового слова

  • искажение

  • переход с одного языка на другой.

Нужно помочь обучаемым осознать, какие стратегии они уже используют, и как они могли бы ими пользоваться при изучении иностранных языков. Им принесут пользу задания с коммуникативной направленностью, которые расширяют их лингвистическую базу, и задания на отработку отдельных стратегий, особенно парафраз.

Достичь настоящего удовлетворения и уверенность в своих силах можно лишь в результате успешного общения. Успех при выполнении заданий на развитие беглости речи можно обеспечить путем тщательной подготовки к выполнению этих заданий. Учебные стратегии, касающиеся организации коммуникативной игры, могут с успехом использоваться при развитии беглости речи [2 ]. Среди них следующие:

А. Обучение контексту, которое включает подготовку лингвистического материала, разъяснение задачи перед ее выполнением, планирование.

В. Групповые задания и взаимодействия. При групповой работе необходима расслабляющая и дружеская атмосфера с сохранением духа соперничества. Собеседники должны помогать друг другу, но не раскрывать содержания. Соревнование должно стать стимулом, а исправление ошибок друг у друга членами группы – помощью в совершенствовании языка. Важным моментом групповой работы является комментирование ответов и расширение мысли собеседника. При работе в группе существенным является вопрос организации работы в аудитории. Не менее важны лингвистические факторы (например, понятность и уровень задачи, создание лингвистического « круговорота» в плане лексики, структур и беглости. Необходимо вовремя реагировать на любое эмоциональное или культурное затруднение общения, которое могло бы отрицательно повлиять на уверенность обучаемого при говорении на иностранном языке в определенной ситуации [3].

Развитие коммуникативной способности предполагает выбор и организацию заданий, которые дали бы обучаемым необходимый познавательный опыт для укрепления их уверенности в себе и развития навыков говорения. Эти задания должны создать атмосферу необходимости общения. Заданию можно придать цель, вовлекая обучаемых в процесс обмена мнениями, который стирает пробелы в плане информации. Студентов можно заинтересовать в общении, предложив сыграть в интересную игру, решить проблему, от решения которой они получили бы удовлетворение.

Должна существовать ситуация, включающая в себя аутентичные, естественные встречи с непредвиденными последствиями. Обучаемый должен иметь желание общаться. Он должен быть эмоционально вовлечен в данную ситуацию или иметь практическую необходимость участвовать в этой ситуации.

Естественно, что наилучшие условия для решения речемыслительной задачи создаются в процессе речевого взаимодействия [4].

Обучение речевому общению на иностранном языке прежде всего должно ориентироваться на обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному. В процессе обучения должны быть задействованы все способы общения: коммуникативный (информационный), когда обучающиеся обмениваются своими мыслями, идеями, чувствами; интерактивный, когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями; перцептивный, когда имеет место восприятие и познание друг друга как личности и установление на этой основе взаимопонимания. Недостаточное владение одним из аспектов общения нарушает процесс общения в целом.

Само понятие «взаимодействие» подразумевает прежде всего сотрудничество, кооперацию, наличие общих целей. Однако оно включает не только взаимодействие, но и противодействие. Именно в этом диапазоне складываются взаимоотношения совместной деятельности и появляются стимул и условия для формирования устного высказывания, т. е. говорения.

Литература.

  1. И.И. Халеева. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. Автореф. Дис. Докт. Пед. Наук. –М.: 1990-19с.

  2. М.Г. Евдокимова. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам.: М.2004. 21с.

  3. Arnold.J. Report on Workshop. Cambridge, UK, 1984.

  4. С.С.Куклина. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения.// Иностранные языки в школе.-2000.- №1 С.58-61.

Просмотров работы: 1303