ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ДО 2025 ГОДА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ДО 2025 ГОДА

Дапринянц Д.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инвестиционный процесс в РСО-Алания, как и в большинстве других регионов России, носит спонтанный, неустойчивый характер, не способствует развитию социальных процессов в регионе, повышению уровня жизни граждан.

О неэффективности проводимых мероприятий, которые были инициированы в стратегических документах последних 10-ти лет свидетельствуют экономические проблемы в отраслях промышленности, транспорта и связи нашей республики:

1) технико-технологические разрывы в производственных циклах предприятий промышленности РСО-Алании;

2) разобщенность деятельности п/п реализующих проекты

3) неотрегулированы вопросы ценовой политики ресурсной базы промышленных предприятий

4) низкая инновационная активность предприятий промышленности;

5)недостаточный уровень инфраструктурно обустроенных инвестиционных площадок для развития инноваций;

6)основные барьеры на пути модернизации и экономического роста в республике носят не финансовый, а институциональный характер. Требуется реконструкция дорожно-транспортной инфраструктуры, создание туристско-рекреационного комплекса, развитие учреждений культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты.

7) действующие механизмы финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ориентированы на стабильно работающие предприятия, в то время как наиболее актуальны вопросы обеспечения стартовых возможностей и механизмов организации деятельности вновь созданных предприятий.

8) низкая средняя обеспеченность каналами коммуникации (телефон, факс, Интернет) инновационного комплекса республики.

9) высокие административные барьеры в ведении предпринимательской деятельности;

10) Отмечается высокая нагрузка на окружающую среду промышленных объектов (наибольшая нагрузка на окружающую среду приходится на металлургическое производство, сокращение расходов предприятий на охрану окружающей среды может привести к попаданию в окружающую среду токсичных соединений тяжелых цветных и сопутствующих металлов).

11) предприятия промышленного комплекса характеризуются низкой привлекательностью на рынке труда (численность занятых работников в промышленном комплексе постепенно снижается и не превышает 17-18% всех занятых в экономике республики).

12) высокая зависимость крупных производств от поставщиков энергоресурсов;

13) высокая нагрузка на окружающую среду промышленных объектов;

14) физический износ и моральное устаревание производственных мощностей;

15) широкое применение устаревших энергоемких технологий;

16) дефицит квалифицированных кадров (технических специалистов и опытных управленцев)

17) отсутствие эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности.

18) низкая конкурентоспособность ресурсной модели развития промышленности республики.

19) повышение цен на строительные материалы в условиях снижения поставок местной продукции.

20) низкая привлекательность республики для транзитных транспортных потоков.

Учитывая системный характер перечисленных проблем необходимо сегодня в соответствии с общими стратегическими установками применять индивидуальные подходы к выявлению потенциала региона. Недопустимо определение стратегических направлений региона без учета его специфических (географических, природно-климатических, культурных и т.д.) факторов при разработке стратегических направлений инвестиционной и экономической деятельности регионов. Мы считаем, что такого рода исследования должны проводить научные учреждения региона, хорошо знающие специфику его экономической и социальной сферы. Характер научных публикаций ученых республики в этом направлении наглядно свидетельствует об этом. Разработанные методологические концепции таких исследований могут лишь служить базой для разработки соответствующих стратегий. Учитывая, что инвестиционный потенциал Северной Осетии связан, прежде всего, с развитием традиционных для республики отраслей экономики: цветной металлургии, пищевой, электронной, строительных материалов, деревообрабатывающей, легкой, а также перспективными курортно-рекреационной сферой, туризмом и малой гидроэнергетикой, необходимо обеспечить не только приток ресурсов в эти сферы, но и механизмы обеспечения конкурентоспособности этих отраслей . В связи с этим повышается роль инновационной составляющей общей экономической политики РСО-Алания. В число приоритетных инвестиционных проектов республики включен проект развития ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик», выпускающий инновационную продукцию, что подчеркивает его особый статус и значимость для развития экономики республики. С этой же целью была разработана и утверждена Республиканская целевая программа «Развитие фотоэлектронных наномикротехнологий и изделий («Старт-1») на 2010-2014 годы».

Важнейшей тенденцией развития современной экономики, обусловленной ее глобализацией, информатизацией и постиндустриальным инновационным развитием, непосредственно влияющей на формирование инвестиционной стратегии региона является кластеризация.

Основными факторами, сдерживающими развитие кластеров в РСО-Алания являются слабые связи между высшими учебными заведениями республики и бизнесом, а также несоответствие их образовательных программ потребностям выявленных кластеров, неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, власти и др.

При формировании инвестиционных стратегии предприятий нашей республики и обеспечения эффективности их реализации необходимо учитывать следующие негативные внутренние и внешние факторы:

а) основными из внешних факторов являются географическое расположение (республика находится в самом центре российского Кавказа - региона со сложным экономико - политическим фоном), миграционная ситуация, непростая криминальная обстановка.

б) внутренние факторы: низкий уровень обеспеченности всей инфраструктуры и недостаточная экономическая база и как следствие этого - высокий уровень безработицы, и низкий уровень жизни, высокая объективная рискованность сельского хозяйства - основной сферы экономики республики.

При реализации намеченных мероприятий необходимо будет учитывать горные условия, оказывающие значительное воздействие на условия жизни населения и эффективность его хозяйственной деятельности. Необходимо при оценке эффективности проводимых мероприятий учитывать нанесенный для экономики, социальной и экологической сферы республики ущерб, суженность структуры экономики, снижение доходных статей бюджета и увеличении бюджетных затрат.

Перед научными учреждениями республики будут стоять задачи разработки методики оценки воздействия горных условий на экономику РСО-Алании и проведение на ее основе конкретных расчетов для определения размеров бюджетных трансфертов на снижение этого воздействия.

Литература

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Итоги социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за январь-сентябрь 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://economyrso.ru/economic-policy/socio-economic-activities/reports

        2. Республиканская адресная инвестиционная программа// Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания http://economyrso.ru/investment-and-innovation-policy/investment-projects

        3. Приоритетные инвестиционные проекты, реализуемые и намечаемые к реализации на территории РСО-Алания // Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания http://economyrso.ru/investment-and-innovation-policy/investment-projects

        4. Федеральные целевые программы// Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания http://economyrso.ru/investment

        5. Республиканские целевые программы// Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания http://economyrso.ru/investment

Просмотров работы: 1735