ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ И ДОХОДНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ЦЕЛЬЮ МИНИМИЗАЦИИ ЕГО СТОИМОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ И ДОХОДНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ЦЕЛЬЮ МИНИМИЗАЦИИ ЕГО СТОИМОСТЬЮ

Путятинская Ю.В., Ямалтдинова Л.Х.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что основным условием устойчивого развития каждого банка и банковской системы в целом является совершенствование подходов к управлению финансами коммерческих банков, к тому же в процессе деятельности коммерческого банка затрагиваются имущественные и иные экономические интересы широкого круга предприятий, организаций, граждан, которые являются его акционерами, вкладчиками, кредиторами и требует определенных гарантий надежности со стороны банка. С точки зрения надежности коммерческого банка одним из условий основных показателей вступает ликвидность и доходность, которые оказывают существенное влияние на его стоимость. Стоимость коммерческих банков, как и на аналогичный показатель других финансовых институтов, влияет множество факторов. Однако существуют факторы стоимости, которые присущи только коммерческим банкам, так как их воздействие на результирующий показатель обусловлено функциональной спецификой банков.

Под ликвидностью коммерческого банка следует понимать способность банка обеспечить своевременное финансирование своих нужд с минимальными издержками. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов, а также предполагает возможность продавать ликвидные активы и приобретать денежные средства посредством различных финансовых инструментов в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями [2].

Доходности коммерческого банка отражает положительный совокупный результат деятельности банка во всех сферах его хозяйственно - финансовой и коммерческой деятельности. За счет доходов банка покрываются все его операционные расходы, включая административно-управленческие, формируется прибыль банка, размер которой определяет уровень дивидендов, увеличение собственных средств и развитие пассивных и активных операций [5].

Развитие межбанковского рынка способствует перераспределению между банками временно свободных денежных ресурсов, поддержанию ликвидности коммерческих банков. С этим фактором связана и система рефинансирования Банком России коммерческих банков. В этом случае источником пополнения ресурсов становится Банк России, с помощью которого поддерживается ликвидность коммерческого банка.

Целью управления ликвидностью является обеспечение способности банка своевременно и полно выполнять свои денежные и иные обязательства, вытекающие из сделок с использованием финансовых инструментов.

Управление ликвидностью осуществляется также в целях:

- выявления, измерения и определения приемлемого уровня ликвидности;

- определения потребности коммерческого банка в ликвидных средствах;

- постоянного контроля за состоянием ликвидности;

- создания системы управления ликвидностью, а также системы быстрого и адекватного реагирования [1].

Управления стоимостью коммерческого банка заключается в том, что управленческие воздействия должны быть нацелены на обеспечение роста стоимости бизнеса и основана на реализации ряда стратегий. Наибольшую значимость в рамках концепции управления стоимостью коммерческого банка, представляет стратегия размещения его капитала.

Таким образом, процесс управления ликвидностью, доходностью и, в конечном счете стоимостью включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами. Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств. Как уже отмечалось, банки должны так размещать средства в активы, чтобы они, с одной стороны, приносили соответствующий доход, а с другой - не увеличивали бы риск банка потерять эти средства [4].

Сущность метода общего фонда средств заключается в том, что в процессе управления активами все виды ресурсов, а это вклады и остатки средств на счетах до востребования, срочные вклады и депозиты, уставный капитал и резервы, объединяются в совокупный фонд ресурсов коммерческого банка. Далее средства этого совокупного распределяются между теми видами активов, которые с позиции банка являются наиболее приемлемыми с точки зрения их прибыльности. В модели общего фонда средств для осуществления конкретной активной операции не имеет значения, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей. При использовании этого метода сначала определяется доля средств, которая может быть размещена в активы, представляющие резервы первой очереди, т. е. те средства, которые могут быть немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов или удовлетворения заявок на кредиты.

Процессы управления активами и пассивами взаимосвязаны, взаимозависимы и осуществляются одновременно. При этом управление ликвидностью банка осуществляется в соответствии с законодательно установленными нормативами [3].

Таким образом, для коммерческого банка ликвидность и доходность является необходимыми факторами его финансовой устойчивости и максимизации его стоимости. А управление ими носит функциональный характер и является важной составляющей менеджмента банка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Колесникова В.И. Банковское дело [Текст]: учебник / В.И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп.- М. : Финансы и статистика,2011. -250 с.

2. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник / О.И. Лавришина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 365 с.

3. Жуков А.И. Инвестиции и ликвидность банка [Текст]: учебник / А.И. Жуков. 1-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 430 с.

4. Маркова О.М. Коммерческие банки и их операции [Текст]: учебник / О.М. Маркова. 2.е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012.- 525 с.

5. Никонова И. А. Стратегия и стоимость коммерческого банка [Текст]: учебник / 2-е издание - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2011.- 327 с.

Просмотров работы: 1641