ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спутниковое и кабельное телевидение, видео, компьютеры становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на человека.

В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающиеся на протяжении двух последних столетий. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей, подростков и юношей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

Это явление, однако, не следует оценивать только негативно. Во-первых, кино, телевидение и видео заменяют чтение в тех социально-культурных слоях, которые и раньше не отличались пристрастием к печатному слову. Но зато теперь эти слои получают с экрана определенную познавательную информацию, которая раньше никак их не затрагивала. Во-вторых, телевидение в ряде случаев стимулирует чтение: показ экранизацией классических произведений резко повышает спрос на эти книги в библиотеках [1].

Говоря о влиянии на молодежь средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационное воздействие, благодаря которому не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. Как показывают исследования, тот набор средств массовой коммуникации, который использует растущий человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у ребят, живущих в одном городе.

Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы в учебных заведениях. Они выполняют функцию, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение детей, подростков и юношей, как групповое, так и индивидуальное.

Для большой части подростков и юношей телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, а для некоторых и чтение становится своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, в том числе и при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом дети могут отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы.

Техносфера, рождающая новые компоненты индустрии досуга и портативные средства информации, создает условия для развития детей, в частности обогащения их словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно она формирует слушателя, зрителя, то есть потребителя. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий.

Повсеместное распространение кино и особенно телевидения создало совершенно новую ситуацию формирования потребностей личности. Раньше этот процесс управлялся реальными условиями жизни, и обычно потребности ненамного превышали уровень возможностей для их реализации. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные стандарты жизни, а ребенок не в состоянии трезво оценить возможности – свои, семьи, государства. В результате у подрастающих людей в массовом порядке формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения [1].

Обладая большой гибкостью и свежестью восприятия, дети уже сегодня легко и быстро «осваивают» и «принимают» новые элементы техносферы, чего не скажешь о взрослых, которым это дается с гораздо большим трудом. В результате в течение определенного периода дети будут обладать более высокой компьютерной грамотностью, чем взрослые, будут легче овладевать новыми технологиями – сначала обучения, а затем и труда.

Сегодня зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии и действовать авторитарно, заботясь, прежде всего о благе детей.

Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование ценностных ориентаций и представлений определяется во многом тем, что в отличие от других видов масс-медиа оно представляет собой часть домашней обстановки. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, – это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее, ставшее привычным присутствие в каждом доме. С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента.

Экран светится, его мерцание навязчиво, каждые несколько секунд меняется видеоряд. Это гипнотически воздействует на психику, а в трансовом состоянии и взрослый и ребенок некритично воспринимает информацию. Телевизионные образы обладают суггестивным влиянием на ребенка и дают ему возможные способы осуществления того или иного действия и поведения в различных ситуациях. Мера осознанности и произвольности у дошкольника, младшего школьника снижена, в силу его возраста, и ребенок в жизни повторяет увиденный алгоритм поведения без осознания последствий для себя и/или партнеров.

Что переживает, чему учится ребенок, смотря детские передачи и мультфильмы, идущие в «детское» время на незакодированном канале, например такие как «Симпсоны», «Улица Сезам», «Черепашки-ниндзя», «Веселые лесные друзья», «Ох, уж эти детки» и другие? Естественно, он идентифицирует себя с его героями. Таковы законы восприятия художественного произведения. Явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Зрительный образ действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность [3].

Социальное научение у детей происходит благодаря подражанию действиям и мимике близких людей и любимых телегероев. Ребенок идентифицируется не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Когда ребенок идентифицируется с звероподобными, лохматыми и амимичными персонажами, его внутреннее самоощущение соотносится с выражением их лиц. И малыш начинает вести себя соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и остаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и быть умным.

Для ребенка-дошкольника характерна возможность спонтанно запечатлевать и длительно сохранять визуальные и другие образы – так называемое «последействие», т.е. если в детском сознании запечатлевается образ, вызвавший у ребенка эмоциональный отклик (радость, испуг, потрясение), то он имеет силу сохраняться и воздействовать в течение длительного времени, иногда всю жизнь. Дети подражают тому герою, который произвел на них наибольшее впечатление. Катарсис, изменение личности, которое происходит под влиянием увиденного на экране, происходит в тот момент, когда герои многих мультфильмов и детских передач уничтожают противника, втыкают ему что-либо в область пониже спины или остроумно глумятся над старостью и болезнью. Для детского сознания, при частичном или полном смешении реальности и вымысла, такого рода информация способна стать пусковым механизмом поведения насилия в различных формах, либо агрессивных фантазий, реализуемых впоследствии в поведении, в том числе и противоправном [2].

Литература

1. Абраменкова В.В., Понкин И.В. Заключение по содержанию и направленности мультипликационного сериала «Веселые лесные друзья» на телеканале «2х2». URL: http://radonezh.ru/

2. Основы психологии и педагогики /Под редакцией В.А. Клименко, И.И. Лобача, Мн.: БНТУ.-2005.- 346 с.

3. Шишова Т. Л. Как стать моральным уродом? URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/

Просмотров работы: 2229