КУБОВАЯ НАБОЙКА: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КУБОВАЯ НАБОЙКА: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многовековой опыт наших предков сохранил до наших дней уникальные приемы украшения тканей ручным способом орнаментации путем набивки. Подобные ткани известны как набивные. Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику — разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. В конце XVII в., научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество.

Полотна, украшенные этим способом, применялись не только в костюме, но и в интерьере. Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. В конце XIX — начале XX в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере. Целые уезды России занимались набойным промыслом. Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оставался незакрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах. Из набивных тканей шили мужскую и женскую одежду, церковные облачения и знамена, делали скатерти, пологи, занавеси, переплеты книг. Иногда поверх основного орнамента мастера наносили специальными трафаретами оранжевые горошины, что обогащало декоративные качества ткани. Она широко бытовала и в крестьянском доме, и в кругу зажиточных городских слоев населения, где эта узорчатая ткань заменяла дорогие привозные шелка и бархат. Орнамент набойки всегда графически четкий, линейный, это своего рода гравюра на холсте. В ХХI веке ткань красят с использованием самых передовых технологий. Однако, с машинной печатью пропала так полюбившиеся русскому народу их любимые мотивы.

В Сторооскольском районе Белгородской области данная традиция возрождается и используется пока при изготовлении костюмов для тряпичных кукол. Для нас, студентов – будущих специалистов дизайна одежды, эта тема интересна и способствует дальнейшему развитию творческих способностей.

Просмотров работы: 1144