МАРКЕТИНГ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ УСПЕШНОГО ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МАРКЕТИНГ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ УСПЕШНОГО ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П. Чехов

Для современного человека построение карьеры – одна из актуальных жизненных проблем. Социум ориентирует молодых на успешность – в работе, семейной жизни, уровне благосостояния. Карьера в представлении поколений XXI века – это некий гарант названных составляющих. Феномен карьеры предполагает, что центральным его звеном является человек.

Человек, по определению В.И.Даля - высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью.[27] Человек является центром мира, его неотделимой частью. Люди могут разрушать и в то же время созидать, могут испытывать сочувствие, милосердие, но наряду с этим переживать и такие чувства, как гнев и ярость. Философская антропология поставила человека в центр научного знания. Уже на протяжении многих веков он является главным объектом изучения многих наук, при этом оставаясь до конца не изведанным в силу своей бесконечной сложности. Каждый человек по своей сути многогранен и поэтому неповторим.

В XXI веке индивидуальность человека выходит на первый план. Для удовлетворения своих первичных потребностей люди давно научились строить жилища, выращивать необходимые для жизни продукты и.т.д. Однако для удовлетворения потребностей более высокого ранга, таких, как самореализация, этого мало. Для раскрытия возможностей своего личностного потенциала современному человеку необходимо реализовать себя в рамках избранной профессии, осуществив карьерный рост, определить свое место в обществе. Для успешного достижения этих целей ему следует выработать в себе ряд качеств, которые были бы значимы для его профессиональной деятельности и обретения социального статуса. Эти качества в обществе рыночных отношений, в обществе потребления выступают как достоинства эквивалентные товарным категориям. Именно поэтому человек активно втягивается в систему маркетинговых категорий и представлений, выступая не только как субъект маркетинговой деятельности, но и как своеобразный товар, коим он становиться на рынке труда. В наш век человек должен уметь продать себя как работника, и продать как можно дороже.

Ученые-маркетологи не так давно пришли к выводу о том, что многофункциональность маркетинговых методов и технологий (таких как маркетинговые исследования, паблик рилейшнз (PR), продукт-плейсмент, сегментация рынка и др.) может быть вполне применима и к человеку. Так возник специфический сектор маркетинга под названием «маркетинг личности». Рассмотрим это явление более подробно.

Маркетинг личности – это деятельность, направленная на выявление совокупности правил, предпринимаемых человеком для создания, поддержания или изменения мнения и/или поведения конкретного лица, чтобы обеспечить наиболее рациональное удовлетворение его потребностей и анализа его возможностей. [7, с. 7]

Маркетинг личности рассматривает такие вопросы, как:

- реализация человеком своего потенциала, определение его положения в обществе;

- психологические аспекты личности, такие как характер, темперамент и др.

- образование и воспитание индивидуума, его социальная и культурная адаптация и последующее построение успешной карьеры;

- имидж человека, жизненный цикл «личности как товара»;

- исследование рынка услуг, запросов потребителей и формирование личности, соответствующей данным требованиям.

Это далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается маркетинг личности. По своей структуре самомаркетинг во многом сходен с маркетингом товара, т.е. физических продуктов. Во многих учебниках по маркетингу практически ни слова нет о маркетинге личности, лишь некоторые специалисты занимаются исследованием этой темы. Так, В. Е. Новаторов в своей книге «Маркетинг личности» проводит параллель между товаром и человеком и выделяет субъект и объект в данной отрасли. В. Е. Новаторов говорит о том, что на протяжении всей нашей жизни нас окружает бесконечное множество физических объектов: продукты питания, одежда, мебель, автомобили, дома, техника, косметика и.т.д. Также человек не может обходиться и без услуг, нам необходимо лечение, транспорт, который перевозил бы нас, нам нужны развлекательные центры, кинотеатры, кафе.

Организации могут заниматься маркетингом, чтобы выгоднее преподнести себя целевым аудиториям с целью реализации производимых ими товаров и услуг. Поставим акцент на том, что этот товарный мир создан людьми, которые высокообразованны, компетентны в своей отрасли, людьми, которые являются специалистами. В свою очередь, любой специалист является продуктом чьей-то деятельности: родителей, учителей, воспитателей, менеджеров, маркетологов. В условиях рынка специалист, вступая в экономические отношения с обществом, становится товаром, удовлетворяющим чьи-то потребности. Однако человека можно как обучить необходимым знаниям и навыкам, так и он сам может получить важную информацию в процессе самообразования. А это невозможно без самомаркетинга. В.Е. Новаторов говорит, что в этом случае потенциальный специалист – это одновременно и объект и субъект маркетинга личности, так как в одном случае его обучают, в другом – он создаёт себя сам.[17]

Иными словами, маркетинг личности необходим для удовлетворения социальных потребностей человека. Данный сектор маркетинга относится к сфере услуг, потому что личность имеет весомую роль как в коммерческих, так и некоммерческих организациях. За созданием каждой услуги стоит человек, чьи профессиональные качества и навыки очень важны и непосредственно граничат с маркетингом личности. Представляется, что в настоящее время он наиболее ярко проявляется в политике - во всевозможных выборах, а также в шоу-бизнесе - в «раскрутке» звёзд.

Нельзя не сказать, что маркетинг личности также непосредственно опирается на имиджелогию, ведь если в процессе разработки товара необходимо уделить большое внимание его упаковке, так и в процессе разработки личности нужно позаботиться об имидже. В переводе с английского «Image» - это образ, изображение. Следовательно, применимо к человеку имидж – это его облик, визуальное впечатление, производимое на общество, в котором он существует. Постановка голоса, язык жестов, причёска и внешность, умение выбирать и носить одежду могут существенно повлиять на становление личности человека и его профессиональную карьеру.

Конечно, без образования, профессионализма и личностных качеств невозможно представить себе человека в системе маркетинга личности, однако, как пишет в своей книге «Имиджелогия. Как нравиться людям» Шепель В.М., «…имидж – некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создавать оптимистичное настроение. Деятельность педагога, врача, работника сервиса немыслима без их доброжелательного облика. Руководителю очень сложно стать магнетически привлекательным, но ещё больше проблем у того, кто не стремится быть таковым». [24]

Думается, что быть приятным в общении может каждый, необходимо развивать в себе культуру личности. Имидж человека – это не маска, не фальшивый образ, созданный с целью продвижения по карьерной лестнице. Личностью нужно быть, а не казаться.

Общество в жизни человека играет важную роль. Все мы зависим от социума в целом и внешней маркетинговой среды, в частности. Человек вынужден завоёвывать своё положение в профессиональной среде, он должен заниматься непрерывным самообразованием, постоянно совершенствоваться. Многие творческие люди прошли путь через тернии к звёздам, упорно развивая свои способности. Ведь талант – это колоссальное трудолюбие. Подтверждений этому бесконечное количество. Постоянное саморазвитие, умение пополнять свой культурный и духовный багаж – вот главные составляющие успешного развития личности.

Конечно же, как было сказано ранее, в становлении человека немаловажную роль играет общество. Личность появляется и формируется под влиянием определённых факторов. В маркетинге личности этот процесс называется «разработкой нового товара». Так как исследований и научных трудов по данной теме крайне мало, обратимся вновь к книге В.Е. Новаторова «Маркетинг личности», в которой удачно, с нашей точки зрения, охарактеризованы этапы разработки нового товара: [17, с. 103] Позволим себе, придерживаясь изложенной в данном источнике информации, изложить их суть.

1 этап – Формирование идей.

В маркетинге личности идея «создания нового специалиста» возникает в силу имеющейся в нём общественной потребности. Ведь ещё недавно не существовало многих профессий. Например, с массовой компьютеризацией общества появились профессии программиста, оператора ПК, графического дизайнера и другие. Источником идей по созданию новых профессиональных ниш является ряд факторов, в их числе НТР и возникновение рекламы, как функции производства. Так возникают все новые специальности – рекламный менеджер, бренд-менеджер, пиарщик, и иные, названные выше.

2 этап – Отбор идей.

Цель отбора – выявить и отсеять непригодные идеи на начальных этапах разработки товара. Даже если идея представляется удачной, необходимо выявить, подходит ли она для данной фирмы, согласуется ли с её целями и ресурсами. В маркетинге личности этот этап также важен. Человек, надумавший сменить специальности или сферу профессиональной деятельности, должен трезво оценивать свои собственные ресурсы: возраст, состояние здоровья, материальное и семейное положение и.т.д.

3 этап – Разработка замысла и его проверка.

На этом этапе отобранные идеи нужно превратить в замыслы товаров. Важно различать идею, замысел и образ товара. Идея товара – это общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы предложить рынку. Замысел товара – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Образ товара – это конкретное представление, сложившееся у потребителей о реально существующем или потенциальном товаре.

4 этап – Разработка товара.

В том случае, если замысел товара успешно преодолел этап анализа возможностей производства и сбыта, начинается этап НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), в ходе которого замысел превращается в реальный товар, определяется рентабельность идеи, воплощенной в продукт. Удачный товар должен сочетать все необходимые функциональные и психологические характеристики. Если на разработку идеи и товаров-изделий может хватить недели, то на разработку товара-личности уходят годы. Личность как товар всегда неповторима, индивидуальна.

5 этап. Испытание товара в рыночных условиях.

На этом этапе создатель испытывает товар в рыночной ситуации. Бракованное изделие можно вернуть продавцу. Однако, в маркетинге личности все гораздо сложнее. Ведь не все люди выдерживают испытания рынком, откуда берутся неквалифицированные врачи и бездарные музыканты, кто их задумывает и разрабатывает? Также не секрет, что многие выпускники вузов вынуждены работать не по своей специальности.

6 этап. Развертывание коммерческого производства.

Итак, личность сформировалась, человек выбрал профессию, которая отвечает его жизненным целям, получил диплом. И что дальше? Многие из выпускников высших учебных заведений сталкиваются с проблемой поиска работы, ведь в настоящее время нет той системы распределения, какая была в советское время и человеку приходится самому трудоустраиваться.

Исаев В.В. в своей книге «Маркетинг личности» предлагает технологию акций маркетинга личности, выражающуюся в концепции самомаркетинга, который призван помочь в реализации личности.

Самомаркетинг – это программа определенных действий личности, которая должна создать максимально благоприятные условия для реализации данного «товара», которым обладают все здоровые, самодеятельные члены общества. Этот «товар» - рабочая сила, т.е. здоровье, красота, сила, знания, умения, талант, профессионализм. [7, с. 206]

Исаев В.В. указывает на то, что для того чтобы этот «товар» был продан на выгодных для его обладателя условиях, необходимо провести ряд последовательных действий, которые схожи с маркетинговой программой реализации товаров, а именно:

  1. Провести самооценку: из которой становится ясно какими возможностями обладает человек, какие функции способен выполнять на работе, отсюда вытекают объекты поиска, предприятия, их расположении, удаленность от места проживания, направление их деятельности, стиль, имидж и др. На этом этапе определяется как соотносятся ваши желания с вашим уровнем профессионализма.

  2. Изучить основные инструкции и содержания основных видов работы. Эти сведения имеются в различных организациях по предоставлению трудоустройства, на фирмах и предприятиях.

  3. Точно сформулировать цели поиска. На данном этапе следует разработать некий план, стратегию поиска рабочего места. В качестве направлений поиска могут выступать различные организации или интересующие фирмы, желание жить или работать в большом городе, или же, наоборот, в поселке и сельской местности.

  4. Подготовить резюме. Резюме (от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится, кури́кулюмви́тэ, часто сокращают до CV) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. [34] Резюме должно дать работодателю представление о вас, вашем образовании профессиональной подготовке и личных качествах. Объем – не более одной страницы. В данном документе следует указать свою контактную информацию, краткое описание основных навыков, описание образования (дипломы, сертификаты и.т.д.), описание работы по специальности в обратном хронологическом порядке. Не следует включать в резюме информацию о желаемом уровне заработной платы. Это лучше указать в сопроводительном письме к резюме (англ. CoverLetter). Здесь же можно дать любые дополнительные пояснения к резюме. Цель резюме – добиться отклика от потенциальных работодателей.

  5. Сопроводительное письмо. Сложно представить себе, но буквально десять лет назад, слово "резюме" для многих соискателей казалось чем-то экзотичным. Сейчас же процесс принятия на работу без этого документа немыслим. Успешные кандидаты знают не только, как грамотно описать свои навыки и расставить приоритеты в этом презентационном материале, но и как правильно его оформить. Но далеко не все используют другой доступный инструмент собственного продвижения - сопроводительное письмо. Так как краткая справка содержит в основном «сухие» доводы о претенденте, поэтому следует написать сопроводительное письмо, которое должно быть оформлено с учетом специфики выбранной для трудоустройства организации. Письмо должно содержать описание должности, на которую вы претендуете, пробуждать интерес, давать представление о вашей квалификации и сообщать, как с вами можно связаться. Отправив письмо, следует через некоторое время позвонить в фирму. Цель письма состоит в том, чтобы наряду с претендентами выглядеть привлекательнее, не искажая своих истинных данных.

  6. На следующих этапах проводится подготовка к беседе с лицом, принимающим решения о найме новых сотрудников, затем подготовка к официальному собеседованию и после всех этапов, в случае удачи следует приглашение на работу в организацию.

Многие до сих пор считают, что устройство на работу зависит от связей или случая, и что нормальные и цивилизованные методы трудоустройства на практике не имеют силы. Однако маркетинг личности позволяет провести множество акций по развитию и становлению личности. Дни профессиональной ориентации в общеобразовательных учреждениях, тренинги в высших учебных заведениях, вот лишь немногие мероприятия, способствующие социализации и профориентации человека. Грамотное использование инструментов маркетинга личности открывает новые горизонты и позволяет найти свое место в жизни, понять, в чем заключается твоё призвание и впоследствии удачно устроиться на работу по специальности. Очевидно, что все означенные выше этапы в той или иной мере (применительно к конкретному специалисту) важны для построения карьеры, в управлении которой маркетинг личности является важнейшим средством успешной реализации профессионального потенциала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. Человек в системе наук. – М., 1989. - 450 с.

  2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика. 2002. – 320 с.: ил.

  3. Белинская Е.П. Социальная психология личности. – М.: Аспект пресс, 2005. – 301 с.

  4. Дайнека О.С. Экономическая психология. – СПб ГУ, 2000. – 160 с.

  5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 860 с..

  6. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М. «Инфра-М», 2002. – 496 с.

  7. Исаев В. В. Маркетинг личности. Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, кафедра маркетинга и управления проектами, 2003 – 259 с.

  8. Илясов Е.П. и др. Энциклопедия содействия трудоустройству в 3-х томах. Нормативная и методическая база системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования. Т.1. – М.: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005 – 279 с.

  9. Илясов Е.П. и др. Энциклопедия содействия трудоустройству. Эффективные методы работы региональных центров содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (методические рекомендации). Т.4. – М.: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006 – 88 с.

  10. Илясов Е.П. и др. Энциклопедия содействия трудоустройству.

  11. Мониторинг деятельности центров содействия занятости учащейся молодежи в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Т.5 – М.: МЦПТ МГТУ им. Н. Э. Баумана,2007. -677 с.

  12. Илясов Е.П. и др. Энциклопедия содействия трудоустройству. Часть 5. Мониторинг деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Т.11 – М.: КЦСТ, 2011. - 660 с.

  13. Илясов Е.П. и др. Энциклопедия содействия трудоустройству. Практика деятельности лучших центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Т.12 – М.: КЦСТ, 2011. - 514 с.

  14. Комягин, В.Б.; Печников, В.Н. Создание Web-страниц и Web - сайтов. Самоучитель. – М.: Триумф 2003. – 496 с.

  15. Котлер Ф. Основы маркетинга. – СПБ.: АО «Коруна», АОЗТ «Литера плюс». 2004. – 698 с.

  16. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд.– СПб.: Питер, 2007. – 480 с.

  17. Митина Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. – М. Академия, 2005. – 336 с.

  18. Новаторов В.Е. «Маркетинг личности. Пособие для молодых специалистов, студентов и выпускников общеобразовательных школ». – М.: МГУКИ, 2007.– 389 с.

  19. Смирнова И. Е. Начала веб-дизайнов. – БХВ-Петербург. 2005. – 256 стр.

  20. Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник – М.: М.: ИНФРА-М, 2007. – 383 с.

  21. Спивак В.А. Корпоративная культура. – «Питер», СПб. 2001 – 352 с.

  22. Сутормина Л.И. Основы имиджелогии. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. – 30 с.

  23. Фомин В.Н. Трудоустройство молодых специалистов: политика государства и вузов // Строительные вести Белогорья, №13 (62), 2002

  24. Швальбе Бербель, Швальбе Хайнц. Личность, карьера, успех. – М.: АО Изд. Группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. – 240 с.

  25. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002 г. – 576 с.

  26. Балтийское информационное агентство. // http://www.baltinfo.ru/2012/08/13/Rosstat-Po-spetcialnosti-rabotayut-tolko-40-rossiyan-297586

  27. Взгляд. Деловая газета. Студенту в помощь. // http://vz.ru/economy/2012/11/20/608038.html

  28. Даль В. Толковый словарь онлайн. // http://slovardalja.net/word.php?wordid=42926

 

Просмотров работы: 6100