СЕКТОР ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ КОНЦЕРТНЫХ УСЛУГ К НАЧАЛУ ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СЕКТОР ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ КОНЦЕРТНЫХ УСЛУГ К НАЧАЛУ ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наиболее актуальный вопрос на сегодняшний день в джазовом сообществе – что же такое Русский джаз как художественное и социальное явление? Неужели Русский джаз это всего лишь подобие Американского джазового течения? Конечно же, нет! Русский джаз это самостоятельное, пускай и уходящее своими корнями в фольклорную афроамериканскую традицию, постоянно развивающееся, меняющееся яркое художественное явление. Это явление в период последних десятилетий бурно эволюционирует под воздействием интенсивного развития компьютерных технологий. Вероятно, мы стоим на пороге новой «цифровой» эры развития джазовой культуры. В рамках нового джазового продвижения нужны более динамичные и совершенные инфраструктуры, современные стратегии «PR», методы эффективного управления, которые бы смогли сделать джаз как услугу более популярным, качественным, впитавшим в себя самые лучшие черты старых систем, создав на основе этого свой новый образ.

Однако чтобы спланировать будущее, необходимо иметь четкую объективную картину настоящего. И здесь непраздным оказывается вопрос, насколько в российском социуме востребована джазовая музыка.

К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем снижение посещения концертов. Этому есть ряд причин, приведем наиболее важные из них:

  • низкий уровень культуры, который явился следствием снижения перманентно текущего процесса реформирования системы общего и художественного образования в стране и потерей, в связи с этим, высокого его качества, присущего старой российской образовательной традиции;

  • стремительно растущая стоимость посещений концертов, при гораздо меньших доходах среднестатистических посетителей;

  • отсутствие высокопрофессиональных продюсеров, музыкальных журналистов и менеджеров творческих коллективов, способных качественно прорекламировать музыкантов, донеся эту информацию до целевой аудитории;

  • снижение моды на джаз, вследствие указанных выше причин, обуславливающих потребительский выбор менее интеллектуальных форм музыки;

  • отсутствие поддержки джазовой культуры, незаинтересованность местных чиновников культуры в расширении культурного кругозора населения.

Проблема посещения концертов остро стоит перед организациями, работающими в сфере искусств, которые, кроме того, сталкиваются с постоянным ростом текущих затрат. В результате растут долги, и становится всё труднее найти необходимые ресурсы для выполнения своей миссии и поддержания высокого качества продукта.

Однако прежде чем попытаться ответить на непростой вопрос о возможности изменения сложившейся картины бытования джазовой музыки в России, рассмотрим текущую ситуацию на рынке музыкальных услуг. Далее будут приведены данные исследований, заимствованные из различных источников. Все эти исследования объединены единой целью изучить целевую аудиторию джазовой музыки, что позволит, понять, насколько значим джаз в общем контексте музыкальных «продуктов», предлагаемых на рынке развлекательных услуг.

Обратимся к данным, которые привела компания КОМКОН - TGI-Russia1 опубликовавшая полученные результаты в регулярном отчетеTrendTracker 20102. Эти сведения были собраны в течение нескольких лет в рамках исследования, касающегося тенденций проведения россиянами свободного времени. Данные исследования показали медленное снижение популярности ночных клубов и дискотек (с 16% в 2005 г. до 13% в 1 полугодии 2010 г.) и постепенный рост привлекательности музеев, галерей, театров, концертов джазовой и классической музыки. Следующие три таблицы взяты из одного источника компании КОМКОН- TGI-Russia.

«Таблица№1»

Динамика зрительских предпочтений разного рода развлечений за период с 2005 г. по 2010 г.

«Таблица№2»

Возрастная группа целевой аудитории за период первого полугодия 2010г

«Таблица №3»

3 Данные проведения свободного времени за первое полугодие 2010 г. по регионам России, возраст аудитории в данной таблице от 16 до 35 лет

Проанализировав эти таблицы, мы видим, что посещение концертов джазовой и классической музыки очень не велико в России по сравнению с другими видами развлечений.

Обратим внимание в контексте приведенных данных на возрастной ценз публики, посещающей культурные мероприятия. Он показывает, что основную аудиторию в перечисленных видах развлечений составляет молодежь в возрасте до 35 лет. Исключение составляют концерты джазовой и классической музыки, в аудитории которых, к означенной выше возрастной группе (до 35 лет) присоединяются люди пенсионного возраста.

Данные таблицы № 3 свидетельствуют, что культурная масса Российской аудитории находится в центральном округе и в Санкт-Петербурге. Наименьшая активность посещения культурных развлечений демонстрирует молодежь Приволжского и Южного федеральных округов. Но при этом посещение именно джазовых концертов в южном округе занимает третье место. То есть, несмотря на наличиемузеев и галерей, ночных клубов, театров и кинотеатров, аудитория в южном регионе страны посещает джазовый концерты гораздо чаще, чем в других регионах страны.

Конкретизировать обобщающий «портрет» потребителя джазовой музыки позволяют исследования, проведенные в рамках деятельности ряда российских радиостанций. Первое такое медиа-исследование было произведено на общественном радио, в сентябре 2002 года в городе Уфе. (табл. №4.) По его данным джаз выбирают 11,2% слушателей. Эта цифра весьма мала по сравнению с популярностью отечественной поп – музыки (40,6%), то есть здесь целевая аудитория выбирает более лёгкие жанры музыки. Несмотря на то, что слушателей джаза не так много на общественном радио, в России все же появилась радиостанция «JAZZ,» которая специализируется только на джазовой музыке. Значит ли это, что если бы этот стиль музыки был, совершенно не популярен, эта радиостанция не открылась бы? Думается, да! Проведенное медиа-исследование на радио «JAZZ» дало полную картину целевой аудитории джазовой музыки. (Таб.№5)

«Таблица №4»4

Медиа-исследование целевой аудитории на общественных радиостанциях в г. Уфе

«Таблица №5» Медиа-исследование целевой аудитории на радио «JAZZ»

5

Опишем слушателя радиостанции «JAZZ». По словам рекламной компании радио «JAZZ» их целевая аудитория состоит в равных пропорциях из мужчин и женщин, возраст которых от 20 лет до 60. В основном это люди, занимающие ключевые и руководящие посты во всех сферах экономики и бизнеса, топ менеджеры и директора крупных коммерческих и государственных компаний, владельцы и совладельцы собственного бизнеса, государственные чиновники высокого статуса, творческая и музыкальная элита. Эти люди знают цену себе и своим желаниям, независимо от пола и возраста.6 Тем самым это исследование показывает разностороннюю, высокообразованную культурную аудиторию слушателей джазовой музыки.

Чтобы понять, с чем связана постепенная возрастная динамика интереса джаза в целом по стране, а особенно в южном округе, следует обратить внимание на целевые аудитории джазовой музыки. Сегодня, в связи с расслоением людей по экономическим, социо-культурным и иным признакам в современной России они различны. Чтобы понять, каков общий спектр целевых потребительских групп, следует исходить из жанрово-целевой многоплановости джаза, учитывая при этом, что разные сегменты джазовой музыки потребляются представителями разных социальных слоев общества. Приведем в связи с этим следующую классификацию:

1) «Академический» джаз - музыка филармоний и больших оркестров. Здесь аудитория формируется за счет представителей «среднего класса»: мелкого и среднего чиновничества, интеллигенции и студенчества, которые хотят быть в курсе событий культуры. В академическом джазе осталась наибольшая доля «старой советской закалки» на уровне организации, признаками которой можно считать стремление загнать в рамки всё, с чем данный стиль соприкасается. Несомненно, академический джазпостепенно трансформируется, чему способствует омоложение бэндовых составов и появление молодых талантливых бэнд – лидеров.

2) «Ресторанный джаз» - джазовая музыка, которая исполняется профессиональными и полупрофессионалами музыкантами в ресторанах. Здесь основной контингент: бизнесмены, топ - менеджеры, «золотая молодежь», и другая публика с достатком выше среднего рассчитывающая отдохнуть и послушать качественную джазовую музыку после напряженного рабочего дня.

3) «Джаз арт-кафе» - экстравагантное сообщество ценителей джазовой музыки или другого искусства с полной свободой самовыражения и творческого эксперимента. Здесь выступают начинающие талантливые музыканты, где они для души на не высоком уровне играют джаз. Целевая аудитория широкая, от небогатой студенческой молодежи до обеспеченных уставших от публичной жизни «стариков».

4) Джаз как музыка профессиональных джазовых фестивалей.

Любой фестиваль как специальное мероприятие привлекает внимание разной публики. С одной стороны здесь пересекаются интересы тех, кто хочет привлечь аудиторию к своему товару (спонсор, продюсер), с другой стороны почитателей джаза и музыкантов, которые хотят, насладиться джазовой музыкой. Этот тип музыки наиболее близок к равновесию спроса и предложения, удовлетворяя интересы всех сторон.

5) «Джаз-клуб» - место проведение джазовых концертов с профессиональными музыкантами. В основном такие концерты заканчиваются «джем-сейшан», на которых музыканты проявляют свободу творчества в процессе постоянного самосовершенствования. Здесь немногочисленными слушателями являются люди среднего класса, разного возраста с осознанием джазовой стилистики.

Сделав обзор целевых аудиторий джазовой музыки в целом, можно сделать вывод, что на протяжении первого десятилетия двадцать первого века аудитория джазовой музыки в связи с расширением стилевых границ и площадок предоставления потребителю джазовой музыки, происходит расширение возрастных границ аудитории. Вследствие этого наблюдается постепенное увеличение посещаемости джазовых мероприятий и популяризация этого стиля в целом. Наличие столь разнопланового спроса на джазовую музыку определяет предложение, которое в перспективе и будет регулировать деятельность региональных центров развития джаза в России.

1КОМКОН-TGI-RussiaРоссийский Индекс Целевых Групп - это единственное в России широкомасштабное исследование целевых групп потребителей товаров, услуг и аудиторий средств массовой информации. http://www.comcon-2.ru

2Обзор TrendTracker 2010 предназначен для широкого круга компаний-производителей товаров и услуг для российского рынка, компаний оптовой и розничной торговли, а также рекламных агентств. Отчет, подготовлен экспертами КОМКОН, дает представление о ситуации на основных рынках, настроениях и ожиданиях потребителей.

3http://www.comcon-2.com/default.asp?artID=2339

4http://www.cfin.ru/press/practical/2002-10/04.shtml

5http://www.brand-radio.ru/serv__idP_52_idP1_84_idP2_309_idP3_562.html

6http://www.radiojazzfm.ru/adv/

Просмотров работы: 1848