ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эрнст Иосифович Неизвестный родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) 9 апреля 1925 года, в семье врача. В 1947 году окончил рижскую Академию художеств, а в 1954 году – Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, параллельно слушая лекции на философском факультете МГУ. Во время Великой Отечественной Войны Э. Неизвестный принимал участие в сражениях, получил тяжёлые ранения и был демобилизован. Будучи офицером-десантником, Неизвестный воевал на 2-м Украинском фронте и своими глазами видел смерть, видел мужчин, женщин и детей, растерзанных и изувеченных средствами современной техники. К концу войны его подразделение участвовало в освобождении узников фашистских концлагерей. Отголоски войны навсегда останутся в памяти художника и будут запечатлены в его работах.

В 1955 году Эрнст Иосифович стал членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников и до 1976 года занимался художественной деятельностью в СССР. С 1956 года он работал над претворением в жизнь своего грандиозного проекта – гигантской скульптуры «Древо жизни». Среди других его работ особую известность обрели следующие: «Цветок лотоса» на Асуанской плотине в Египте – памятник дружбе народов, самая большая скульптура в мире (его высота составляет 75 м); мемориал жертвам ГУЛАГА в Магадане – с огромным бетонным «Ликом скорби»; надгробный памятник Н. С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище, решенный в духе символизма, и многие другие.

В настоящее время Эрнст Иосифович живет и работает в Нью-Йорке. Тем не менее, он часто приезжает в Россию, где выступает с докладами и делится опытом по сочетанию архаики и авангарда в искусстве. Эрнст Неизвестный – Зарубежный почетный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, кавалер орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством» III степени. В Уттерсберге (Швеция) существует музей его скульптур.

Произведения Неизвестного, воплощая процесс вечного становления, своеобразную (по словам самого мастера) «форму потока», слагаются в большие циклы, как скульптурные, так и графические (а позднее и живописные).

Первые скульптурные циклы Неизвестного были порождением войны, с течением времени его работы становятся все более экспрессивными, сочетают элементы символизма и кубизма. Если сопоставлять раннюю и позднейшую скульптуру Неизвестного, то основное различие, которое обнаружится при этом, заключается в росте технического совершенства произведений, выполненных на Западе. Это связано с наличием в Соединенных Штатах сложной техники и высокопрофессиональных литейных мастерских, которые открыли перед Неизвестным возможность создавать более совершенные в техническом отношении работы. В Советском Союзе художник обычно делал отливки вручную, часто формуя их изнутри; изготовленная таким образом вещь обладает грубой силой, своего рода спонтанностью, которой нет в более поздних работах Неизвестного.

Связь русской философии и искусства и есть тот культурный и интеллектуальный контекст, в котором следует понимать работы Неизвестного. Он не только продолжает традиции русского революционного авангарда 20-х – своим монументальным искусством он создал новый визуальный язык и новый тип синтеза. Этот синтез основан на мощном сплаве природных форм – таких, например, как человеческое тело, – с орудиями и техникой, с тем, что называют «второй природой» человека.

Среди таких гибридов наиболее сильное впечатление производят его современные кентавры. Кентавр – один из центральных образов его творчества – это мифическое существо, получеловек-полуконь-полумашина. Он представляет сплав прошлого, настоящего и будущего и являет собой пластическую метафору и символ современной цивилизации. Согласно Неизвестному, современное человечество живет в «цивилизации кентавров». Кентавр заставляет вспомнить античность и царство мифов и архетипов. Используя определение Юрия Тынянова, можно сказать, что Неизвестный – и архаист, и новатор в одно и то же время. Он черпает вдохновение в древних культурах Египта, Индии, Китая, Греции и Мексики. Но, вместе с тем, в своем творчестве скульптор всегда остается нашим современником и повсеместно использует достижения высоких технологий.

Доминирование приемов «деформации» и «сведения» в эстетике и поэтике Неизвестного указывает на его прямую связь и с движением русских формалистов 20-х годов. В рисунках скульптора эстетика деформации превращает злободневные темы в психологический анализ распада личности, где фигурирует излюбленный мотив Неизвестного – руки и маски.

С 1956 художник работал над главным, самым честолюбивым своим замыслом – «Древом жизни», проектом гигантской скульптуры-инвайронмента. Семиметровое творение – монумент «Древо жизни», открывшийся в Москве, является кульминацией его творчества. По словам Неизвестного, «эта композиция олицетворяет борьбу со злом и победу светлых сил». Замысел создать композицию «Древо жизни» (которое, кстати, существует в мифологии различных народов), символизирующую торжество жизни и человеческого духа, появился у скульптора около полувека назад. С тех пор произведение много раз видоизменялось, однако крона дерева всегда напоминала форму человеческого сердца. Под ветвями гигантского «растения» из бронзы и гранита собраны портреты сотен самых важных исторических личностей (от Адама, Евы и Будды до Юрия Гагарина). Ствол и крона, оплетенные лентами Мебиуса, создают мистические и религиозные символы, причем, не только мировых религий, но и верований самых незначительных островных племен.

Внимательно рассмотрев скульптуру, можно осознать ее глубокий символизм, но Неизвестный хотел, чтобы люди прочувствовали ее сердцем.

Другая знаковая работа скульптора – Распятие. Принятие мучения ради спасения человечества, жестокие страдания, нестерпимая боль и победа Человека-Бога над смертью через Воскресение, – все это пытается передать автор в своих сложных пластических композициях. Традиционно решение, напоминающее старые иконы и скульптуры: Человек, пронзенный крестом, Христос, несущий крест на Голгофу, крик отчаяния: «Господи, почему ты меня оставил?!»; попытка усилием воли и мышц вырваться из мучений, парящее распятие. Галерея Крестов Эрнста Неизвестного, как в пластическом исполнении, так и в графике, рассеяна по миру – от «Распятия», выполненного по заказу папы Римского для Ватикана до частных коллекций на Урале .

С началом перемен в СССР Э.Неизвестный приступил к реализации своей давней идеи – установить в «Треугольнике скорби» (Екатеринбург – Воркута – Магадан) монументы в память о жертвах сталинских репрессий. Вначале предложение было принято на Урале с пониманием и благодарностью: художник дарит родному городу свое произведение. В мастерских Свердловского худфонда уже начались работы под руководством автора. Но тут же возникли непредвиденные препятствия: не хватало денег из-за начавшегося дефолта, а, главное, – возмутились архипатриоты, доказывая чуждость «Маски скорби» православным традициям. Автор готов был внести коррективы, но и это не помогло. Активисты общества «Отечество» начали сбор подписей среди населения в знак протеста: нам не нужен такой памятник.

На сегодняшний день удалось установить памятник жертвам репрессий только в Магадане. «Маска скорби» представляет собой огромное по высоте (около 17 метров) лицо-маску плачущего, скорбящего человека. Причем, слезы, скатывающиеся вниз, имеют облик небольших человеческих черепов: каждая слезинка – судьба человеческая.

9 апреля 2013 года, в день 88-летия скульптора, в Екатеринбурге был открыт первый в России Художественный Музей Эрнста Неизвестного. Экспозиция музея составлена из работ, полученных в дар как от самого скульптора, так и из других коллекций.

Литература:

  1. Неизвестный, Эрнст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artdic.ru/artis/155/neizvestny.htm

  2. Неизвестный, Эрнст Иосифович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E5%E8%E7%E2%E5%F1%F2%ED%FB%E9,_%DD%F0%ED%F1%F2_%C8%EE%F1%E8%F4%EE%E2%E8%F7

  3. Эрнст Неизвестный подарит Екатеринбургу свои работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/11/08/reg-urfo/podarok-anons.html

  4. Эрнст Неизвестный советский и американский скульптор развлечение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.calend.ru/person/1892/

 

Просмотров работы: 1371