ФРИДЕНСРАЙХ ХУНДЕРТВАССЕР – ВОЛШЕБНИК ОТ АРХИТЕКТУРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФРИДЕНСРАЙХ ХУНДЕРТВАССЕР – ВОЛШЕБНИК ОТ АРХИТЕКТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником, кудесником, чем-то в этом роде», –

говорил Хундертвассер.

Он родился в бедной еврейской семье зимой 1928 года. Отец мальчика умер спустя месяц. Детство будущего бунтаря против прямых углов и параллелей прошло в тяжелые нацистские времена. С восьми лет Фридрих занимался в школе Марии Монтессори, где детям преподносят знания по гибкой системе, как правило, в форме игры. Возможно, это повлияло на приверженность архитектора ярким цветам, пробудило его фантазию, сообщило любовь к природе. Это было единственное учебное заведение, которое он окончил: в Венской академии изящных искусств Фриденсрайх проучился всего два дня, предпочтя кабинетным студиям свободную поездку по Европе (по некоторым данным, его обучение продолжалось три месяца). Так начались его поиски идеального дома. Он придумал себе псевдоним, «увидев» в первой части своей фамилии славянское число «cто» и переведя его на немецкий язык, так появился Hundertwasser. Лейтмотивом творчества Хундертвассера стало проникновение природы в повседневную жизнь человека.

Идеальным домом, который он создаст для себя уже на исходе жизни в Новой Зеландии, станет дом, вписанный в ландшафт, где крышей служит естественный холм, который покрывают цветы и трава, с идеальными окнами-глазами, выражающими настроение.

Своеобразным символом творчества Хундертвассера стала улитка: она несет на себе свой дом, закрученный в спираль. Эта кругообразная линия бесконечности – спираль – превратилась в излюбленную им форму, став для архитектора реальным воплощением мировой гармонии. Он рисовал эти бурные водовороты с особой страстью и тщательностью, как будто чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую его рукой. Что же касается линий и углов, то Хундертвассер считал их причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии.

Его дома с плавными изогнутыми линиями, обилием ярких разноцветных пятен, похожи на обители сказочных героев. Архитектор часто использовал битую керамическую плитку, превращая ее в мозаику, он украшал дома куполами-маковками. В соответствии с замыслами художника внутри многих комнат — прямо на полу — высаживались деревья. Стремление наполнить жилище человека живыми растениями неслучайна: не чуждый проблемам экологии, Хундертвассер считал, что, предоставляя деревьям и траве место в доме, человек в какой-то степени компенсирует урон, наносимый индустриальным обществом природе.

Огромное значение в сооружениях Хундертвассера имеют окна. «Апартеид оконных рас должен прекратиться, — с жаром, достойным политической трибуны, писал художник. — Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря. Окна, идущие в ряд, «строем», плечом к плечу, — грустны; окна должны танцевать».

Хундертвассер считал, что у человека, живущего в многоквартирном доме, должна быть возможность высунуться из своего окна и... например, поскрести стену. Ему должно быть разрешено длинной кистью расписать стену снаружи, чтобы издалека, с улицы, было видно: здесь живет человек, отличающийся от своих соседей, он не похож на большинство заключенных в квартиры, порабощенных и стандартизированных людей.

В манифесте «Право на третью кожу» Хундертвассер сформулировал свою идею в еще более емкой форме: человек окружен тремя защитными слоями — это кожа, одежда и стены дома. Стандартные одежда и здания больше не соответствуют естественным потребностям современного человека. Окна — это мост между внутренним и внешним пространством. Окна — эквивалент глаз, и если глаза есть свидетельство эмоционального состояния человека, то «выражение» окон говорит о «настроении» дома.

Дом Хундертвассера в Вене (именно так его называют в путеводителях) неизменно потрясает воображение зрителей. Это даже не дом, а чудо: его расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как ключевой фрагмент декора… В этом доме вы не найдете и двух окон одинаковой формы и одного размера. Все стены здесь неровные, а полы больше походят на лесную тропинку. И все это чудо украшено сумасшедшей буйной растительностью всех оттенков зеленого цвета.

В самом центре Вены стоит мусоросжигательный завод, который никак не портит ни воздух, ни городские виды. Построен он в 1992 году по проекту Фриденсрайха Хундертвассера. Первоначально архитектор не заинтересовался идеей создания столь «приземленного» сооружения, но после того как было обещано пустить тепло от сжигания мусора на обогрев 60-ти тысяч венских квартир, Хундертвассер согласился на дизайн этого здания. В результате Вена приобрела уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых чистых европейских столиц.

В разных странах мира можно встретить здания, построенные по проектам Хундертвассера. Среди них – жилые дома, церкви, детские сады, бассейны, промышленные предприятия. Их отличает характерный для архитектора нетрадиционный стиль.

В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление, которое продолжалось в течение двух дней. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально у них под ногами, начал вести спиралеобразную линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах — сначала черным, а потом красным, при свете свечей, когда власти сознательно отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить проект и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение.

В любви архитектор был несчастлив: он два раза женился, но браки не были долговечными. Многократно он шокировал общественность своими неординарными поступками. Так, манифест «Право на третью кожу» Хундертвассер прочитал в 1967 году в Мюнхене, стоя в обнаженном виде прямо перед изумленной толпой. А после семидесяти лет Фриденсрайх стал везде появляться в сопровождении молодых девушек. Из занимательных фактов стоит отметить, что Хундертвассер всегда носил носки разного цвета. И когда люди спрашивали его: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!"

Последние годы жизни художник провел в Новой Зеландии. Он умер 19 февраля 2000 года на борту лайнера «Королева Елизавета». Фриденсрайх Хундертвассер похоронен под любимым деревом. Он оставил потомкам воплощенное богатство своей фантазии, завещая беречь и любить этот мир.

Литература:

  1. Дом Хундертвассера (Hundertwasser Haus) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.austria-austria.ru/sights/hundertwasser-haus.htm

  2. Сказочник Хундертвассер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sotvori-sebia-sam.ru/skazochnik-xundertvasser/

  3. Фриденсрайх Хундертвассер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.piplz.ru/page-id-1906-pg-3.html

  4. Фриденсрайх Хундертвассер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%F0%E8%E4%E5%ED%F1%F0%E0%E9%F5_%D5%F3%ED%E4%E5%F0%F2%E2%E0%F1%F1%E5%F0

  5. Фриденсрайх Хундертвассер и его Сказочные дома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://domweb.biz/2013/04/hundertwasser/

 

Просмотров работы: 896