ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ЧЕРТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ЧЕРТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Виктор Олегович Пелевин родился 22 ноября 1962 в Москве. Окончил Московский энергетический институт, служил в ВДВ. После окончания Литературного института несколько лет работал в журнале «Наука и религия». Первые рассказы Пелевина появились в конце 1980-х в сборниках научной фантастики, а также в журнале «Химия и жизнь». Дебютный сборник «Синий фонарь» первоначально не был замечен критикой. Однако всего через год (после фурора, вызванного появлением в журнале «Знамя» повести «Омон Ра»), «Синий фонарь» получил малую Букеровскую премию как лучший сборник рассказов 1992 года.

В «Омон Ра» история советской космонавтики представлена как грандиозная и садистская фальсификация. Согласно Пелевину, подлинное ее назначение – совершение кровавых жертвоприношений, питающих магическую структуру государства. Курсантам летного училища им. А. Мересьева, например, ампутируют ступни. Но не всем. Омону и его другу Митьке повезло: их зачислили в элитный отряд космонавтов-камикадзе, которым уготована великая миссия – крутить педали в «Луноходе-1» и «Луноходе-2». При этом никакие ракеты никуда лететь не собираются. В финале повести Омон, обреченный на ритуальное заклание, вдруг осознает, что все происходящее – это всего лишь кошмар, который навязан его воображению. Двоякая сущность героя представлена уже в его имени: вступив в ряды космонавтов, Омон получает позывной «Ра» (имя Бога Солнца в древнеегипетской мифологии).

Повесть «Жизнь насекомых», написанная в 1993 году, была не столь эпатажна. Однако она имела более сложный замысел, а, по мнению некоторых критиков, и беспрецедентно сложную конструкцию. Ее трактуют как своеобразный парафраз дантовского Ада, где в качестве адских мук представлено безысходное переживание специфических состояний ума. Критик А. Генис так комментирует пелевинские образы насекомых и людей: «Собственно между ними вообще нет разницы, насекомые и люди суть одно и тоже. Кем их считать в каждом отдельном эпизоде, решает не автор, а читатель».

В произведениях Пелевина можно обнаружить влияние суфизма, стоицизма и антропософии, а его «Чапаева и Пустоту» (1996) называют даже «первым дзен-буддистким романом». По ходу романа выясняется, что Чапаев на самом деле является воплощением будды Анагмы. Его товарищ Петр Пустота – поэт-декадент, монархист, который по странному стечению обстоятельств занимает место комиссара чапаевской дивизии. Роман построен как чередование фрагментов, описывающих жизнь Пустоты в двух реальностях-сновидениях: послереволюционной России, где развертывается в весьма странных формах борьба неких метафизических сил, и в России современной, где Петр находится на излечении в психиатрической клинике.

Основная тема произведений Пелевина – иллюзорный характер реальности, другие миры и альтернативные версии российской истории. В работах писателя представлены и центр управления советской Россией, который находился в подземельях под Кремлем («Повесть огненных лет»), и версия перестройки, якобы возникшей в результате мистических упражнений уборщицы Веры Павловны, сосланной после смерти в роман Чернышевского в наказание за «солипсизм на третьей стадии».

Грань между жизнью и смертью у Пелевина, как правило, размыта. Так, герои «Вестей из Непала» и «Синего фонаря» вдруг начинают понимать, что они – мертвецы, а старая шаманка легко вызывает из «нижнего мира» погибших на войне немецких летчиков, чтобы русские девушки, выйдя за них замуж, могли бы уехать за границу («Бубен Верхнего Мира», 1993). Пелевин охотно пользуется мотивом инвариантности мира и в целях «оживления» своих описаний. Вот, например, «импрессионистский» портрет одного из красноармейцев в романе Чапаев и Пустота: «Жербунов недоверчиво хмыкнул, а у Барболина на лице на миг отобразилось одно из тех чувств, которые так любили запечатлевать русские художники девятнадцатого века, создавая народные типы – что вот есть где-то большой и загадочный мир, и столько в нем непонятного и влекущего, и не то, что всерьез надеешься когда-нибудь туда попасть, а просто тянет помечтать иногда о несбыточном». Здесь заметна также типичная для Пелевина ирония над штампами русской классики, поскольку эти «бывшие крестьяне» – активные участники красного террора, которым даже известно, что человечина похожа на говядину: «Я пробовал».

Но, по мнению Пелевина, в наших силах осознать иллюзорность своей жизни и выйти навстречу подлинному Бытию. Так это и происходит с героями большинства его книг, например, с цыплятами, которые вырвались за окна инкубатора, развив свое самосознание и врожденные способности. Хотя автор намекает, что «настоящий» мир имеет и свои минусы. С определенного момента цыплятам на крылья приходится цеплять гайки: в процессе упражнения их ноги почему-то отрываются от земли («Затворник и Шестипалый»). Освобождается от иллюзорного мира и мотылек Митя, превратившись в светлячка («Жизнь насекомых»), и сарай с душой велосипеда, обретающий истинную жизнь после устроенного им самим пожара («Жизнь и приключения сарая № ХХII»). Рассказчик «Желтой стрелы» (1993) сходит в конце концов с бесконечного поезда, двигающегося к «разрушенному мосту», а Чапаев, Анна и Петр погружаются в финале романа в «Условную реку абсолютной любви» – сокращенно «Урал».

Но неверно было бы отнести произведения Пелевина исключительно к сфере мистической литературы. С таким же успехом их можно трактовать и как философскую притчу, и как юмористическую повесть, и даже как самоучитель Public Relations. Таков, например, роман «Generation «P»» (1998), названный самим Пелевиным «производственным романом о рекламе».

Действие этого романа начинается в эпоху перестройки. Бедствующий выпускник Литинститута Вивлен Татарский устраивается по знакомству в рекламную фирму. Природный талант и «проясняющие ум» наркотические видения, в которых, в частности, галлюциногенный Че Гевара озвучивает смысл рекламных и пиар-технологий, продвигают Татарского вверх по карьерной лестнице, пока он не достигает ее апогея – телевизионной рекламы. Но оказавшись в Останкино, Вивлен неожиданно для себя и читателя узнает, что телевидение – средство вовсе не массовой информации, оно более напоминает средство массовой дезинформации. Так, например, политические деятели, включая президента, давно уже заменены анимацией. Реальность, тексты рекламы, комичные ситуации с компьютерными политиками все более переплетаются в романе с мухоморными галлюцинациями и древнеегипетскими мифами. В конце романа Татарский получает титул мужа великой богини Иштар и венчается с нею на вершине Вавилонской башни, после чего его личность копируется и распространяются через средства массовой дезинформации, превратившись в «татарского» с маленькой буквы.

Многие критики относят творчество Пелевина к литературному постмодернизму, для которого характерны эсхатологические умонастроения, тотальная ирония, игровое начало, обращение к интерактивной виртуальности, эстетика чужого замысла и т. д. В той или иной степени все эти элементы действительно можно увидеть в творчестве Пелевина. Например, в «Жизни насекомых» есть откровенные заимствования (а точнее, переосмысления) замыслов «Превращения» Кафки и «Из жизни насекомых» Карела и Йозефа Чапеков.

Однако вряд ли огромная популярность Пелевина объясняется только его принадлежностью к постмодернизму. На уровне языка Пелевин никогда не играет с читателем: он чувствует и видит то, что рассказывает, и делает это со свойственной ему доверительной интонацией. Что же до обращения к слэнгу, просторечиям, к «языку братков» (который, по убеждению Пелевина, вернул русскому языку понятия жизни и смерти), поп-артовским элементам, то к постмодернизму это имеет не большее отношение, чем «башмаки и пиджаки» Б. Окуджавы или «блатные» песни В. Высоцкого. Так, например, критик Тарас Бургомистров отметил не столько имитацию и пародирование «Окаянных дней» Бунина в романе «Чапаев и Пустота», сколько собственное видение бунинских образов.

Посмодернистский характер пелевинского юмора еще более спорен. Он слишком многообразен: от мрачного, черного соц-арта, до мягкой, искрящейся душевным здоровьем, но всегда глубокомысленной шутки: «Истина так проста, что за нее даже обидно» («Затворник и Шестипалый»). Одна из лучших и самых известных острот Пелевина – это слоган «Солидный Господь для солидных господ» из «Поколения «П»» навеяна не столько столкновением полярных клише, сколько заурядным уличным впечатлением. И у этой улицы даже есть «настоящее» название – Волхонка, где согласно Пелевину расположен самый «престижный» российский храм.

Ирония Пелевина не столько тотальна, сколько утонченна и беспощадна. «Часто бывает проезжаешь в белом „Мерседесе" мимо автобусной остановки, видишь людей… И на секунду веришь, что этот украденный у бюргера аппарат, еще не до конца растаможенный в братской Белоруссии, но уже подозрительно стучащий мотором с перебитыми номерами, и правда, трофей, свидетельствующий о полной и окончательной победе над жизнью. И волна горячей дрожи проходит по телу; гордо отворачиваешь свое лицо от стоящих на остановке и решаешь в своем сердце, что не зря прошел через известность что и жизнь удалась» («Generation «P»»).

На сегодняшний день – Виктор Пелевин один из самых популярных современных отечественных прозаиков за рубежом, где переведены все его книги, а его самого нередко сравнивают с Э. Хемингуэем и Ф. Кафкой. В России же огромная (и по определению некоторых критиков «бульварная») популярность Пелевина прекрасно уживается с тем, что практически каждая его работа является лауреатом престижных литературных премий. А некоторые его произведения награждались и дважды. Так, например, «Омон Ра» был удостоен и «Бронзовой улитки», и «Интерпресскона».

«Место, занимаемое Пелевиным в современной русской литературе, сопоставимо с тем, которое принадлежит Х. Мураками в литературе сегодняшней Японии. Оба они являются посредниками, перекидывающими мостик через пропасть, разделяющую серьезную и массовую литературу» (Тюкан Сесэцу).

Литература:

  1.  
    1. Виктор Олегович Пелевин. Биографическая справка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/culture/20091020/189750870.html

    2. Кузнецов С. Виктор Пелевин: Тот, кто управляет этим миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pelevin.nov.ru/stati/o-kuzp/1.html

    3. Пелевин В. О. Биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00072501184773068615

 

Просмотров работы: 2657