МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ШЕМЯКИН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ШЕМЯКИН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Михаил Михайлович Шемякин принадлежит к древнейшему кабардинскому роду, он родился 4 мая 1943 года в Москве. Его отец, Михаил Петрович Шемякин, происходил из черкесского (кабардинского) рода Кардановых. Мать – актриса Юлия Николаевна Предтеченская. Большая часть его детства прошла в оккупированной Восточной Германии, а затем в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в Ленинград. Он был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год, когда был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма.

С 1959 по 1971 год Шемякин работал почтальоном, вахтером, и в течение пяти лет – такелажником в Эрмитаже. В 1962 году в клубе журнала "Звезда" открылась первая выставка Шемякина.

В 1967 году постановкой оперы Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории началась театральная деятельность Шемякина. В 1990-е годы и по сегодняшний день вместе с клоуном Вячеславом Полуниным он устраивает карнавальные шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции. В 2001 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга Шемякин осуществил постановку собственной версии балета Чайковского «Щелкунчик» с хореографией Кирилла Симонова. В 2007 году Шемякин вновь вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору. В настоящее время Шемякин работает над полнометражным мультфильмом «Гофманиада» вместе со студией «Союзмультфильм». На своем творческом вечере 21 мая 2013 в Большом зале Филармонии им. Д. Шостаковича он подтвердил, что работа продолжается, но по причине недостатка финансирования закончена на данный момент быть не может.

Михаил Шемякин был близко знаком с Владимиром Высоцким. Они познакомились в Париже (благодаря Михаилу Барышникову) и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, а тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича. После смерти поэта Шемякин создал ему памятник, ныне установленный в Самаре.

Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества чрезвычайно разнообразна: от театрального гротеска до метафизических образов.

Одна из наиболее известных работ Шемякина – скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых», расположенная на Болотной площади в Москве. Композиция задумана автором как аллегория борьбы со злом и самыми страшными человеческими пороками: «Композиция задумывалась и осуществлялась мною как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».

Беззащитно и слепо дитя в мире жестокости и насилия – центральная композиция, в которой изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами, под ногами у них – упавшая книжка со сказками. Детей полукругом обступают фигуры, символизирующие пороки взрослых. Первая фигура – Лженаука: Инквизитор с марионетками и скрижалями в руках. На скрижалях написано: «Чернобыль – мирный атом, Хиросима – военный атом». За лженаукой следует Невежество с ослиной головой и громкой шутовской погремушкой в руках. Далее – Алкоголизм – упитанный самодовольный человек с тупым выражением лица, сидящий на бочке с вином. Воровство – свиное рыло с ползущими по плечам змеями, держащее в руках украденный мешочек с деньгами. Проституцию символизирует фигура с жабьей головой, по спине которой ползут маленькие жабы. Замыкает цепочку человеческих пороков Наркомания – ангел смерти с ампулой героина и шприцом в руках, за спиной которого крылья – косы смерти.

Далее следуют пороки общества: Пропаганда насилия держит щит с оружием, книгу «Main Kampf» и имеет хвост и ногу с копытом беса (черта). Садизм – мощное злое существо с носорожьим рогом. Позорный Столб – для тех, кто без памяти, – сооружение, напоминающее и русские кандалы, и французскую гильотину. Эксплуатация детского труда – хитрое птицеподобное существо с клювом ворона. Нищета – попрошайка, которая ничего не желает делать. Последний символ в цепочке пороков общества – это Война – рыцарь в непробиваемых латах. Во главе всех пороков, в центре композиции – гробоподобное Равнодушие… «Не будьте равнодушны, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России», – призывает Шемякин.

Эта скульптурная композиция была создана по инициативе и заказу тогдашнего мэра Москвы Ю. М. Лужкова. Открытие состоялось 2 сентября 2001 года. В прессе упоминалось о том, что Лужков проявлял большой интерес к ходу работы Шемякина над памятником и даже лично, внезапно вскочив из-за стола во время встречи с ним, продемонстрировал скульптору своё видение позы одной из фигур ("Садизм"). Мэр встал в соответствующую позу, которая в результате осталась в металле. Увидев эскиз, Лужков заявил, что фигуре не хватает экспрессии, и, выбежав из-за письменного стола, изобразил, как выразился Шемякин, "экспрессию носорога". Художник посмотрел на макет и понял, что это была аллегорическая фигура "Садизм".

Работа скульптора подверглась критике со стороны религиозных людей за акцентированное изображение пороков. Так, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, доктор педагогических наук В. В. Абраменкова обращает внимание на то, что по сути скульптуры являют собой памятник не детям, а порокам, и считает его вредным (с религиозной точки зрения) для детской психики.

Еще одна известная работа Шемякина – «Памятник Петру I» на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Был установлен в мае 1991 года.

Казалось бы, что необычного может быть в памятнике императору – основателю Петербурга. В самом городе и в Ленинградской области установлено более десятка скульптурных изображений Петра I. Однако памятник, созданный Михаилом Шемякиным, поражает зрителя, поскольку ломает стереотипные представления об облике Петра (хотя при изготовлении скульптуры использовалась прижизненная восковая маска Петра, выполненная Б. К. Растрелли). Скульптор изобразил императора уродливым, с маленькой лысой головой, чрезвычайно непропорциональной крупному телу с длинными тонкими ногами. Приятие и понимание этого памятника приходит далеко не сразу, поскольку работа Шемякина предполагает не созерцание и любование, она призывает к размышлениям о трагической судьбе России трех последних столетий.

Работу над этим памятником Шемякин начал еще в начале 1980-х годов в США. Там же она была отлита фирмой “Талликс” и подарена Петербургу. Установка монумента на территории Петропавловской крепости была инициирована губернатором города А. А. Собчаком. Многие эксперты, в числе которых известный петербургский архитектор А. А. Пекарский, выступали за установку памятника в Летнем саду. Тем не менее, открытие “шокирующей” скульптуры Петра Великого произошло 6 июня 1991 года у Комендантского дома Петропавловской крепости.

Шемякинское творение сразу же было подвергнуто общественностью резкой критике. Первые дни после открытия даже пришлось выставить охрану у памятника во избежание вандализма. Со временем к новому образу императора привыкли, и он стал достопримечательностью Петербурга. Высокую оценку памятнику Петру I в Петропавловской крепости дали такие известные личности, как Дмитрий Лихачев, выдающиеся скульпторы Михаил Аникушин и Эрнст Неизвестный, профессор археологии Глеб Лебедев и многие другие. Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке».

В заключение следует отметить, что, несмотря на обилие критики и скептицизма, работы Михаила Шемякина уже заняли почетное место в культурном наследии России, и интерес к его творчеству неуклонно возрастает.

Литература:

  1. Cкульптурная композиция Дети — жертвы пороков взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vidania.ru/statyi/pamyatnik_deti_zertvy_porokov_vzroslyh.html

  2. Путешествие в Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vidania.ru/sankt_peterburg.html

  3. Шемякин, Михаил Михайлович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E5%EC%FF%EA%E8%ED,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2%E8%F7

 

 

 

Просмотров работы: 1156