Городской пейзаж… Казалось бы, что может быть скучнее? Но Евгений Лушпин так вовсе не считает! Он специализируется именно на изображении городов, домов, дорог, тротуаров, — всего сотворённого человеком в его стремлении окружить себя так называемым цивилизованным уютом, причём преимущественно в осенне-зимнее время. Техника Евгения колеблется на тонкой грани реализма и гиперреализма: от сказочно-воздушных до почти документальных, неотличимых от фотографических, образов мира.
Лушпин – талантливейший мастер пейзажа, в котором он достигает совершенства, выявляя пластическое богатство предметного мира и создавая неповторимое настроение. Он творит мир реальный и мир сновидений одновременно. При всей своей правдивости и документальной достоверности его городские пейзажи могут оказаться и сюрреалистическими картинками из снов. Воплощая в своих работах облик современных городов, будь то Москва, Амстердам или Брюгге, Евгений Лушпин вносит фантастические, иррациональные черты в мир привычных, знакомых улиц и дворов. Персонажи картин Лушпина тонут в сиреневых сумерках дождливого вечера, но ярко-красное пятнышко автомобиля, поэтическая игра света городских окон, подчеркивают окружающую дождливо-туманную мглу города.
Сам Евгений Лушпин пишет о своем творчестве следующее: «Для творчества самое главное – абсолютная свобода. Но при этом художник обязательно отражает и свое время. На стыке свободы и отображения современности появляется настоящее произведение».
С юношеских лет он запомнил, что живопись называли профессией, а самих художников – профессионалами. В течение нескольких лет тяжкая болезнь руки почти лишила его возможности писать. Тогда он понял, что найти замену этой деятельности очень трудно, почти невозможно. Постепенно, в течение двух лет, болезнь плавно отступила, и Евгений снова вернулся к работе. Тогда он понял, что художник не совсем профессия, это – судьба.
Евгений Лушпин – Лауреат конкурса «Золотая кисть», постоянный участник международных арт-ярмарок в России, США, Норвегии, член Творческого союза художников России.Его работы находятся в собрании Государственного Исторического Музея, в Банке РПП, а также в частных собраниях в России и за рубежом.
Кристина Трухан, искусствовед Государственного Исторического Музея о современном искусстве и о творчестве Евгения Лушпина пишет следующее: «С чем «едят» современную живопись? А ни с чем. К сожалению, нередко она совершенно «несъедобна». Якобы апеллируя к уму, она частенько оставляет нас абсолютно равнодушными или в недоумении. И это понятно. Двадцатый век расширил границы возможного в искусстве: от художника стало требоваться куда меньше, а разрешено – больше». Вместе с тем, она отмечает, что свобода творчества привела в целом ряде случаев к его прекращению, к лукавой и механистичной подмене, а также утрате связи со зрителем. На смену важности диалога с публикой пришел приоритет самовыражения (что, однако, само по себе и неплохо). Вот только язык искусства стал порою абсолютно индивидуальным. И, кроме его создателя, им никто не владеет. Итог такой установки – разобщенность и одиночество как творцов, так и публики.
И все же оплакивать живопись рано, если вообще стоит, ведь о ее несовершенстве печалились во все времена. Да и сообщество художников не монолитно. А потому среди самодостаточных, вызывающих или мнимо многозначительных произведений иногда вдруг оказывается нечто совершенно иное, подобно тому, как трава прорастает сквозь глухой асфальт. Это новое, как водится, – прочно позабытое «ретро».
Один из примеров тому – работы Евгения Лушпина. Его творчество не ставит зрителей в тупик (что же он хотел сказать?) и не обижает (вот, дескать, намудрил). В своих произведениях мастер не эпатирует публику, не обманывает ее надуманными эффектами. Его герои и образы приятно и благодарно узнаваемы, будь то виды Москвы, портреты или натюрморты.
Среди картин Евгения следует, в частности, отметить группу пейзажей, где обыкновенные московские улицы предстают как волшебство, феерия. В лучших традициях русского реалистического пейзажа поднадоевшую прозу городской среды мастер превращает в сказочную поэзию. В данном случае Лушпин прибегает, например, к необыкновенному сиреневому тону, который в психологии связан с мудростью и созерцанием («Синие сумерки»). В произведениях этого ряда художник явно обращается к опыту импрессионистов, ничуть им не уступая («Ул. М. Дмитровка»).
Вечер в Венеции
Другую группу его произведений также составляют городские виды, но решенные совершенно иначе, что свидетельствует о разноплановости дарования Е. Лушпина. Эти пейзажи характеризуют прозрачность, светлые тона красок, выраженное графическое начало, а, главное, – удивительная чистота и душевная ясность. Кроме того, реальность в них вовсе не искажена («Пейзаж с трамваем»), а лишь несколько лирически окрашена, напоминая, к примеру, некоторые картины И. Левитана.
Пейзаж с трамваем
В портретах Евгения Лушпина вновь на первый план выходят сами модели, их душевный склад, который художник пытается осмыслить уважительно и любовно, выступая как преемник принципов психологического портрета в мировом изобразительном искусстве («Мужской профиль»). Что же касается натюрмортов, то здесь Евгений как раз ближе к современной живописи, поскольку речь идет о выраженном декоративном начале («Лабиринт», «Игра»), хотя одной безусловной красотой здесь, очевидно, всё не исчерпывается.
Фантазия
И, наконец, особого внимания в этом круге полотен живописца заслуживают, например, такие работы, как «Натюрморт с металлическим шаром» или «Натюрморт с дьюаром». При кажущемся аскетизме тематики мертвый по определению, бессловесный мир в них оживает, обретая дыхание, чувство, мысль, язык. И не только с помощью ювелирно точной передачи фактуры предметов, но и благодаря ненавязчивому присутствию художника и его «кухни», одухотворяющих и режиссирующих эти концептуальные мини-спектакли в духе знаменитой «Четы Арнольфини» Яна ван Эйка.
Таким образом, в творчестве Евгения Лушпина мы сталкиваемся с попыткой (и крайне удачной) восстановить связь времен, обретаем культурную память, от которой совершенно напрасно ныне отрекаются многие другие. С произведениями Лушпина мы вновь возвращаемся к общению, где художник и публика говорят на одном языке и тем взаимно обогащают друг друга. Скажете: «Как это всё обыкновенно». Да, обыкновенное… чудо, с коим хочется быть рядом. И поэтому отнюдь не случайно, что, к примеру, одна из его работ – вечерний пейзаж «Первая звезда» – находится ныне в собрании одного из ведущих музеев мира (Государственном историческом) и в скором времени по праву займет достойное место в готовящейся экспозиции двадцатого века.
Литература:
Евгений Лушпин. Городской пейзаж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iara-z.narod.ru/index/0-60
Евгений Лушпин. Современные художники России. Спор о живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://usenkomaxim.ru/2012/12/02/evgeniy-lushpin-sovremennyie-hudozhniki-rossii-spor-o-zhivopisi/
Евгений Лушпин: городская феерия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dna.uz/art/evgeny-lushpin-gorodskaya-feeriya
Лушпин Евгений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.longeronart.ru/posters/agapov
Художник Евгений Лушпин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smashmag.ru/xudozhnik-evgenij-lushpin/