АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматривается проблемы визуальной экологии городской среды и её воздействие на здоровье и психологическое состояние человека. На основе проведённого анализа делается вывод о том, что человечеству необходимо восстановить природный баланс, разработать экологические принципы построения материальных объектов, которые бы отвечали бы "нормам зрения" – комфортного визуального восприятия среды, окружающей человека.

Ключевые слова: экология, городская среда, визуальное восприятие, комфорт, здоровье, гармония.

The article deals with the problem of visual ecology of the urban environment and its impact on the health and psychological state. Based on the analysis concludes that humanity needs to restore the natural balance, environmental design principles of material objects, which would meet the "standards of" - a comfortable visual perception of the human environment.

Keywords: environment, urban environment, visual perception, comfort, health, harmony.

В наши дни глобальные проблемы экологии развиваются и приобретают все большую глубину, задействуя в том числе сферы психологии восприятия и дизайна. Для многих стран сегодня проблема экологии человека приобрела экономическую и социальную значимость. В настоящее время она является областью особого внимания ученых, общественности и парламентариев. Такие экологические проблемы как плохой воздух, загрязненная вода, повышенный шум и радиация, а также не менее важный экологический фактор – постоянная видимая среда и ее состояние. Данные науки свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды называют визуальной экологией. Это приоритетное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников.

Проблема визуальной экологии стала особенно актуальной за последние 50 лет в связи с всеобщей урбанизацией, отторгшей человека от естественной визуальной среды. Такому отторжению в значительной мере способствовало применение новых материалов в градостроительной практике. В итоге во многих городах резко изменена визуальная среда: господствует темно-серый цвет, преобладают прямые линии и углы, городские строения в основном статичны и имеют огромное количество больших плоскостей. Особую неприятность доставляют человеку "гомогенные" и "агрессивные" поля. В первом случае это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, переходы и асфальтовое покрытие, а во втором — преобладание одинаковых элементов, к примеру, ряды окон на плоских стенах высоких домов.

Эта проблема ярко отразилась на психологическом здоровье людей в так называемом "синдроме большого города". Согласно данным последних медицинских исследований, более 80 процентов жителей больших мегаполисов страдают так называемым «синдромом большого города», также известным как «синдром хронической усталости». Его симптомы, к сожалению, известны многим из нас: прежде всего, это напряженность, повышенный уровень агрессии, раздражительности, а также постоянное ощущение тревоги. Среди научных объяснений возникновения этого синдрома можно встретить предположение о резкой смене распорядка жизни человека. Так, в течение многих веков существование людей было неразрывно связано с биоритмами природы – люди просыпались с первыми лучами солнца, и ложились спать на закате дня. Однако после того, как было изобретено электричество, изменился и сам световой день, и его распорядок. В качестве другой причины медики называли высокую концентрацию определенного количества горожан на одной, достаточно небольшой площади. Помимо этого люди подвержены постоянным информационным перегрузкам: обилие рекламы, знаков и просто мельтешащих вещей, привлекающих внимание; постоянное повторение одинаковых геометрических элементов (в основном квадратно-прямоугольной формы, не встречающейся в живой природе в чистом виде) начинает очень быстро угнетать психику, шумовая загрязненность - тишина – это время где-то с 2 часов ночи и до рассвета [1].

Визуальная среда для городских жителей стала иной и в силу характера их труда. Люди работают в помещении, то есть в замкнутом пространстве: в цехах заводов и фабрик, в школах, институтах. В их интерьерах много новых материалов, отличных от природных: полированные стенки, пластик, линолеум, кафель, пленки, стекло, гофрированный алюминий, сетки, решетки, конструкции и т. п. Те же самые материалы формируют визуальную среду и в частных квартирах.

Актуальность проблемы визуальной экологии еще и в том, что наука до сих пор не разработала нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города.

По данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Среди других факторов противоестественная видимая среда, окружающая нас со всех сторон, усиливает все негативные последствия.

Проблемой визуальной экологии города в рамках видеоэкологии занимался В.А.Филин. Теоретической основой видеоэкологии является концепция об "автоматии саккад", ведение понятий агрессивных и гомогенных полей и влияние их на психику человека.

Проблему восприятия своего окружения затрагивал Кевин Линч в книгах "Образ города", где он поднимает вопрос гармоничного окружения городского жителя, его целостного окружения.

В ходе их исследований было сделано много открытий для формирования гармоничного облика города в целом, а также отдельных его элементов. Человек воспринимает как наиболее комфортную среду – природную, отличающуюся максимальным разнообразием реперных точек для фиксации взора. Разнообразие, соразмерность и ритм природного формообразования обеспечивают необходимый материал для благоприятных визуальных ощущений. Непрерывно стараясь выделить наиболее характерное, беспрестанно сопоставляя и сравнивая, "автоматия саккад" и является тем тончайшим природным инструментом, который воспринимает природную гармонию. Наслаждаясь гармонией, глаз определяет для себя оптимальный режим пульсации, благодаря которому организм обретает способность к собственному ритмогенезу. Человек начинает испытывать ощущение визуального, эмоционального и эстетического удовлетворения [2]. Из этого можно сделать вывод: человеку комфортно жить в гармонии с природой. А гармоничная архитектура – это хорошо воспринимаемая и положительно влияющая на человека архитектура, находящаяся в гармонии с природой и основанная на знании и учете законов природы. В качестве примера можно привести постройки великого американского архитектора Ф.Л.Райта – основателя органичного направления в архитектуре, а также в начале 20 века гуманистические принципы гармоничной архитектуры нашли свое отражение в творчестве испанского архитектора-новатора Антонио Гауди, построившего ряд подчеркнуто экспрессивных зданий, используя бетон главным образом для создания нетрадиционно-пластических форм, для имитации форм природы, подражая скалам, раковинам, деревьям [3].

К созданию противоестественной визуальной среды привели следующие причины: революционные подходы в решении градостроительных вопросов, ошибочные эстетические позиции специалистов, взгляды которых базировались на индустриальных методах и борьбе с излишествами, быстрый рост городов, когда практически не хватало творческого потенциала архитекторов, быстрый рост строительной индустрии с ее автоматизированными линиями по производству одинаковых строительных материалов, отторжение человека от естественной природы и, наконец, отставание науки в развитии визуальной среды.

Проблема визуальной экологии города очень широка и начинать решать её необходимо на стыке многих факторов: экологических, психологических, экономических, социальных. К решению должны быть привлечены специалисты различных областей: архитекторы, дизайнеры, ландшафтные архитекторы, психологи, врачи, социологи, экономисты.

В первую очередь, должны быть сохранены те природные и архитектурные объекты, которые находятся в черте города и отвечают требованиям экологичности визуальной среды, приняты меры по их восстановлению, если это необходимо (парки, скверы, водоёмы, исторически ценные архитектурные сооружения). Визуальная среда практически каждого города, а особенно спальных районов, нуждается в насыщении декоративными элементами, приятных глазу и успокаивающе действуя на психику человека. Разнообразие цветовой гаммы города, создание замкнутых визуальных пространств, создание гармоничных связей архитектурных форм с ландшафтом, ну а в последствии создание гармоничных архитектурных сооружений.

Все эти условия помогут преобразовать внешний облик города и как следствие поспособствуют психологическому здоровью граждан.

Визуальная экология представляет собой новую область экологических знаний. Это – наука, исследующая и объясняющая природу механизмов зрения с позиций новейшей психофизиологической науки и дающая теоретические основы для разработки экологических принципов построения материальных объектов, которые бы отвечали бы "нормам зрения" – комфортного визуального восприятия среды, окружающей человека. Проектная культура не может обойтись без визуальной экологии, фактически составляющей физиолого-эргономическое обоснование эстетики. Поэтому изучение принципов визуальной экологии необходимо любому дизайнеру, архитектору, художнику-монументалисту для успешного решения вопросов гармонизации предметно-пространственной среды[4].

Литература

1. С. Малевич Электронный журнал "Будь здорова". Статья: Синдром большого города.

2. В.А.Филин Московский центр "Видеоэкология". Статья: Визуальная среда города: проблемы экологии, образования, экологической культуры,науки о земле.

3. А.М.Саурбаева Евразийский Национальный Университет им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан. Статья: Визуальная экология как фактор развития "гармоничной" архитектуры.

4. Григорьев Э.П. Вестник МГОУ. Лингвистика. Статья: Визуальная экология:

взгляд на структурное формообразование в соединении позиций "глубокой экологии" и

эстетики.

©Власова Т.Б., Балашова Е.С., 2013

Просмотров работы: 6119