NET ART - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

NET ART

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стремительное развитие компьютерных технологий в современном мире закономерным образом накладывает отпечаток на процесс художественного творчества и на само понимание сущности искусства. Новым пространством для деятельности художников все чаще становится сеть Интернет, в рамках которой зародилось новое художественное направление под названием Net Art. Наиболее характерные черты этого направления – интерактивное взаимодействие с аудиторией и невозможность существования вне самой сети.

Термин «Net Art» произошел от английских слов «net» – сеть и «art» – искусство. Смыслом такого сетевого искусства является синтез визуальных образов, анимированной картинки, текста, графики, совместной работы различных приложений и программ. Формирование «Net Art» приходится на период 80 – 90-х годов XX века и проходит несколько этапов развития. Первый этап характеризуется стремлением создать картинку из различных символов и буквенных обозначений, составляющих основу клавиатуры компьютера (Html – код). Вторым является период освоения сети Интернет художниками андеграунда. В переводе с английского «underground» обозначает подполье: это совокупность различных направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противостоящая массовой культуре и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные и независимые виды искусства, часто несоответствующие нормам общественного порядка. Случилось так, что со временем некоторые из них стали общепризнанными и впоследствии составили основу искусства Net Art.

Следующий этап эволюции нового искусства состоял в освоении возможностей виртуальной реальности, внутри которой можно создавать нечто совершенно новое, поскольку возможности сети Интернет намного шире возможностей окружающего нас реального мира. Ярким примером могут служить компьютерные игры, которые также представляют собой один из аспектов Net Art. В дальнейшем появляется первая сетевая литература, основанная на принципах гипертекста, а особые визуальные зоны интернет – искусства активно вовлекают в их организацию веб – пользователей. Ведь динамическое развитие каждого интернет – произведения проявляется в быстром росте современных технологий и медиа – возможностей, что позволяет продемонстрировать необычный подход к интерпретации окружающего нас мира. В рамках этого современного вида искусства художественные приемы и средства выразительности, содержание и форма определяются информационно – коммуникативными технологиями, то есть с помощью ставших привычными предметов современного обихода, таких, как видео, компьютер, интернет и т.д.

Одним из главных критериев Net Art является соавторство в творческом процессе каждого пользователя Сети. Сам художник создает основную идею, контекст и средства для воплощения этой идеи, при помощи которых пользователь может проявить свою фантазию и творческий потенциал. Как материальный объект интернет – произведение не существует, то есть оно представлено в форме непрекращающегося художественного общения между автором и пользователями интерактивного пространства. Вот что пишет о Net Art Ольга Шишко: «Главное не путать „net-art“ и „art on the net“. Искусство в сети это лишь документация, которая не создана специально для сети. Напротив, net – art функционирует только в сети и часто имеет дело со структурированным контекстом. Любая фундаментальная идея может оказаться сомнительной без специфического медиа – перевода и без участия других людей. Блуждая по художественным сайтам, мы часто не видим конечного изображения, но ощущаем вмешательство в одно и то же время различных уровней коммуникации (текста, звука, движущихся картинок, видео). Сетевые проекты часто ведут себя как хамелеоны — молниеносно реагируют и меняются подчас до неузнаваемости».

Как и любое направление в искусстве Net Art подразделяется на жанры, основными из которых являются следующие: художественные сайты и сетевые конструкции, почтовые проекты, художественный интернетсофт, сетевые перфомансы и т. д. В рамках этих жанров существует большое количество разнообразных конкретных форм, например, браузер-арт, форм-арт, спам-арт и т.д. Однако не следует применять термин «Net Art» по отношению к произведениям искусства других жанров, представленным в Интернете. Например, официальный сайт музея, виртуальные экскурсии по экспозиции, личный сайт с портфолио художника к Net Art не относятся. Эти ресурсы содержат лишь ссылки на конкретные произведения, для которых Интернет не является средством реализации представленных интерпретаций.

Первые художественные сайты, появившиеся в России, относятся к началу 1996 года. К этому моменту творчество таких сетевых художников, как О. Лялина, А. Шульгин, Т. Деткина, В. Могилевский развивалось во взаимосвязи с медиа – искусством. Первым художественным манифестом Net Art на русском языке был манифест О. Лялиной и А. Шульгина, опубликованный в газете «Коммерсантъ». В нем впервые было дано определение сетевому искусству: «Его основа – не репрезентация, а коммуникация, не дробимая единица – электронное послание, а свобода и горизонтальная система коммуникации». Первый русский фестиваль Net Art прошел под названием «Да-Да-Net-1»; в нем участвовало 87 проектов, прошедших первоначальный конкурсный отбор.

В результате были четко обозначены черты русского сетевого искусства. Определяющими среди них явились следующие. Во-первых, это «титанизм»: термин вызывает аналогию с титанами эпохи Возрождения, когда один художник мог быть и писателем, и поэтом, и инженером. Во-вторых, – «жанровый анархизм» проектов, то есть синтез литературы, музыки, изобразительного искусства. В-третьих, – литературная ориентация проектов: российские художники в сетевых проектах используют большое количество текстов. Примерами Net Art могут служить сайты, построенные на таких идеях, как, например, рисование. Так, сайт sketch.odopod.com предлагает создавать собственные эскизы с помощью «цветного мела». Красочный дизайн и легкость рисования могут заинтересовать каждого. На сайте есть виртуальная выставка уже готовых работ. Интересной функцией является просматривание самого пути создания произведения в ускоренном режиме.

Представителями Net Art также по праву могут называться голландские художники Jodi (Joan & Dirk), на нынешнем варианте сайта которых разыгрывается пародия на политику различных корпораций. Еще одним интересным web – сайтом является www.zefrank.com. Здесь можно рисовать голосом, используя микрофон компьютера. В зависимости от динамической звуковой градации линии на виртуальном холсте будут менять форму или направление. А «мелодии» из световых потоков можно создавать на сайте playauditorium.com, где существует возможность направлять лучи под определенным углом.

Одним из новейших произведений Net Art является проект медиахудожника Дэвида Крафтсоу YouTube Free Jazz. На этом ресурсе можно писать джазовую музыку с разных роликов YouTube. Чтобы создать свою музыкальную композицию, нужно зайти на адрес www.dontsave.com и написать в поле собственные ключевые слова. Программа выберет видеоролики и создаст из звуковых дорожек новый джазовый трек. Другими примерами могут служить большое количество именно художественных сайтов, но, как правило, такие сайты не имеют широкой рекламы, и не каждый пользователь может догадаться об их существовании. Наконец, некоторые арт-проекты имеют целью привести каждого пользователя сети Интернет к определенной эмоции через показ некоей важной мысли в креативной форме.

О нарастающем авторитете Net Ar свидетельствует тот факт, что музей американского искусства Whitney создал виртуальный музей медиапроектов (среди которых представлены проекты Net Art) на сайте artport.whitney.org, где можно найти работы американских медиахудожников. Произведения русских медиахудожников можно найти в электронном журнале Владимира Могилевского, например, Сэнди Ревизорова, Руслана Рубанского, Миши Адианова и многих других.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что специфическая особенность искусства виртуальной реальности заключается в его интерактивности, позволяющей воспроизвести мысленный образ через реальное действие. Превращение интерактивного пользователя из наблюдателя в соавтора формирует новый тип эстетического мышления. Рост популярности Net Art свидетельствует о жизнеспособности нового направления в искусстве, зародившегося в необычных условиях – в сети Интернет.

Литература:

  1. Ализар А. Феномены Интернета: сетевое искусство // Вебпланета. 2004;

  2. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М., 2008;

  3. Могилевская Т. Сетевое искусство – динамика в России// Художественный журнал N 34, 2001; Психология общения.

  4. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.;

  5. Ольга Шишко Da-da-net // Интернет-Zhurnal.Ru. – № 1, 1998.

 

Просмотров работы: 1435