РАЗВИТИЕ РЫНКА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ РЫНКА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Разрешение структурных слабостей российской инновационной системы столкнулось с осложнением участия государства в условиях мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., с сокращением расходов частного бизнеса на инновации.

Развитие инновационной экономики для России крайне актуально, т.к. Россия в развитии собственной экономики отстала от ведущих стран на 1-2 уклада (5-6 - в развитых странах и 3-4 - в России). В частности, в экономиках развитых стран доминируют биотехнологии, нанотехнологии, информация и т.д., в то время как отечественная экономика находится все еще на индустриальной стадии. Если положение сохранится, то разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать, и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой структуре распределения труда. Вместе с тем Россия позиционирует себя как равный член группы развитых стран, и чтобы обеспечить такие позиции, развитие рынка инноваций просто необходимо.

В настоящее время Россия является сырьевым придатком мировой экономики, что бесперспективно в контексте сокращения природных богатств. Сырьевая зависимость чревата экономической зависимостью России от других стран мира. Другим негативным следствием инновационного отставания России является падение конкурентоспособности российской экономики. Если в 2001 г. Россия находилась на 58-м месте в мировом рейтинге конкурентоспособности, то в 2003 г. - на 61-м, а в 2003 г. - на 79-м месте1.

Более того, планируемый Россией выход на новые мировые рынки может обеспечить именно инновационный рост, т.к. инновации предполагают создание новых товаров, а значит, и создание новых рынков. При этом создавать рынки и занимать на них лидирующие позиции легче, нежели пытаться закрепиться на уже существующих рынках с жесткой конкуренцией.

В работе поставлена цель изучения процессов формирования и развития экономических отношений в сфере рынка инновационно-инвестиционных ресурсов. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

  • раскрыть роль экономических ресурсов в развитии экономики;

  • определить теоретические основы сущности и функций рынка инноваций;

  • раскрыть инновационный тип развития экономики, а так же перейти к национальной инновационно-инвестиционной системе;

  • рассмотреть, за счет каких источников осуществляется инновационное инвестирование;

  • проанализировать роль государства в инновационно-инвестиционном процессе;

  • показать роль различных методов (инструментов) государственного регулирования инвестиций в инновации.

Экономические ресурсы. Экономические ресурсы — фундаментальное понятие экономической теории, означающее, в общем, источники, средства обеспечения производства, совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности.

Проще говоря, под ресурсами понимается все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг2, или, более конкретно, это природные, людские и произведенные человеком блага, используемые для производства товаров и услуг. Ресурс отличается от товара или услуги тем, что является источником возникновения этого самого конечного товара, который доходит до потребителя.

В экономической литературе нет единой классификации экономических ресурсов, но, проанализировав и обобщив множество подходов, можно выделить следующие:

  • Глобальную3, согласно которой ресурсы делятся на:

  • материальные (земля, капитал);

  • людские (предпринимательская способность и труд).

Некоторые ученые включают в набор экономических ресурсов так же научно-технический прогресс и информацию.

  • Функциональную4, ресурсы в которой получают большую детализацию: природные, трудовые, материальные, информационные, финансовые и др.;

  • Видовую5:

  • по происхождению: природные (полезные ископаемые, леса, земля) и людские ресурсы;

  • по длительности использования – капитальные (здания) и переменные (материалы, сырье и т.д.);

  • по соотношению: взаимозаменяемые и дополняемые;

  • по исчерпаемости: возобновляемые и невозобновляемые (земельные угодья, воздух, полезные ископаемые).

  • Инновационную6, согласно которой в ресурсный потенциал инновационного развития реального сектора экономики включают производственный, технологический, управленческий, финансовый, инвестиционный и институциональный потенциалы.

В жизни мы часто сталкиваемся с тем обстоятельством, что экономические ресурсы ограничены. Необходимо отметить и то обстоятельство, что экономические потребности безграничны. Они являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру и включают в себя потребности человека в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении. В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности. Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага. К платежеспособным потребностям относятся лишь те из потенциальных, которые обеспечены реальными денежными средствами и трансформируются в покупательский спрос. С течением времени потребности обнаруживают тенденцию к росту. Что бы создавать необходимые для удовлетворения потребностей блага, в производство необходимо непрерывно вовлекать те самые экономические ресурсы.

Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточном количестве по отношению к растущим потребностям людей. С развитием экономики существенно увеличивается производственный потенциал общества. Несмотря на это, проблема ограниченности ресурсов не снимается, поскольку она связана не с абсолютной величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и всеми имеющимися потребностями.

Вследствие этого, возникает проблема выбора. С данной проблемой сталкиваются все без исключения, так как она имеет всеобщий характер.

Конкретизацией проблемы выбора являются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом:

  • ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?

  • КАК ПРОИЗВОДИТЬ?

  • ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?

Вопрос «что производить?» никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить следующим образом: «Мы будем производить в необходимых количествах те блага, в которых есть потребность». Каждый раз общество, наталкиваясь на ограниченные ресурсы, вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться. Проиллюстрировать ответ на вопрос «что производить?» можно при помо­щи кривой производственных возможностей (рис. 1.1)7, которая выра­жает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Проиллюстрировать ответ на вопрос «что производить?» можно при помо­щи кривой производственных возможностей (рис. 1.1)8, которая выра­жает максимальный возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Модель предполагает, что данное государство производит два товара или два типа товаров, например инвестиционные и потребитель­ские. Если общество направит весь свой потенциал на производство потребительских товаров, то их можно произвести весьма значитель­ное количество (точка Х на рисунке).

Если страна будет создавать толь­ко инвестиционные товары, то будет выпущено их максимальное коли­чество (У) при полном прекращении выпуска потребительских продуктов.

Возможны и компромиссные варианты одновременного произ­водства и инвестиционных, и потребительских товаров, например, в объ­емах, показанных в точке А. Все множество точек кривой производ­ственных возможностей показывает совокупность достижимых целей производства, т.е. все потенциальные варианты большего или меньше­го переключения ресурсов с производства инвестиционных товаров на потребительские, и наоборот. В действительности же реализуется лишь один вариант (одна точка кривой), соответствующий фактиче­скому выбору общества.

Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара вынуждена была бы сокращать производство другого. Но реальная экономика страны не всегда до предела использует свой экономический потенциал, а чаще недоиспользует его (на рисунке это показано с помощью точки М, лежащей внутри кривой производствен­ных возможностей). Одновременное увеличение выпуска всех товаров, а значит, и преодоление ограничений, возможно лишь при экономическом росте, т.е. если увеличивается эко­номический потенциал страны. На рисунке 1.1 это показано смещением кривой производственных возможностей вверх и вправо.

Решение вопроса «как производить?» связано с выбором опреде­ленной технологии и необходимых ресурсов. Ведь один и тот же резуль­тат может быть достигнут при помощи разных средств. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте (рис. 1.2)9. Она показывает альтернативные способы получения одного и того же количества продукта при помощи использования разных ком­бинаций ресурсов (факторов производства). Например, ручной труд может быть заменен использованием техники.

На рисунке 1.2 видно, что при перемещении по изокванте из точки А в точку В падает потребность в одном и растет необходимость в другом ресурсе.

В зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий про­изводители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельно­сти. Стоит эта проблема и перед всей экономикой в целом — от ее реше­ния во многом зависит эффективность народного хозяйства.

Ответ на вопрос «как производить?» не сводится только к техно­логическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающи­ми в экономике могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т.д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса экономики «для кого производить?» связано с распределением созданного националь­ного продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться: 1) уравнительно; 2) на основе принципа «по труду»; 3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов (факто­ров производства), например, пропорционально вложенному в дело тру­ду и капиталу. Распределение национального продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная ста­бильность.

Современное общество, начиная с XX века, потребляет весьма высокий уровень экономических ресурсов и благ, в особенности, газ, нефть, электроэнергию, причем не всегда рационально используя сырьевые ресурсы с полной отдачей и эффективностью в производство. Для того чтобы минимизировать издержки и повысить эффективность предприятий, домашних хозяйств и экономики страны в целом, следует переходить на новый инновационный этап развития.

Сущность, цикличность и функции рынка инноваций. Что бы дать характеристику научно-техническому нововведению, или, иначе говоря, инновации, обратимся к разным экономистам и авторам данного понятия.

А.А. Трифилова и И.А. Коршунов под инновацией понимают процесс введения новых методов в организацию и осуществление хозяйственной деятельности10. Б. Санто считает, что инновация есть создание и реализация конкурентоспособного технологического преимущества11.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта12.

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности13.

По определению Лундвалла и Нельсона - «инновации представляют собой комплексный процесс, объединяющий различных участников, таких как фирмы, производителей новых знаний, технологические центры, аналитические центры, которые соединены множеством взаимосвязей, создающих таким образом инновационную систему»14.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Разрыв инновационного цикла происходит в том случае, если прекращается инвестирование хотя бы одного из звеньев цикла15. По мере развития деятельность, представляющая инновационные процессы, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям. Инновационный процесс воспроизводим, поскольку он базируется на жизненном цикле изделия (ЖЦИ), включающем последовательность одних и тех же повторяемых стадий: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), производство, реализацию, потребление. Стадии ЖЦИ могут иметь последовательный (дискретный) и параллельный характер (непрерывный)16. Поэтому сделан вывод об экономической целесообразности интеграции инвестиций и инноваций в форме инновационно-инвестиционного цикла.

Сущность инновационной деятельности раскрывается в ее функциях, которые состоят в следующем:

  • они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;

  • повышают уровень жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;

  • помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

  • являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.

Постоянное и непрерывное создание и реализация инноваций (наукоемких нововведений), развитие инновационной деятельности – главного фактора преуспевания в конкурентной борьбе и ускоренного социально-экономического развития страны – являются основной функцией инновационной экономики.

В основе инновационного типа развития лежат целенаправленный поиск, подготовка создания и реализации наукоемких нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, уровень удовлетворения потребностей общества и его членов, обеспечить улучшение жизнедеятельности общества, включая высокую степень социальной защищенности личности. Инновационный тип развития, базируясь прежде всего на постоянно наращиваемой мощи, возможностях и силе науки, техники, высоких технологий и компьютеризации, становится доминирующей линией в развитии современной цивилизации. Сохранение природной среды и подъем жизненного уровня населения, повышение общей производительности экономики, создание новых отраслей промышленного производства, сферы услуг, улучшение качества обслуживания и рост конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, сокращение торгового и товарного дефицита должны стать следствием формирования и развития инновационной экономики17.

Повышение инновационной активности – важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

В настоящее время в области инноватики существует несколько научных теорий, базирующихся на системном подходе, - концепции технологических систем, индустриальных кластеров и инновационных систем. Рассмотрим подробнее последнюю теорию. Основными разработчиками концепции национальных инновацион­ных систем стали К. Фримен (1987), Б. Лундвалл (1992), Р. Нельсон (1993).

Общими для них принципами исследования явились:

  • придание знаниям особой роли в экономическом развитии;

  • выделение инновационной конкуренции между предпринимателями как главного фактора экономической динамики;

  • непосредственное влияние институционального контекста инновационной деятельности на ее содержание и структуру.

Авторы концепции национальных инновационных систем первоочередную роль отводят процессам обучения и накопления знания, особо выделяя их институциональный аспект, т.е. организациям, принципам и формам, в которых это происходит.

Анализ проблемы производства и распространения знаний и инноваций дает основание говорить, что масштабы и динамика создания, диффузии инноваций зависят от ряда взаи­мосвязанных институциональных моментов18:

  • наличия формальных организаций как таковых (университетов, институтов, НИИ, КБ и т.д.)19 (см. схему 1);

  • соответствия их другим общественным институтам (законодательным ограничениям, традициям, ценностям);

  • взаимодействия их друг с другом как элементов коллективной системы создания и использования знаний.

Схема 1

Можно найти различные определения инновационной системы как в зарубежной, так и отечественной экономической науке20. По мнению Б. Лундвалла, инновационная система формируется из элементов и отношений, которые взаимодействуют в производстве, распространении и использовании нового и экономически полезного знания, а национальная инновационная система включает элементы отношения, расположенные внутри границ национального государства21. Н. Иванова считает, что национальная инновационная система представляет собой комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы, имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности22. В современной теории национальная и инновационная система (НИС) определяется как "такая совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносит свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая - это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии"23.

Нам представляется, что в приведенных определениях пропущена важнейшая подсистема, а именно инвестиционная, как составляющая часть структуры общественного воспроизводства в целом и инновационной системы, в частности.

Дело в том, что эффективность превращения инновационных ресурсов из запаса в поток зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самостоятельных экономических агентов (научных организаций, вузов, фирм и др.) в отдельности, но и от того, как они взаимодействуют с рыночными институциональными инвесторами (банками, пенсионными фондами, инвестиционными и страховыми компаниями и др.) в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (такими как ценности, нормы, право) (см. рис. 1.4)24.

Как видно из рисунка, движение инновационного блага происходит экономическом пространстве, все поле которого занимают экономические отношения между субъектами-участниками движения, осуществляющими свою деятельность в рамках соответствующих институтов. Институты формируют организационно-правовую основу деятельности любой предпринимательской структуры. Каждая такая структура основывается как на общих институтах - правах собственности, бюджете, так и на специфических институтах - традициях, опыте, системе ценностей, соответствующих их экономическому статусу.

Инновационно-инвестиционная система в рамках экономической структуры общества относится к числу функциональных систем и этом смысле обладает самостоятельностью, действует как самоорганизующееся образование со своими собственными закономерностями. Поскольку эта система обслуживает реальный сектор экономики, насыщая его своими ресурсами, ускоряя или замедляя процессы его развития, постольку ее можно отнести к инфраструктуре (см. схему 1).

Инновационно-инвестиционная система обладает рядом качеств: открытостью, гибкостью, динамичностью, вариантностью, многофункциональностью, способностью к обновлению, сложностью, целостностью, иерархичностью, устойчивостью, равновесностью, информационностью. Некоторые из них являются структурными - сложность, целостность, иерархичность; другие – функциональными.

Формирование и развитие инновационно-инвестиционной системы в России. Главной проблемой поддержки и развития научно-технического потенциала остается проблема источников инвестирования НИОКР25.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности выступают:

  • бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

  • средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются инновационными предприятиями (ИП), региональными органами управлениями;

  • собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);

  • финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ);

  • кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

  • конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;

  • иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

  • средства национальных и зарубежных научных фондов;

  • частные накопления физических лиц.

В последние годы возникла тенденция уменьшения доли бюджетных ассигнований в структуре источников инновационного финансирования при одновременном увеличении нагрузки на собственные средства предприятий. Положительным направлением является также увеличение доли внешних источников инновационного инвестирования в российскую инновационную сферу. Таким образом, прямое бюджетное финансирование научно-технического потенциала теряет свое первостепенное значение в связи с организацией в стране достаточного числа крупных внебюджетных фондов и привлечением новых источников инвестиций.

Выбор предпринимателем того или иного вида финансирования зависит от нескольких факторов. К ним относятся: доступность источника капитала, плата за него, профессионализм и амбициозность предпринимателя, состав финансирования (только финансовые средства или в сочетании с сопутствующими услугами) и т.д.

Венчурный капитал имеет большое преимущество перед другими видами финансирования на начальных этапах развития компании, так как вместе с денежными средствами предпринимателю может быть предоставлена организационная, управленческая и иные виды поддержки, личные связи инвестора, информация о рынках и аналогичных товарах. С развитием компании роль человеческого капитала, предоставляемого венчурным инвестором, снижается и на смену венчурным инвестициям приходят прямые.

Венчурным бизнесом называется предпринимательская деятельность, в рамках которой капитал подвергается рискам убытков, но инвестируется в расчете на существенную прибыль.

Термином «венчурный» стали обозначать как способ и форму финансирования, так и молодую недавно образованную компанию, привлекающую венчурное финансирование для своего бизнеса из внешнего источника. Венчурный бизнес, который обеспечивает приток частных средств в малые развивающие инновации компании (в целях их продажи большим компаниям) и в обмен на высокие риски обеспечивает высокую доходность для инвесторов, доказал в развитых странах эффективность института венчурного инвестирования как одного из действенных инструментов реализации инновационной модели роста.

Для современной России одним из наиболее важных факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности, а, следовательно, экономическому росту страны, остаются финансовые факторы − недостаток и относительная недоступность средств для финансирования инновационных и (или) венчурных проектов. Также важнейшей проблемой финансирования инноваций в России является потеря связей российской промышленности с отечественной наукой. Даже в условиях инвестиционного роста с наступлением XXI века существенного притока частных средств предприятий в сферу научных исследований не наблюдается, в то время как половина платежеспособного спроса на технологии удовлетворяется за счет их импорта.

Согласно заявлению Дмитрия Медведева, «в ряде государств создание венчурных компаний стало двигателем инновационной модернизации страны и ключевым элементом новой инновационной системы»26. Говоря о роли венчурного финансирования, отметил: «Базовыми элементами этой системы являются создаваемые сегодня наукограды, особые экономические зоны, технопарки, центры трансферта технологий, так называемые бизнес-инкубаторы и иные подобные структуры, которые появляются сейчас в довольно большом количестве. А высокая скорость и непрерывность инновационного цикла должны обеспечиваться финансовыми институтами, в том числе венчурными инновационными и инвестиционными фондами»27.

Венчурные инвестиции (Рис. 5 и 6)28 показали самые высокие показатели доходности (по разным источникам, 18–20% годовых) среди основных направлений инвестирования в США за 20-летний период (1980−2001гг.), даже с учетом потерь от «интернет-пузыря», а большинство молодых компаний–лидеров научно-технического сектора мировой экономики – начинали свое «взрывное развитие» именно с привлечением венчурного капитала. В последние предкризисные годы доходность венчурных инвестиций на большинстве рынков выросла.

Влияние венчурного капитала на национальную экономику значительно и постоянно растет.

В США - на родине индустрии прямых и венчурных инвестиций - в компаниях, развивающихся за счет капитала таких инвестиций, уже в начале нового века работало до 11% от общего числа занятых в экономике. В 2009г.в компаниях, созданных за счет инвестиций венчурного капитала в объеме 856 млрд. долл., это число достигло 11,2 млн. чел., которые ежегодно производили продукцию на сумму 2,9 трлн. долл., что составило 21% от ВВП.

На Рис. 729 показано изменение доли венчурной индустрии в ВВП США, Европы и России в 2004–2008гг. с учетом и без учета прямых инвестиций и инвестиций в сделки выкупа. Рост этой доли в США и ее падение в Европе в 2008г. были связаны также с некоторым ростом ВВП в Европе и его падением в США.

Государственное регулирование инновационно-инвестиционного процесса. Участие государства в регулировании и поддержке важнейших элементов национальной инновационной системы (НИС) в силу высоких рисков и важности ожидаемого результата неизбежно должно быть большим, чем в других подсистемах экономики, как по числу регулирующих ведомств, законов и других институтов, так и, главное, по объему финансовой поддержки. При этом непосредственное государственное участие и заполнение того, что принято называть «долиной смерти» или «провалами рынка», в современных условиях выступает одним из важнейших способов снижения рисков в областях, важных для всего общества, а следовательно, способствует привлечению в них частного бизнеса и капитала.

Современное государство поддерживает переход национальной экономики к модели инновационного роста и развитие этой модели экономики, действуя в следующих направлениях:

  • Выражая интересы общества, государство ставит перед экономикой соответствующие задачи, важнейшей из которых на современном этапе развития как раз и выступает переход на инновационную модель роста.

  • Активно формирует (или воздействует на формирование) различные институты − законы, нормы, правила − и в этом смысле обеспечивает поддержку перехода на инновационную модель роста.

  • В силу того, что и наука, и инновационный процесс − зоны большого риска, государство берет на себя часть этих рисков и финансирует формирование инфраструктуры развития инноваций, а также сам инновационный процесс, в том числе:

  • стимулирует инновационную направленность роста больших компаний;

  • поддерживает малые инновационные компании путем:

  • формирования и укрепления института венчурного финансирования;

  • формирования инфраструктуры венчурного бизнеса;

  • стимулирования притока частных инвестиций в венчурный бизнес (в основном при помощи принятия на себя части рисков);

  • осуществляет финансирование фундаментальных НИОКР и содействует передаче их результатов для коммерциализации частным бизнесом.

Во многих развитых странах, но в особенности в развивающихся, для консолидации государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения устойчивого долгосрочного роста экономики на основе инноваций успешно

применяется такой инструмент, как государственные финансовые институты развития (далее – ГФИР).

Под ГФИР понимаются специализированные государственные или квазигосударственные корпорации (компании), деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны30.

Актуальность ГФИР для развивающихся стран определяется тем, что вовлечение коммерческих финансовых институтов в инвестиционный процесс сдерживается высоким уровнем рисков и (или) недостаточной капитализацией банковского сектора и дефицитом устойчивых пассивов, а также недостаточной развитостью в стране институтов коллективного инвестирования. Кроме того, даже в развитых странах некоторые типы проектов и направлений деятельности, приоритетные с точки зрения общества и государства, в принципе недостаточно привлекательны для самостоятельной работы коммерческих финансовых организаций, однако они могут стать таковыми при условии партнерства с государством. При этом в современном мире участие государства, с одной стороны, необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях развития, с другой – оно не должно подрывать долгосрочного потенциала развития частных финансовых институтов и деформировать рыночную среду их развития.

В 2010 г., в рамках исследования31, был проведен опрос руководителей 100 крупных предприятий в России. Более 50% предприятий имеют годовой оборот свыше 1 млрд. долл. в год, остальные – от 100 млн. до 1 млрд. в год. Согласно данному исследованию, шкала наиболее значимых барьеров, мешающих инновационной активности в Российской Федерации, представлена на рис.832:

Рис.8. Шкала барьеров, мешающих инновационной активности в РФ

Согласно рисунку 8, представители крупного бизнеса считают наиболее существенным барьером, замедляющим инновационную активность в стране, избыточную бюрократизированность (86%). На втором и третьем месте, соответственно, отмечены несовершенная законодательная среда, в том числе недостаточная защита прав инвесторов (77%), и недоступность финансирования для стартапов и инновационных проектов (75%).

Таким образом, исследование «Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы» наглядно демонстрирует необходимость совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность на федеральном и региональном уровне.

Деятельность, связанную со стимулированием разработки технологических инноваций, внедрением в реальном секторе отечественной экономики и инвестиционной деятельностью регулирует более 500 нормативно-правовых актов.

Государственная политика в области развития инновационной системы в долгосрочной перспективе будет реализовываться в соответствии с Концепцией долгосрочного социального экономического развития на период до 2020 года; Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года; Концепцией долгосрочного прогноза научно-технологического развития РФ на период до 2025 года; Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу; Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; Комплексной программой научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года; Основными направлениями государственной политики в области развития инновационной системы.

Нормативно-правовые акты, регулирующие инновационную и инвестиционную деятельность, можно классифицировать по принципу разделения сферы их влияния, в частности, можно выделить:

  • сферу научно-технической политики;

  • инновационную и инвестиционную инфраструктуру;

  • сферу налогового и инвестиционного регулирования;

  • авторское право.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу научно-технической политики, являются:

  • Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», регулирующие отношения между субъектами научной, научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции;

  • Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 г. N 340 "Об утверждении Правил формирования, корректировки реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации". Настоящие правила устанавливают порядок формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий Российской Федерации; и др.

С целью обеспечения реального внедрения в производство вновь создаваемых результатов научно-технической деятельности приняты нормативно-законодательные акты, определяющие инновационную и инвестиционную инфраструктуру. К ним относятся:

  • Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 281 "О Федеральном агентстве по науке и инновациям». В данном Постановлении определены функции Федерального агентства по науке и инновациям по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности, определены полномочия и порядок организации деятельности указанного агентства;

  • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" регулирует организацию деятельности инновационного центра "Сколково". Данный закон определил основные направления исследовательской деятельности центра, особенности деятельности участников проекта и, права и обязанности управляющей компании центра, на которую возложена реализация проекта.

Сферу налогового и инвестиционного регулирования определяют следующие основные нормативно-законодательные акты:

  • Указ Президента РФ от 03.02.2005 N 120, в соответствии с которым утверждены:

- Положение о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации;

- Положение о выделении грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации;

- Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, от 23.07.2010 N 184-ФЗ), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также, устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Основы авторского права регламентированы следующим документом:

  • Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 N 284 "О государственном учете результатов научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".

Сферу налогового и инвестиционного регулирования определяют следующие основные нормативно-законодательные акты:

  • Указ Президента РФ от 03.02.2005 N 120, в соответствии с которым утверждены;

  • Положение о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации;

  • Положение о выделении грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, от 23.07.2010 N 184-ФЗ), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также, устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

  • Основы авторского права регламентированы следующими документами:

  • Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 N 284 "О государственном учете результатов научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".

Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний33.

Таким образом, инновационный путь развития - это единственный путь роста. Реализация инновационного сценария развития экономики невозможна без поддержки государства в рамках комплексной политики по поддержке и стимулированию инноваций, предполагающей создание национальной инновационной системы.

Необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это — тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики должно явиться осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России в XXI веке.

Для обеспечения международной конкурентоспособности необходимо построение в России национальной инновационной системы (НИС), под которой понимается совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и реализацией научно-технических знаний.

1 Данные WEF Global Competition Report 2006.

2 См.:Добрынин А.И., Журавлёва Г.П. Общая экономическая теория. СПб., 2001. С.31.

3 См.: Экономическая теория: Учебник / В.Д. Касаев и др. М., 1998. С. 26.

4 См.: Добрынин А.И., Журавлёва Г.П. Общая экономическая теория. СПб., 2001. С.31.

5 См.: Крючкова В.А. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие. Самара, 2003. С.25.

6 См.: Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка // Экономист. 2001. №7. С.11-17.

7 См.: Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 15.

8 См.: Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М. : КНОРУС, 2005. – С. 15.

9 См.: Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М. : КНОРУС, 2005. – С. 17.

10 См.: Трифилова А.А., Коршунов И.А. Современный инновационный менеджмент // Инновации. 2003. № 2-3. С. 85.

11 См.: Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. 2004. № 2. С. 6.

12 См.: Янсен Ф. Эпоха инноваций // Пер. с англ. Серия «Менеджмент для лидера». М.: ИНФРА-М, 2002. С. 4.

13 Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

14 Lundvall B. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992; Nelson R. National Systems of Innovation: A Comparative Analysis. Oxford, 1993.

15 В России коммерциализуется порядка 20% научно-инновационных разработок, в то время как в развитых странах ЕС свыше 80%, а в США 90-95%. (См.: Инновационная экономика России: научно-инновационные и структурно-инвестиционные проблемы. Под ред. С.Н.Сильвестрова и Н.А.Новицкого. С. 121).

16 Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

17 Гамидов Г.С. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке / Г.С. Гамидов, Т.А. Исмаилов // Инновации. – 2003. – № 1.

18 См.: Матвеев К.Ю. Инновационно-инвестиционные ресурсы в модели нового качества экономического роста в России./ К.Ю. Матвеев. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2008. – С. 46-47.

19 В теории развития институциональных структур выделяются институты - нормы и институты-организации, сложившиеся на основе как собственных внутренних правил (подинститутов), так и общественных установок. Все эти институты находятся в определенной зависимости как части целой институциональной системы и соподчинены между собой, что не исключает наличия противоречий (См.: Манохина И.В. Теория развития институциональных структур реальной экономики: Дисс. на соиск.ученой степени д-ра экон. наук. Саратов, 2003. С. 12).

20  В 1987 г. для объяснения национальных различий в уровне технологического развития К. Фримен предложил понятие национальной инновационной системы (См.: Freeman С. Technology Policy and Economie Performance. Pinter Publishers. L.,1987).

21 См.: Lundvall В.National Systems of Innovation. Pinter. L., 1992.

22 См.: Иванова H. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. №7. С. 61.

23 См.: Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях "новой экономики" // Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 28.

24 Матвеев К.Ю. Инновационно-инвестиционные ресурсы в модели нового качества экономического роста в России. / К.Ю. Матвеев. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2008. – С. 48-49.

25 См.: Рахимова Г.С. Источники финансирования инновационной деятельности // Экономические и правовые проблемы в условиях становления инновационной экономики: Материалы науч.-практ. конф. – Казань, 2004. – С. 149 – 153.

26 Заседание Госсовета 18апреля 2008г., посвященное инвестициям и инновациям.

27 Там же.

28 Родионов И., Никконен А. Венчурный капитал и прямые инвестиции в инновационной экономике: Курс лекций.

http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA-Course-2011-Part-1.pdf.

29 Там же. С. 176.

30Там же. С. 176.

31 Исследование экспертов Российской экономической школы, компании PricewaterhousCoopers в России и Центра технологий и инноваций PwC в сотрудничестве с Российской венчурной компанией и Российской корпорацией нанотехнологий. 2010г.

32Родионов И., Никконен А. Венчурный капитал и прямые инвестиции в инновационной экономике: Курс лекций. http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA-Course-2011-Part-1.pdf.

33 Набиуллина К.Р., Назаров Д.В. Основные направления государственной политики в области регулирования инновационной и инвестиционной деятельности Российской Федерации. 2011. №1. С. 25.

Просмотров работы: 4803