ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она — органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем социальной сферы, как общественное питание, дошкольное образование, освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны в эпоху НТП, также являются частью социальной сферы и их развитие и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране. Такие отрасли социального комплекса, как здравоохранение, образование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, обеспечивают рабочими местами до 20% экономически активногонаселения, а в экономически развитых странах в сфере услуг занято до 70% всех работающих.

Значимость социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику. Главное ее назначение — полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно.

К общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага частично считаются общественными: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. К таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов. Традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.У социальной политики целый ряд функций, с помощью которых государство проявляет свой гуманизм. К ним можно отнести следующие функции:

· компенсаторная, которая направлена на ликвидацию ограничений для индивида в его общественной деятельности;

· элективная, которая направлена на выявление нуждающихся индивидов;

· кумулятивная, направленная на накопление возможностей государства.

Все эти функции тем в большей степени проявляются, чем более социально ориентирована политика государства.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно либо на достойном уровне.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Основными принципами проведения социальной политики являются: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2)обеспечение помощи самым бедным семьям; 3)выдача помощи на случай безработицы; 4)обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; 5)развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6)проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном уровнем социального и экономического развития страны. Современная социальная политика в первую очередь призвана сохранять/повышать уровень жизни, перераспределять ресурсы в интересах всех групп населения. Социальная политика тесно связана с экономической. От того, насколько методы и средства социальной политики соответствуют масштабам и сущности существующих социальных проблем во многом зависят как благосостояние населения, так и экономическая структура общества. С другой стороны, реализация экономической политики приводит к возникновению социальных проблем (например, реструктуризация некоторых отраслей повлечет за собой потерю рабочих мест). Эффективность социальной политики зависит от уровня оказания социальной поддержки людям, не являющимся экономически востребованными (студенты, пенсионеры) и от того насколько реально распределена социальная нагрузка: внутри государства (как основного субъекта, реализующего социальной политики); насколько реально взаимодействуют социальные структуры и общественные организации; насколько каждый человек сам ответственен за то, что он может сделать. Разные слои населения переживают процессы приспособления к новым условиям жизни по-разному.

Большинство социальных мер носит производный характер относительно

экономических, социальному фактору придается второстепенное значение. Такая позиция негативно сказывается не только непосредственно на социальной, а в долгосрочном плане и на экономической эффективности социальной политики. Решающая роль в финансировании социальной политики по-прежнему принадлежит государству, но немалое значение приобретают и внебюджетные источники. Частным формам финансирования социальных услуг должны соответствовать зрелые рыночные отношения в экономике, отказ от психологии иждивенчества и патернализма. Только тогда методы решения социальных проблем, предпринимаемые в рамках социальной политики государства могут привести к положительным результатам и позволят добиться относительной социальной стабилизации.

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, в ней все­гда есть круг более или менее постоянных проблем.

К ним можно отнести: 1. Обеспечение социальной устойчивости общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо­дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль­ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем содержать возможности качественного обновления.

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяй­ства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт говорил: «...Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, ког­да оно возлагает обязанность заботиться об этом на государст­во, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматри­ваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого досто­инства простого мужчины и простой женщины...».

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Распределение реального участия социаль­ных групп (классов) в политических решениях удер­живает доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти.

3. Налаживание такой системы распределения экономическихресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности ре­шения проблем разных социальных групп, их социальная защищенность. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки — эти и иные эконо­мические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

Реализация социальной политики. Социальная политика может реализовываться по-разному. За послевоенные годы в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. В экономической литературе выделяют три основные модели: либеральную, корпоративную и общественную. Нужно сразу сказать, что ни одна из них не является идеальной. У каждой имеются свои достоинства и недостатки.

В основе либеральной модели социального государства лежит индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации – социально- страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование. Поэтому здесь действует принцип эквивалентности, возмездности, а не солидарности. При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов.

Вторая модель социального государства – корпоративная. В ее основе лежит корпоративный принцип, который предполагает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация (предприятие, учреждение). Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные организации, и личность также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Финансовой основой данной модели социального государства являются в первую очередь страховые взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых последняя в свою очередь является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами.

И последняя модель социального государства – общественная, в основе которой лежит принцип солидарности. Он означает ответственность всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно в данном случае берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме.

Следует отметить, что степень социальности государства не всегда зависит от непосредственных размеров финансового участия государства в реализации социальной политики. В значительно большей степени факторами, определяющими степень социальности государства, являются первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, присутствие сильных демократических политических институтов, наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и их экономическая эффективность.

Принципиально важным вопросом при проведении социальной политики является оптимальная (и необходимая) доля заработной платы в ВВП.

В практике развитых стран отдается приоритет той или иной модели. В Германии, Франции, Швеции, Италии 40-55% идет на текущую заработную плату (при этом объем чистой – за вычетом налогов - зарплаты работников составляет 35-40% ВВП), а 25-35% резервируется на всю совокупность видов социального страхования (от 18 до 25% ВВП).

В США и Великобритании это соотношение другое. Большая часть 55-60% идет на текущую заработную плату (при этом объем чистой, без налогов, заработной платы составляет 40-45% ВВП), а 15-20% резервируется на всю совокупность видов социального страхования (что составляет 12-15% ВВП). Соответственно сами работники должны оплачивать значительную часть социальных расходов. При этом важно отметить: в Великобритании существует бесплатное государственное медицинское обслуживание, в США оно практически отсутствует, а обязательное медицинское страхование охватывает ограниченные слои населения, поэтому основная масса населения прибегает к услугам платной медицины, которые достаточно дороги.

Как для первой, так и для второй группы стран совокупные доли текущей и законодательно резервируемой заработной платы близки по удельному весу и составляют порядка 50-60% ВВП (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Совокупный доход, направляемый наемным работникам в странах ЕС, США и России, 1994 г. (в %)1

Страна

Вознаграждение

(ЗП) наемных работников

Налоги на личные доходы наемных работников

Взносы на социальное обеспечение (работников)

Чистая заработная плата наемных работников

Трансферты социального обеспечения в пользу наемных работников

Чистый доход плюс трансферты в пользу наемных работников

Великобритания

54,6

8,2

6,1

40,3

20,4

60,7 беспл. мед. обсл.

Германия

54,6

9,4

15,4

29,8

25,7

55,4

Франция

51,7

5,5

19,1

27,1

25,6

52,7

Швеция

59,2

16,8

13,9

28,5

34,2

62,6

Италия

42,6

7,8

13,0

21,8

18,4

40,2

ЕС в целом

50,7

8,4

13,7

28,6

22,7

51,3

США

60,5

8,9

7,0

44,6

14,2

58,8 плат. мед. обсл.

Россия (2005г.)

28,0

3,2

-

24,8

7,2

32,0

По сравнению с развитыми странами в России удельный вес совокупности текущей (чистой) и законодательно резервируемой заработной платы в ВВП почти в два раза ниже (32-35% ВВП). Доля текущей чистой зарплаты, по разным оценкам, колеблется в диапазоне 25-28% ВВП, на все виды социального страхования приходится 7,2% ВВП. Заметим также, что размер отечественного ВВП в расчете на одного работника составляет от одной десятой до одной пятой соответствующего показателя по развитым странам.

В этой связи закономерен вопрос: какая модель распределения доходов ближе к социально-экономической сути российской действительности - с высокой долей в ВВП заработной платы и существенным повышением роли работников в формировании фондов социального страхования (как в Германии, Великобритании и Франции) или связанную с постепенным повышением размера зарплаты и адекватным увеличением расходов на социальное страхование?

В условиях рыночной экономики социальная политика государства смягчает значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. Главным содержанием такой политики является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов, как уже отмечено, сопровождается неравенством распределения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Выделяют следующие основные формы.

Прогрессивное налогообложение. Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Такой налог предполагает не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере роста дохода. Применение прогрессивной шкалы налогов считается необходимым условием функционирования национальных систем распределения доходов. Россия же с 1 января 2001 г. отказалась от такого подхода и практикует единую ставку налогов на личные доходы в размере 13%.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Дотации производителям – денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотаций. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен.

Субсидии потребителям – разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или специализированных фондов. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, адресными, тогда как установление налоговых или других льгот именуют косвенными субсидиями.

Определение гарантированного минимума(ставки оплаты труда за 1 час работы) является наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой. Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности(руб.)2

   

2005

2006

2007

2008

2009

Всего в экономике

 

8730,3

10697,4

13342,1

16892,9

18394,0

в том числе организации с основным видом деятельности:

           

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

 

6850,6

7980,6

9997,5

13536,7

15028,2

рыболовство, рыбоводство

 

7620,5

10416,5

14989,9

24421,3

29590,8

добыча полезных ископаемых

 

13659,0

16492,8

20733,0

27956,8

25532,9

обрабатывающие производства

 

8193,5

9830,5

12668,4

15058,8

15937,8

из них:

           

производство пищевых продуктов, включая напитки

 

6582,5

8228,8

9847,1

12444,7

13842,4

текстильное и швейное производство

 

3171,4

3676,4

4885,4

6870,2

7238,1

обработка древесины и производство изделий из дерева

 

6054,2

7812,6

11053,4

11389,2

12798,9

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

 

9686,6

11133,0

14180,2

16839,3

18687,6

химическое производство

 

13264,9

14850,3

20371,0

22697,7

21735,8

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

 

6915,3

8505,2

11091,9

15743,4

13692,5

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

 

11033,9

13374,6

16938,4

19812,2

19217,9

производство машин и оборудования

 

7874,9

10125,5

13927,4

18496,3

18658,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 

11661,4

13454,5

15957,4

19182,0

21032,0

строительство

 

8804,1

11939,9

13023,1

16620,9

16969,3

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

 

5345,4

6591,5

9350,2

11463,3

11998,7

гостиницы и рестораны

 

5468,2

5435,5

7629,6

9136,4

11053,9

транспорт и связь

 

10982,0

12845,4

15782,3

20859,7

22268,0

финансовая деятельность

 

21577,1

24286,8

30262,4

36333,4

35432,5

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

 

7826,0

9478,3

12056,0

14868,6

16316,4

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

 

14387,8

18048,0

22110,8

28375,8

31844,3

образование

 

5758,0

7290,4

8845,9

10734,4

12238,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

 

6512,3

8604,5

10350,8

12717,0

14817,3

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

 

6086,6

7586,3

9065,6

11438,9

12530,6

Так, средняя заработная плата в России на 1 января 2005 г. – 8,7 тыс. руб., на 1 января 2009 г. – 18,4 тыс. руб.

О перераспределении доходов и социальной защите малоимущих слоев можно судить на макроуровне по такому показателю, как доля заработной платы в валовом внутреннем продукте.

Если в развитых странах доля заработной платы составляет в ВВП 45-60 %, то в России этот показатель аномально занижен. Удельный вес заработной платы в ВВП – 26%, т.е. вдвое меньше, нежели в странах с современной рыночной экономикой.

Заниженный уровень заработной платы подрывает воспроизводство трудовых ресурсов, является антистимулом для работника и мощным ограничителем покупательной способности населения, а значит, и роста производства.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Всесторонняя система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Она может снижать стимулы к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Социальное страхование. В основе социального страхования лежит такое явление и понятие, как «социальный риск». В условиях развитых рыночных отношений доходы большей части населения зависят в определяющей степени от регулярного получения работником заработной платы. Достаточно высокая вероятность утраты заработка порождает резкое наступление материальной необеспеченности и падение уровня жизни. Главными функциями социального страхования следует считать: защитную (поддержание материального уровня застрахованного, если его обычный источник дохода для него недоступен или ему предстоят непредвиденные расходы); компенсирующую (возмещение ущерба от утраты трудоспособности и здоровья, а также оплата услуг в связи с лечением и реабилитацией); воспроизводственную (покрытие всех расходов застрахованным и членам их семей, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла, в случаях болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности); перераспределительную (влияние на сферу общественного распределения и перераспределения. Социальные выплаты (пенсии, пособия, медицинские и реабилитационные услуги) увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность перераспределительной функции страхования заключается в распределении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями, работодателями и застрахованными, работодателями и государством. Еще одна функция социального страхования – стабилизирующая, заключающаяся в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов (уровню социальной защиты, кругу лиц, подлежащих социальному страхованию, распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами, участию в управлении социальным страхованием).

Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции “динамической пенсии”: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений. Проводимая в области пенсионного обеспечения реформа предусматривает формирование трудовой пенсии из трех составных частей: базовой, страховой, накопительной.

Социальное обеспечение. Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет гособеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики, называемая социальным обеспечением.

Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях, частях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием других источников существования.

Способы распределения доходов. Среди основных форм решения проблемы смягчения социально-экономического неравенства в распределении доходов приходится учитывать особенности российской действительности и выделять приоритеты.

Взимание налога с личных доходов в России даже официально происходит только с фискальной целью, а не с целью относительного выравнивания доходов и достижения справедливости, о чем свидетельствует пропорциональный характер налогообложения личных доходов (средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода). В России главный акцент в распределении социальной помощи, насколько можно судить по заявлениям официальных государственных деятелей, делается на помощь лицам в зависимости от получаемого ими дохода с целью его повышения. В целом в России явно наблюдается чрезмерное воздействие рыночных сил и недостаточное действие налогово-трансфертного механизма в сфере социально-экономического неравенства, что проявляется в ускоряющемся росте поляризации и уровня бедности и является отрицательным показателем для социально-экономической стабильности страны.

К альтернативным способам перераспределения доходов ученые относят следующие четыре вида.

Таблица 3

Альтернативные взгляды на социальную справедливость

№ п/п

Наименование

Характерные черты социальной справедливости

1

Эгалитарный

Все члены общества получают равные блага

2

Роулсианский

Максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц

3

Утилитарный

Максимизируется общая полезность всех членов общества

4

Рыночный

Справедливость устанавливается рынком

Эгалитарный подход предполагает полное равенство равного распределения благ между членами общества.

Роулсианский подход. Американский философ Дж. Роулс наиболее справедливым считает такое распределение, которое максимизирует полезность наименее обеспеченных членов общества. По его мнению, относительное экономическое неравенство допустимо в том случае, если оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейших слоев населения. П. Хейне придерживается противоположного мнения. Он считает, что перераспределение доходов в пользу бедных людей может привести к такому положению, при котором в результате усилий государства по борьбе с бедностью число людей, относимых к категории бедных, может возрасти.

В соответствии сутилитарным подходом товары и услуги необходимо распределять, максимизируя общую полезность всех членов общества. Основоположником доктрины утилитаризма является И. Бентам, выдвинувший принцип наибольшего счастья для наибольшего количества членов общества. При этом с утилитарной точки зрения больше благ желательно дать тем, кто сумеет больше ими насладиться. Если бы все люди были одинаковы, то утилитарный принцип совпал бы с эгалитарным.

Рыночный подход заключается в том, что рыночное распределение доходов предполагает соответствие между доходами, получаемыми владельцами факторов производства, и доходами, создаваемыми за счет этих факторов, полученных от каждого фактора его владельцем. Сторонники этого подхода исходят из того, что равное распределение ресурсов может лишить стимулов к труду наиболее продуктивных членов общества. Поэтому рыночный подход допускает существенное неравенство в распределении доходов.

В современных условиях в некоторых странах, в т.ч. России, неравенство в доходах достигло огромных размеров. Наиболее значительных объемов достигло перераспределение совокупных доходов в Швеции. В этой стране валовой доход 10 % домашних хозяйств высшей группы в 100 раз превышает доходы низших 10 % населения. Но если взять располагаемый доход, т. е. доход после уплаты налогов и получения трансфертных платежей, то разница в доходах между высшей и низшей группами домашних хозяйств составит уже не стократный разрыв, а только четырехкратный (Эклунд К. Эффективная экономика). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что вмешательство государства в распределительные процессы позволяет достичь весьма существенного сокращения разрыва в доходах различных слоев населения и обеспечить стабильный уровень развития экономики.

Дифференциацию доходов населения измеряют с помощью децильных, квартильных, квантильных и других ко­эффициентов. Децильный коэффициент концентрации доходов предполагает разбиение всего населения, принятого за 100 %, на десять равных групп и нахождение отношения между последней и первой группами. Децильный коэффициент дифференциации до­ходов показывает, во сколько раз минимальный доход 10 % само­го обеспеченного населения превышает максимальный доход 10 % наименее обеспеченного населения. Аналогично, квар­тильный коэффициент концентрации доходов предполагает разбиение всего населения, на четыре равные группы по 25 %, квантильный — на пять доходных групп.

Наглядно дифференциацию доходов населения можно представить с помощью кривых Лоренца. На графике линия ОВ называется линией абсолютного равенства. Лома­ная линия OAВ - это линия абсолютного неравенства. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB и степенью ее отклонения от биссектрисы.

Кривая Лоренца устанавливает соответствие между числен­ностью населения и объемом получаемого суммарного дохода. Если совокупный доход и численность населения принять за 100 %, то в точке В 100 % дохода будет распределено среди 100 % населения. Если совокупный доход распределяется между от­дельными лицами абсолютно равномерно, т. е. все доходы рав­ны, то кривая Лоренца совпадает с линией 45° (биссектрисой) и доля любого квантиля получателей доходов совпадает с его до­лей в общем числе получателей дохода. Если бы такое равенство в распределении доходов существовало, то 20 % населения полу­чали бы 20 % от совокупного дохода общества, 40 % населения соответственно 40 % и т. д. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы. Неравенство в распределении доходов означает, что каждая группа из верхних квантилей будет получать боль­шую часть совокупного дохода общества, а каждая группа из нижних квантилей — меньшую долю. Абсолютное неравенство означает, что и 20, и 40 и так далее процентов населения не по­лучат никакого дохода за исключением единственного, послед­него в ряду распределения человека, который присваивает 100% всего дохода общества. Если кто-либо получает весь доход, то кривая Лоренца будет располагаться вдоль горизонтальной оси, а затем поднимется вертикально.

Отклонения кривой Лоренца от биссектрисы можно изме­рить через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и биссектрисой к площади всего треугольника, образованного бис­сектрисой и кривой Лоренца. В результате получим показатель, характеризующий степень неравенства, который в экономиче­ской литературе получил название коэффициента концентрации доходов или коэффициента Джини, который рассчитывается следующим образом: G = SODB/SOAB.

Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем дальше кривая Лоренца отстоит от биссектрисы и тем силь­нее неравенство. При определении коэффициента Джини опира­ются на некий принцип идеального равенства, который предпо­лагает, что 1 % населения должен получать 1 % совокупного до­хода этого общества. В мировой практике коэффициент Джини, используемый для оценки доходов в обществе, рассчитывается для каждого отдельного года. Согласно классификации, предложенной для стран ОЭСР, существует следующая шкала степеней неравенства: экономика с очень низкой (коэффициент Джини равен 20—22), низкой (24—26), средней (29—31) и высокой сте­пенью неравенства (33—35). Например, значение коэффициента Джини в США составляет 40,8 (2000 г.), в Великобритании — 36.0 (1999 г.), Швеции - 25.0 (2000 г.), Японии - 24,9 (1993 г.), Норвегия — 25,8 (2000 г.), Финляндия — 26,9 (2000 г.), Венг­рия — 26,9 (2002 г.), Австрия — 29,1 (2000 г.), Монголия - 32,8 (2002 г.), Российская Федерация — 39,9 (2002 г.). Зимбабве — 50,1 (1996 г.), Мексике - 46,1 (2004 г.), Чили - 54,9 (2003 г.).

Кривые Лоренца наглядно демонстрируют политику вырав­нивания доходов, проводимую государством посредством нало­гообложения и разного рода социальных программ. На основе соответствующих данных можно постро­ить кривые Лоренца, которые отражали бы распределение дохо­дов до выплаты налогов, после их уплаты и после получения вы­плат и пособий по социальным программам (см. рисунки3).

Оценить степень неравенства в распределении доходов в об­ществе можно с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов измеряет соотношение между средними доходами двух групп населения: 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов исчисляется путем сопоставления суммарного дохода указанных групп населения.

Для оценки дифференциации населения по доходам исполь­зуется коэффициент бедности. Коэффициент бедности — относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже про­житочного минимума, к общей численности населения страны.

Приоритеты социальной политики в России.Государство в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должно заботиться не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности. Механизм защиты работников от незаконных действий (несвоевременной выплаты заработной платы, отсутствия пособий и других обязательных выплат) предусматривается в Трудовом кодексе РФ.

В частности, в ст.7 сказано: "В Рос­сийской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается га­рантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государ­ственная поддержка семьи, материнст­ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается систе­ма социальных служб, устанавливают­ся государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Социальная политика в области оплатытрудадолжна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Государственная политика на рынке труда делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда. Речь идет прежде всего о влиянии на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя также произведение компенсационных выплат при безработице. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости должно явиться решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Политику обеспечения необходимых жилищных условий можно также считать инструментом социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

Таблица 4

Предоставление жилья гражданам4

год

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Число семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год, тыс.

1296

652

253

242

229

227

229

151

139

140

144

147

в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

14

8

4

5

5

5

5

4

4

4

5

5

Число семей (включая одиноких), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года), тыс.

9964

7698

5419

4857

4428

4429

4180

3384

3118

2911

2864

2844

в процентах от общего числа семей (включая одиноких)

20

15

11

10

9

11

10

7

6

6

6

6

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Одним из примеров социального жилья в Самарской области является программа «Кошелев проект». Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

По каждому направлению социальной политики приняты целевые и другие программы, содействующие достижению поставленных целей, с выделением на них определенных средств. Такие программы одновременно выступают конкретными проявлениями отдельных направлений социальной политики, в которых предусмотрены механизмы их реализации и регулирования.

В результате проведенных за истекшее десятилетие рыночных преобразований в России изменились отношения собственности, системы управления экономикой, структуры власти. Этот процесс сопровождался резким снижением уровня жизни большинства населения. Возникли неоправданно высокая социальная и материальная дифференциация населения, зоны «сверхбогатства» и хронической бедности, охватившей практически треть населения страны.

В сложившихся условиях сохранение в неизменном виде инструментов реализации социальной политики, чревато усугублением существующих негативных тенденций. Требуются разработка программных средств реализации принципиально новой стратегии государственной политики структурной перестройки социальной сферы. Социальные расходы государства будут перераспределяться в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном уменьшении помощи обеспеченным семьям.

Правильно, на наш взгляд, названы факторы, предопределяющие сложность проведения социальной политики в экономике России:

1. Среди российского населения сохраняется выработанная за период социалистического развития склонность ожидать основную массу благ от государства. Такая позиция соответствовала прежней реальности. Возможность населения самостоятельно принимать многие виды хозяйственных решений была крайне ограничена. Шансы существенного улучшения индивидуальных условий жизни всегда оставались скромными. Уровень и качество жизни определялись часто не самим трудом, а, скорее, местом работы (отрасль, ведомство), системой связей, социально-политическим положением.

В настоящее время у российского населения постепенно начинает вырабатываться понимание возможностей принятия самостоятельных решений по улучшению своего социального статуса. Государство должно поощрять реализацию населением самопомощи.

2. Социальная политика в России усложняется недостаточной зрелостью социальных отношений. Общество пока еще является недостаточно зрелым, что проявляется, в частности, в следующем:

• в российском обществе заметно наличие множества властных групп влияния. Общественный контроль над ними (через систему независимых СМИ) достаточно слаб. Более того, наблюдалась тенденция к тому, что многие каналы СМИ попадали под полный контроль крупного капитала, что, естественно, снижало необходимую рольную функцию СМИ. Большое влияние властных групп - одна из причин того, что вопрос о чрезмерно низком уровне заработной платы и завышенной доле прибылей (в национальном доходе страны) до сих пор не обсуждался в российском обществе.

3. Наблюдавшиеся в течение 1990-х гг. значительные трудности финансового положения России также затрудняли решение многих социальных проблем. Лишь достигнутое в начале XXI в. положительное сальдо бюджета позволило заметно расширить группу мер социального плана.

Современная социальная стратегия включает борьбу с бедностью, чрезмерной дифференциацией, демографическими и иными системными кризисами.

При исследовании теории и практики социальной политики в России были выявлены приоритеты государственной социальной политики на 2010-2013гг. Расходы федерального бюджета на 2011-2013гг. по сравнению с 2010 г. были сформированы с учетом изменения классификации расходов бюджетов.

Таблица 5

Расходы федерального бюджета в 2010 - 2013 гг. по разделам классификации расходов бюджетов5 (млрд. руб.)

Наименование разделов

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

оценка

в% к итогу

проект

в% к итогу

проект

в% к итогу

проект

в % к итогу

ВСЕГО

10232,8

100

10658,6

100

11237,9

100

12175,6

100

Условно утвержденные расходы

       

419,3

3,7

798,3

6,6

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

10232,8

100

10658,6

100

10818,6

96,3

11377,3

93,4

в том числе:

               

Общегосударственные вопросы

800,2

7,8

863,8

8,1

794,5

7,0

771,7

6,3

Национальная оборона

1276,8

12,5

1517,1

14,3

1655,7

14,7

2098,6

17,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1109,1

10,8

1215,5

11,4

1193,4

10,6

1182,8

9,7

Национальная экономика

1600,3

15,7

1760,2

16,5

1747,7

15,5

1637,9

13,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

223,3

2,2

216,5

2,0

94,3

0,8

78,7

0,6

Охрана окружающей среды

13,3

0,1

16,8

0,2

17,4

0,2

16,7

0,1

Образование

444,0

4,4

516,6

4,8

516,0

4,6

519,4

4,3

Культура, кинематография

74,6

0,7

82,0

0,8

78,8

0,7

76,0

0,6

Здравоохранение

430,1

4,2

466,1

4,4

481,7

4,3

432,9

3,6

Социальная политика

3316,4

32,4

2940,5

27,6

3185,8

28,3

3437,5

28,2

Физическая культура и спорт

34,0

0,3

42,5

0,4

28,8

0,3

26,0

0,2

Средства массовой информации

54,8

0,5

61,3

0,6

62,3

0,6

56,0

0,5

Обслуживание государственного и муниципального долга

280,3

2,8

389,9

3,6

518,4

4,6

600,7

4,9

Межбюджетные трансферты общего характера

575,6

5,6

569,8

5,3

443,8

4,0

442,4

3,7

Количество разделов классификации расходов бюджетов увеличено с 11 до 14 разделов, в том числе из раздела «Общегосударственные вопросы» выделены в отдельный раздел расходы по обслуживанию государственного и муниципального долга, из раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт» - расходы, направляемые на физическую культуру и спорт, из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации» - расходы, направляемые на средства массовой информации.

В новом разделе «Межбюджетные трансферты общего характера» отражены дотации, направляемые на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации. Другие межбюджетные трансферты, предусмотренные из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, распределены по разделам классификации расходов бюджетов в соответствии с их функциональной направленностью.

Кроме того, в разделе «Национальная экономика» отражены расходы, направляемые на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотех».

В структуре общего объема расходов федерального бюджета 1-е место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2011 г. - 27,6 %, 2012 г. - 28,3 %, 2013 г. - 28,2 %), 2-е место - расходы на национальную экономику (2011 г. - 16,5 %, 2012 г. - 15,5 %, 2013 г. - 13,5 %), 3-е место - расходы на национальную оборону (2011 г. - 14,3 %, 2012 г. - 14,7 %, 2013 г. - 17,2 %), которые к 2013 г. спрогнозированы опережающими по сравнению срасходами на национальную экономику.

В номинальном выражении в 2013 г. темпы роста не процентных расходов федерального бюджета предусмотрены были выше темпов роста экономики (ВВП) на 3,5 процентного пункта, при этом сохраняются риски неэффективного расходования бюджетных средств.

Условно утвержденные расходы федерального бюджета (не распределяемые в 2011 г.) предусмотрены были на 2012 г. в сумме 419,3 млрд. руб., или 3,7 % общей суммы расходов, на 2013 г. - 798,3 млрд. руб., или 6,6 % общей суммы расходов. Частью 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что общий объем условно утвержденных расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на первый год планового периода устанавливается в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода - в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета.

Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных расходных обязательств в среднесрочном периоде, являются относительно стабильными (на 2011 г. - 296,6 млрд. руб., на 2012 г. - 301,9 млрд. руб., на 2013 г. - 306,7 млрд. руб.) и увеличиваются по сравнению с предыдущим периодом: в 2011 г. - на 10 %, в 2012 г. - на 2 %, в 2013 г. - на 2 %. В структуре общих расходов федерального бюджета указанные расходные обязательства составляют: в 2011 г. - 2,8 %, в 2012 г. - 2,7 %, в 2013 г. - 2,5%.

При этом индексация социальных выплат запланирована была в 2011 г. на уровне инфляции, установленной на 2011 г. в 6,5 %. Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. был предусмотрен механизм индексации социальных выплат по фактическому уровню инфляции, сложившемуся в предыдущем году (в 2010 г., по оценке, 8 %).

Результаты контрольных мероприятий, анализ структуры бюджетных расходов позволяют сделать вывод о том, что в 2011 — 2013 гг. существенных резервов их сокращения практически нет.

Значительную часть расходов федерального бюджета в 2011 - 2013 гг. нужно было направить на государственную поддержку инновационных проектов и развития современной транспортной инфраструктуры, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, увеличение денежного довольствия военнослужащих, содержания судей и прокурорских работников, фондов оплаты труда федеральных государственных учреждений, модернизацию здравоохранения, совершенствование образования, исполнение публичных нормативных расходных обязательств, подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паролимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке и XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, реализацию федеральных целевых программ, обеспечение национальной обороны, обслуживание государственного долга.

Следует также иметь в виду, что поддержание сложившихся объемов бюджетных ассигнований имеет важное значение для сохранения совокупного внутреннего потребительского спроса.

В условиях дефицита федерального бюджета повышается актуальность системы мер, связанных с необходимостью модернизации управления общественными финансами, в первую очередь повышения эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усиления контроля за использованием государственных средств.

При исследовании формирования расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг. выделены были следующие ключевые проблемы.

Первое. Повышение эффективности социальной защиты населения (безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций). Система социальной защиты населения переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. В связи с этим было бы более верным расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.

Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

Второе. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих. С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции стало возможным увеличить на 6,5 процента с 1 апреля 2011 г. денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 г. – фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. – стипендиальный фонд.

Третье. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания. Должны быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием.

В рамках соответствующих государственных программ следует продолжать развитие федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря реализации национального проекта «Здоровье».

Важной инвестицией в будущее развитие считается работа, направленная на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.

При планировании социальных расходов бюджета важно не забывать о средствах на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.

Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. К концу 2010 г. предусмотрено было выполнить все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем, к 2012 г. – служебным жильем.

Таким образом, бюджетные проектировки свидетельствуют об увеличении социальной направленности государственных расходов.

1 Eurostat National accounts (1970-1994) and World Bank, World Development Report 1996, Basic indicators.

2 http://krl.gks.ru/digital/region12/DocLib/urj3.htm.

3 http://www.std72.ru/dir/ehkonomicheskaja_teorija_mikro_makro/mikroehkonomika/raspredelenie_dokhodov_v_rynochnoj_ehkonomike/80-1-0-733.

4 http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh46.htm.

5 http://protown.ru/information/hide/6366.html.

Просмотров работы: 44149