ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Малое предпринимательство – один из значимых секторов, определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса необходимо для формирования гибкой экономики, состоящей из разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес создает надежную опору из среднего класса для государства. Малое предпринимательство мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный1. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов являются той самой резервной рабочей силой1. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом. Малый бизнес предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и соответствующую ответственность за результаты этих решений. Даже решение держать акции данной компании или своевременно продать, связано с риском.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия2.

Предпринимательский риск связан прежде всего с выбором и принятием управленческого решения на различных уровнях структуры управления: отраслью, предприятием или его подразделениями. Риск предпринимательской деятельности, кроме элементов хозяйственного риска, включает специфические виды риска, связанные с личными имущественными денежными вкладами в создание данного предприятия. Речь идет прежде всего о риске полной или частичной утраты имущества или денежного вклада, в том числе и риск банкротства, характерный в условиях рыночных отношений.

Организации бизнеса – это, в основном, частные фирмы различного хозяйственного статуса – от индивидуальных до крупнейших акционерных компаний. Переход к рыночной экономике потребовал изменения всей экономической инфраструктуры страны и, в первую очередь, осуществления ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. За счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений.

Малый бизнес обладает рядом преимуществ:

- отсутствием лишнего бюрократического аппарата, сравнительно более низкие издержки управления, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда;

- малые предприятия достаточно хорошо владеют информацией о внутренних рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;

- малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

Имеются и отрицательные моменты в деятельности предприятий:

- малые предприятия зависимы от крупных компаний, они обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке;

- большие трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

- малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от капитальных вложений.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательствокак самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке3.

Данное определение исчерпывающе раскрывает сущность и содержаниепредпринимательства.

1) Смысл предпринимательской деятельности заключается в стремлении удовлетворить потребности населения в товарах и услугах.

2) Удовлетворение потребностей достигается путем использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

3) Движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение прибыли.

4) Занятие предпринимательской деятельностью является неотъемлемым правом гражданина (здесь требуется не разрешение, а регистрация).

5) Предпринимательская деятельность носит инициативный характер.

6) Предпринимательство — постоянное занятие, систематическая деятельность.

7) Предпринимательская деятельность рискованна по своей природе. Риск здесь обусловлен возможностью понести убытки по не зависящим от предпринимателя причинам.

8) За последствия риска отвечает сам предприниматель.

9) Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность.

10) Роль государства ограничивается установлением «правил игры», контролем над их соблюдением, а также регистрацией предпринимательства и взиманием налогов.

На современном этапе развития экономики постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, обусловленная тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов4.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций”, или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

Венчурный бизнес — рискованный научно-технический, или технологический бизнес. Венчурный бизнес важен в процессах создания эффективной и конкурентоспособной современной экономики. Высокие технологии, создаваемые на базе венчурного бизнеса, позволяют стране с «догоняющей экономикой» приблизиться в обозримом будущем по душевым доходам к развитым странам мира. Развитый венчурный технологический бизнес определяет способность страны удерживать конкурентоспособные мировые позиции в передовых технологиях.

Малое инновационное предприятие – это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%5. Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, в широких масштабах начали возникать в нашей стране уже во второй половине 80-х годов. Их развитие позволяло ускорить инновационный процесс, преодолеть существовавшие в плановой экономике препятствия для технического прогресса — ведомственные барьеры, несогласованность этапов инновационного процесса, монополистическое положение отдельных участников общего процесса. В начале 90-х годов малые предприятия инновационной деятельности попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита. В настоящее время предприятия инновационной деятельности не связаны с инвестиционным спросом, поэтому их прибыльность резко сократилась. Исследования и разработки выполняются либо на арендованном оборудовании, либо путем бесплатного его использования по месту работы. Характерная черта развития малого инновационного бизнеса в настоящее время — его нестабильность, а это отражается на финансировании. В настоящее время малое предпринимательство в инновационной сфере формируется несколькими путями:

- они могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых НИИ и заводов и заниматься как чисто научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом.

- могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций. Их финансирование постоянно сокращается, и они не могут приспособиться к новым экономическим условиям. Деятельность малых фирм в этом случае направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники.

При сложившихся условиях малые и средние предприятия будут в значительной степени ориентированы на сохранение сложившихся объемов и структуру производства, нежели на инновационное предпринимательство6.

Технический прогресс, понимаемый не только как применение новых методов производства (нововведения в производственных процессах), но и как создание и значительное усовершенствование благ (нововведения в продуктах), в современных условиях приобретает большое значение. В этом плане основными «точками роста» выступают инновационные монополии, возникающие в процессе производства улучшенных или совершенно новых товаров и услуг. Монопольное положение могут занимать не только крупные, но и средние, и мелкие предприятия. Все зависит от отрасли, выпускаемого товара или оказываемых услуг.

Предприниматель, впервые начавший использовать в своем бизнесе нечто новое, нетрадиционное или впервые предложивший на рынке некий новый товар, получает уникальный шанс завоевать лояльность покупателей. Именно таких предпринимателей Й.Шумпетер назвал «инноваторами». Когда остальные участники рынка сориентируются и также начнут предлагать своим клиентам аналогичный товар, этот товар уже перестанет быть новинкой и приносить сверхприбыль — инновация совершит свой цикл и станет традиционным товаром. Для получения очередной сверхприбыли необходима будет уже следующая инновация. На деле мы имеем дело с монополией, которая образуется на некоторое время, пока конкуренты не научились производить аналогичный товар. Эта монополия получила название «инновационная монополия». Мечта любого бизнесмена — быть монополистом, и использование инноваций является тем уникальным шансом, который позволяет эту законную монополию обрести.

Таким образом, привлекательность инновационной деятельности для бизнеса состоит в том, чтобы обрести возможность и право на некоторый период стать монопольным продавцом на рынке, диктуя цену на свой уникальный товар в пределах покупательной способности потребителей.

Малый бизнес может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях, он выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности. Малое предпринимательство служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Оно инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:

  • Ориентация на достижение максимально возможного результата;

  • немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал;

  • приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся творческая специализация в деятельности;

  • низкие издержки производства и высокая производительность труда;

  • высокий инновационный потенциал.

Наукоёмкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня.

За последние 20 лет объёмы продаж в наукоёмком секторе развитых стран мира росли в 1,7 раза быстрее, чем в обрабатывающей промышленности. Повышение инновационной активности естественно привело к росту показателя общей наукоёмкости ВВП. Лидером инновационного развития экономики является Швеция, где наукоемкость ВВП составила 4,27 %. Второе место занимает Япония– 3,09 %, далее следуют США – 2,7 %, в странах ЕС наукоёмкость ВВП в среднем– 1,9 %. В России же этот показатель не превышает 1 %. До 2020 г. ожидается постепенное повышение показателя наукоёмкости ВВП. Весьма вероятно, что расширение масштабов сферы НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в России достигнет 2,5%-го уровня. В общем, по оптимистическому варианту прогноза ожидается увеличение доли расходов в научную сферу, рост инновационных сегментов российской экономики, повышение роли научно-технического прогресса в жизни общества.

Малый бизнес имеет большое значение в формировании материальной основы благосостояния и социальной стабильности населения страны. Значительна роль малого бизнеса для достижения конкурентоспособности продукции, услуг на внутреннем и внешнем рынках. При этом гораздо важнее, чем способность генерировать новые знания и технологии, является умение передавать эти технологии на рынок, быстро превращать их в нужную потребителям продукцию или услугу. Для эффективной передачи технологий из науки в промышленность должно быть достигнуто условие активного сотрудничества всех субъектов инновационной деятельности (учёных, инвесторов, предпринимателей, власти и потребителей) и полной реализации права интеллектуальной собственности за счёт малого наукоёмкого бизнеса.

Малые предприятия благодаря своей гибкости, адаптивности к изменяющимся условиям успешно проводят начальные этапы инновационного процесса. В дальнейшем они могут передавать инновации для их промышленного освоения крупным бизнесом, обладающим значительными финансовыми и производственными возможностями. Малый бизнес должен выступать связующим звеном в отношениях между наукой и производством, передавать научному сообществу информацию о спросе на новые продукты, материалы, технологии. С одной стороны, малый инновационный бизнес расставляет акценты для проведения наукой прикладных исследований и разработок, с другой – доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций.

Малый бизнес успешно представляет себя не только на национальных, но и на международных рынках. В промышленном экспорте инновационной продукции ряда развитых стран доля малого бизнеса составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40 %, Италии – 20–25 %, США и Японии – 15 %. В сфере международной торговли малый бизнес приобрёл особое значение. Например, 50 % лицензий, проданных США, приходится на малый инновационный бизнес.

Наукоёмкое производство базируется на малогабаритной технике, которая может создаваться и эффективно использоваться на небольших предприятиях. В связи с усложнением инновационных процессов, снижением серийности производства именно малые предприятия предоставляют дополнительные консультационные услуги, услуги по наладке и вводу техники в эксплуатацию.

Малый бизнес играет важную роль при создании новых рабочих мест, особенно для специалистов высокой квалификации. Он позволяет сформировать условия для раскрытия индивидуальности личности сотрудника, быстро реагировать на смену потребностей рынка.

Для открытия малых инновационных предприятий требуется меньше затрат, они обладают большими возможностями в сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе. Малые инновационные предприятия создают качественную продукцию, так как не имеют других средств для выхода на рынок и сохранения своих позиций на нём. Поэтому они и идут на риск внедрения новшеств, основываясь чаще всего на интуиции. При небольших объёмах производства единственным способом выжить в условиях жёсткой конкуренции остаётся процесс совершенствования производимой продукции, предоставляемых услуг. Высокая мотивация предпринимательской деятельности, оперативность, низкий уровень накладных расходов благодаря прямым контактам с контрагентами могут повысить рентабельность производства малого предприятия.

Малые инновационные предприятия лидируют по доле наиболее квалифицированных работников; по объёму инновационной продукции и услуг на одного работника; по показателю наукоёмкости продукции. Важной характеристикой инновационной деятельности является также жизненный цикл производимой продукции. У малых предприятий он ниже на 7 лет, чем у предприятий более крупного размера. Таким образом, малый инновационный бизнес скрывает в себе значительный потенциал экономического роста, реализуемый в большинстве промышленно развитых стран, но пока не имеющий подобающего развития в РФ.

В настоящий момент внедрением инноваций в России занимается всего 6,2 % общего числа всех предприятий, не более 10 % в промышленности, по разным оценкам до 3,5 % предприятий малого бизнеса. Затраты на инновации не превышают 1,5 % от стоимости промышленной продукции, в то время как в странах ЕС показатель составляет 4,2 %. В настоящий момент высокий инновационный потенциал предприятий малого бизнеса в РФ используется недостаточно. Из всех разработок, предлагаемых малым бизнесом в научно-технической сфере, до реализации доходят от 1 до3 %. В промышленно развитых странах эта доля превышает 60 %.

Таким образом, к причинам, сдерживающим развитие малого инновационного бизнеса в России, можно отнести следующие:

  • недостаток денежных средств, в частности собственных;

  • недостаточная финансовая поддержка со стороны государства;

  • высокая стоимость новшеств;

  • высокий риск;

  • недостаточный спрос на инновационную продукцию со стороны потребителей.

Нерешёнными вопросами в развитии малого инновационного бизнеса остаются нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране, несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы защиты прав на интеллектуальную собственность, неразвитость инфраструктуры в сфере коммерциализации инноваций и др. Хотя в настоящий момент инновационное предпринимательство в РФ не определяет общий климат в малом бизнесе. В тоже время малый бизнес обладает огромным потенциалом, чтобы стать источником экономического роста в условиях жёсткой конкуренции на рынке инноваций.

Оказание помощи малым предпринимателям играет большую роль в начинании бизнеса по разным направлениям. Такая помощь оказывается и на территории г.о. Самара. Постановлением Главы городского округа Самара от 20.10.2008 г. № 8667 создано и начало свою деятельность муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский бизнес-инкубатор».

Основные направления деятельности МП «Самарский бизнес-инкубатор»:

  • оказание консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Самара по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

  • юридические консультации для предпринимателей, подготовка учредительных документов для регистрации, а также комплексное сопровождение лиц;

  • помощь в проведении маркетинговых исследований;

  • предоставление во временное пользование помещений Самарского бизнес-инкубатора;

  • организация и проведение мероприятий (круглые столы, форумы, выставки, конференции, саммиты);

  • услуги по ведению бухгалтерского учета на предприятии.

На базе бизнес-инкубатора работает финансово-аналитический центр содействия субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросу доступности к кредитным ресурсам, основными задачами деятельности которого являются:

  • оказание помощи предпринимателям по составлению кредитной заявки;

  • прием и обработка кредитных заявок предпринимателей;

  • консультирование по вопросам государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, перечню кредитных продуктов, предлагаемых банками города, для финансирования предпринимателей;

  • ведение базы данных субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение кредита.

Самарский бизнес-инкубатор, финансово-аналитический центр содействия субъектам малого и среднего предпринимательства являются элементами создаваемой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса на территории городского округа Самара, Самарской области.

В Департаменте развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области проводится реализация областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009-2015 гг., в рамках которой предусмотрены следующие мероприятия:

  • предоставление грантов на создание собственного бизнеса субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат;

  • предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;

В Государственном учреждении Самарской области «Информационно-консалтинговое агентство Самарской области» оказываются бесплатные услуги в целях обеспечения информационно-консалтингового обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • консультации по ведению предпринимательской деятельности;

  • консультации юриста по правовым аспектам предпринимательской деятельности;

  • консультации бухгалтера (аудитора) по ведению бухгалтерского, налогового учета;

  • организация и проведение конференций, семинаров, стажировок по актуальным вопросам предпринимательской деятельности.

Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи Администрации городского округа Самара реализует мероприятия в целевой программе поддержки развития малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2013 - 2018 гг., в том числе организация и проведение:

  • развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие городского бизнес-инкубатора;

  • информационная поддержка предпринимательской деятельности;

  • оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; популяризация и повышение престижа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Программы для развития предприятий малого и среднего бизнеса представляют собой комплекс обеспечивающих информационных систем, взаимосвязанных готовых решений по автоматизации выбора и организации производства в различных сферах деятельности, т. е. предприятиям предоставляется возможность выбора направления, позволяющего реализовывать производимую продукцию или услугу для нужд населения.

Анализ развития малых и средних предприятий в Самарской области показал, что основная идея всех программ состоит в том, чтобы использовать ресурсы региона при создании и управлении малым бизнесом, реализовывать свои направления посредством бизнес-процессов, которые необходимо рассматривать как совокупность процессов, обеспечивающих положительный результат8.

В Самарской области разработана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. По мнению экспертов, первостепенной проблемой для начинающих предпринимателей становится выбор и организационно-экономическая проработка эффективной идеи, способной обеспечивать динамичное развитие данного бизнеса и стабильный доход.

По состоянию на 1 января 2012 г. в городском округе Самара количество субъектов малого предпринимательства (Рис. 1) составило 30 383. Из них:

- 2 819 - малых предприятий (с численностью работников от 16 до 100 чел.);

- 27 351 - предпринимателей без образования юридического лица;

- 213 – средних предприятий (с численностью работников от 101 до 250 чел.).

Рис. 1. Количество субъектов малого предпринимательства

По итогам 2011 г. наибольший удельный вес в отраслевой структуре малых предприятий (без учета микропредприятий) городского округа Самара занимают предприятия, работающие в следующих сферах:

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств – 35,3%;

- операции с недвижимым имуществом – 23,3%;

- строительство – 13,0%;

- обрабатывающие производства – 12,2%;

- транспорт и связь – 5,3%.

Наиболее предпочтительным сектором для малого бизнеса с коммерческой точки зрения, благодаря быстрой окупаемости вложенных средств и наименьшим рискам, по-прежнему остается оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - доля данного сектора возросла с 33,3% в 2010 г. до 35,3% в 2011 г.

Рис 2. Отраслевая структура малых предприятий

В отраслевой структуре индивидуальных предпринимателей значительно преобладают предприниматели, работающие в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (64,5%).

Рис 3. Отраслевая структура индивидуальных предпринимателей

По сравнению с 2010 г. оборот малых предприятий в этой сфере увеличился на 11,2%.

Предпочтение, отдаваемое малым предпринимательством торговле и ремонту, характеризует и сравнение видов деятельности, успешности предприятий, размеров заработной платы и других показателей между малым и средним бизнесом.

Оборот средних предприятий по всем видам экономической деятельности составил свыше 44 млрд. руб. (44 194 194 тыс. руб.), увеличившись на 23,2% по сравнению с величиной 2010 г.

Фонд начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей малых предприятий городского округа Самара по итогам 2011 г. составил 9,2 млрд. руб., а фонд заработной платы работников средних предприятий составил 4,8 млрд.руб.

Размер среднемесячной заработной платы работников малых предприятий по всем видам экономической деятельности составил 13 128 руб., размер среднемесячной заработной платы в средних предприятиях - 19 509 руб.

Наибольший размер среднемесячной заработной платы (Рис. 4) сложился в отрасли «Финансовая деятельность» - 25 308 руб., наименьший размер среднемесячной заработной платы сложился в отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» - 4937 руб.

Рис. 4. Наибольшая и наименьшая заработная плата работников малых и средних предприятий на территории г.о. Самара

В то время, как наибольший размер среднемесячной заработной платы по средним предприятиям сложился в отрасли «Добыча полезных ископаемых» - 38 970 руб. Наименьший размер среднемесячной заработной платы сложился в отрасли «Строительство» - 13 217 руб.

Большая часть малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих на территории городского округа Самара, является плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД), 90% от которого поступает в доходную часть городского бюджета. На 1 января 2012 г. сумма ЕНВД, поступившая в бюджет городского округа Самара, составила 743 304 000 руб., увеличившись по сравнению с величиной 2010 г. на 3,7%.

Интересным является и сравнительный анализ развития малого предпринимательства в крупных городах Приволжского Федерального округа.

Таблица 1

Сравнительный анализ г.о. Самары с крупными городами ПФО

 

Самара

Нижний Новгород

Казань

Саратов

Количество субъектов малого предпринимательства

30383

45496

61913

12434

Количество малых предприятий

2819

11577

24427

1574

Количество предпринимателей без образования юридического лица

27351

33742

37207

10742

Количество средних предприятий

213

177

219

118

Размер среднемесячной заработной платы

13128

12490

21000

13247

Оптовая и розничная торговля (%)

35,3

31,8

26,1

32,0

Операции с недвижимым имуществом (%)

23,3

27,0

20,3

20,0

Обрабатывающие производства (%)

12,2

14,5

13,7

16,0

Строительство (%)

13,0

12,5

22

15,0

Общий оборот малых предприятий (млрд. руб.)

119,1

120,5

146,6

83,5

По 10 обозначенным показателям г.о. Самара отстает от г.Казани и г.о.Нижнего Новгорода, но при этом обгоняет г.о. Саратов.

По диаграмме «Количество субъектов малого предпринимательства» (Рис.5) мы наблюдаем значительный разрыв между Казанью и Самарой по количеству субъектов малого предпринимательства. В 2 раза Казань превосходит Самару и в 5 раз г.о.Саратов, занимая лидирующую позицию в ПФО.

Рис. 5. Количество субъектов малого предпринимательства в ПФО

По показателю «Количество малых предприятий» (Рис.6) с численностью работников от 16 до 100 чел. Казань превосходит своих соседей в несколько раз (г.о.Самара в 8,5 раз; Нижний Новгород в 2 раза). Самара же опережает по показателям данной категории только г.Саратов в 1,8 раз.

Рис.6. Количество малых предприятий

На графике «Количество предприятий без образования юридического лица» (Рис. 7) опять лидирует Казань, опережая Самару в 1,3 раза. Самара находится на 3-ем месте с численностью предприятий 27351.

Рис 7. Количество предприятий без образования юридического лица

По количеству средних предприятий (Рис. 9) Казань и Самара находятся примерно на одном уровне. Нижний Новгород отстает по этому показателю от Казани и Самары в 1,2 раза.

Рис.8. Количество средних предприятий в ПФО

Размер среднемесячной заработной платы работников малых предприятий по всем видам экономической деятельности (Рис. 9) в Казани значительно больше, чем в Самаре, Нижнем Новгороде и Саратове и составляет 21000 руб. В свою очередь в этих 3-х городах заработная плата работников находится примерно на одном уровне и составляет 12500 – 13000 руб.

Рис. 9. Размер среднемесячной заработной платы работников малых предприятий по всем видам экономической деятельности

Сравним процентные показатели секторов, в которых предприниматели предпочитают работать. Эти два графика показывают нам, что предприниматели вкладывают средства в бизнес, связанный с оптовой и розничной торговлей (Рис. 10). На втором месте идет отрасль «Операции с недвижимостью» (Рис. 11).

Рис 10. Оптовая и розничная торговля Рис 11. Операции с недвижимым

имуществом

В сфере «Обрабатывающие производства» (Рис. 12) лидирует с небольшим отрывом г.о. Саратов. Сам сектор занимает 3-ью позицию по значимости деятельности в данной сфере у предпринимателей.

Рис. 12. Сектор «Обрабатывающие производства»

В секторе «Строительство» (Рис. 13) лидирует г. Казань. Значимость данного сектора, по нашему мнению, увеличена была преддверием Универсиады 2013 г.

Рис. 13. Сектор «Строительство»

По общему обороту денежных средств в малом бизнесе (Рис 14) лидирует Казань. Самара и Нижний Новгород примерно с равным оборотом денежных средств находятся на 2-ой позиции, г.о. Саратов отстает от Казани примерно в 2 раза.

Рис 15. Общий оборот денежных средств на малых предприятиях (млрд. руб.)

Таким образом, несмотря на положительные сдвиги в развитии и продвижении малого предпринимательства, создании определенных элементов инфраструктуры, г.о. Самара не достигает высоты планки имеющегося потенциала.

Подводя итоги, следует отметить, что в г.Казани гораздо лучше развито малое и среднее предпринимательство в связи с проведением Универсиады 2013 в Казани, особой системы налогообложения и ряда других причин. На данный момент Казань имеет преимущества в финансировании и вкладывании денежных средств на развитие предпринимательства.

Думается, что в г. Самара малый бизнес активизируется в ближайшем времени. Предпосылки созданы, впереди ожидается чемпионат мира по футболу. Это означает, что Самару будут активно поддерживать в финансировании областные и федеральные власти. Наступает время, когда активные, креативные предприниматели могут попробовать себя в малом бизнесе.

1 См.: Мустафин A.T., Кантарбаева А.К. О распределении по размерам // Экономика и математические методы. Том 36. 2000. № 3. С.105-112.

2 См.: Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991. С. 20.

3 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством.

4 Лупина Т.А.Малые предприятия, большая роль. // Российское предпринимательство. 2009. № 2 (1).

5 Скиданов В.К.Инновационная деятельность малых предприятий. Перспективы и роль в развитии российской экономики // Актуальные проблемы управления. М., 2004. – Вып. 1.

6 Сабирова Г.Т. О развитии инновационно-инвестиционной деятельности предприятия малого и среднего бизнеса.// Проблемы развития предприятий: теория и практика (Текст): материалы 10-й Международной науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Самар. гос. эконом. ун-та, 24-25 нояб. 2011 г./(редкол.: Г.Р.Хасаев, С.И. Ашмарина (отв. ред.) и др.) – Ч.1. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2011.

7 Постановление Главы городского округа Самара от 20.10.2008 N 866 "О создании муниципального предприятия городского округа Самара "Самарский бизнес-инкубатор"/ http://zakon-region3.ru/3/109616/.

8 Информационный портал «МЭРИТ: Департамент развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области». URL: http://www.economy.samregion.ru/.

Просмотров работы: 3681